Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:44, шпаргалка
1. Понятие и способы образования права.
Право - совокупность юридических норм, принятых государством для управления социальными отношениями в обществе.
Первой формой права - правовой обычай — обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);
1. Понятие и способы
образования права.
Право - совокупность
юридических норм, принятых государством
для управления социальными отношениями
в обществе.
Первой формой права - правовой обычай
— обычай, санкционированный государством.
По содержанию он остается тем же самым
правилом поведения, но обретает возможность
государственно-принудительной реализации:
если не сработает сила привычки, к делу
подключится государство. Государственное
санкционирование обычая производится
двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом
акте (отсылки к обычаю);
б) использованием обычая в качестве нормативной
основы судебного решения. Если норма
обычая полностью воспроизведена в тексте
нормативно-правового акта или положена
в основу судебного прецедента, то качества
самостоятельного источника права (правового
обычая) обычай не обретает: норма обычая
существует уже в форме нормативного юридического
акта или судебного прецедента.
Второй вид источников права — судебный
Был распространен в средние века. Важным
источником права судебный прецедент
в настоящее время является в странах,
в которых получило распространение англо-саксонское
общее право. Юридический прецедент —
это решение судебного или административного
органа, которое послужило образцом (эталоном,
примером) при рассмотрении подобного
(аналогичного) дела и стало юридическим
правилом. Третьим видом источников норм
права можно назвать нормативно-правовой
договор. Нормоустанавливающее значение
договоров признается во всех правовых
системах. Однако нужно отличать договор
как источник права (нормативный договор)
от правового договора как индивидуального
юридического акта (например, договор
купли-продажи в гражданском праве), который
устанавливает не юридические правила,
а конкретные юридические права и обязанности
конкретных субъектов. Четвертым (и важнейшим)
источником права является нормативно-правовой
акт. В качестве источника права может
выступать юридическая доктрина (правовые
теории, учения о праве). Существенное
значение она имела для права Древнего
Рима. Наиболее известным римским юристам
предоставлялось право давать разъяснения,
обязательные для судов. В настоящее время
доктрина признается источником норм
в мусульманском праве. В Англии судьи
нередко обосновывают свои решения ссылками
на труды ученых.
2. Понятие права в объективном
и субъективном смысле.
Объективное право существует
как явление, практически не зависящее
от воли конкретного субъекта. Объективное
право — регулятор общественных отношений,
оно формируется постепенно. Люди в своей
жизни вступают в многочисленные отношения,
чтобы удовлетворить разнообразные потребности
— в товарах, услугах, в создании семьи,
в трудовой деятельности и т.п. В соответствии
с этим со временем формируются нормы,
устоявшиеся правила поведения, которые
становятся нормами права. Поэтому к такому
понятию права применяют термин «объективное»
Субъективное право представляет
собой притязания субъекта на возможное
поведение (право на образование, право
участвовать в выборах органов государственной
власти и т.д.); это право принадлежит отдельному
субъекту, его использование зависит от
его воли, именно поэтому оно именуется
субъективным. Право в субъективном смысле
— это право на что-то, на какие-либо действия,
например право на труд, право на образование,
право покупателя по договору купли-продажи
требовать передачи оплаченного товара.
При этом субъективное право закрепляется
в тех самых нормах, совокупность которых
образует право объективное.
3. Принципы права.
Принципы права - это законодательно закрепленные
основополагающие начала, отражающие
его сущность и определяющие содержание
и порядок реализации правовых предписаний
в социально значимых ситуациях.
а) принцип демократизма —
выражается в законодательном предоставлении
возможностей широким слоям населения
принимать участие в обсуждении и принятии
нормативных актов, влиять на содержание
и практику применения уже действующих,
реально использовать все формы представительной
и непосредственной демократии;
б) принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;
в) принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);
г) принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);
д) принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;
6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;
4.Классификация соц.норм.
1. Нормы права - правила
поведения, которые устанавливаются и
охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила
поведения, которые устанавливаются в
обществе в соответствии с моральными
представлениями людей о добре и зле, справедливости
и несправедливости, долге, чести, достоинстве
и охраняются силой общественного мнения
или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют
собой правила поведения, которые устанавливаются
самими общественными организациями и
охраняются с помощью мер общественного
воздействия, предусмотренных уставами
этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения,
сложившиеся в определенной общественной
среде и в результате их многократного
повторения вошедшие в привычку людей.
Особенность этих норм поведения состоит
в том, что они исполняются в силу привычки,
ставшей естественной жизненной потребностью
человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее
обобщенных и стабильных правил поведения,
которые возникают в связи с поддержанием
выверенных временем прогрессивных устоев
определенной сферы жизнедеятельности
человека (например, семейные, профессиональные,
военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую
разновидность социальных норм, которая
определяет правила поведения людей при
совершении обрядов и охраняется мерами
морального воздействия. Ритуальные нормы
широко используются во время проведения
национальных праздников, бракосочетаний,
официальных встреч государственных и
общественных деятелей.
5. Соотношение
норм права и норм морали.
Огромную роль в регулировании
общественных отношений играют право
и мораль. Считают, что право является
системой общеобязательных, формально
определенных юридических норм, выражающих
государственную волю, устанавливающихся
и обеспечивающихся государством и направленных
на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность)
есть система исторически определенных
норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений,
выражающихся в поступках людей, регулирующих
их действия с позиций добра и зла, справедливого
и несправедливого, честного и бесчестного,
поощряемого и порицаемого, благородства,
совести, порядочности и других аналогичных
нравственных критериев. С этой точки
зрения дается моральная оценка всех общественных
отношений, поступков и действий людей.
Универсальные категории морали – «добро»
и «зло», через которые оцениваются другие
моральные понятия: честь, совесть, порядочность
и т. п. Соотношение между правом и моралью
весьма не простое, поэтому его анализ
предполагает анализ следующих четырех
составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия;
3) различия; 4) противоречия.
Единство права и морали заключается в следующем:
Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:
6.Соотношение норм права
с другими соц.нормами.
Соотношение права с другими
социальными нормами определяется тремя
моментами: их единством, различием и взаимодействием.
Единство заключается в том, что право,
обычаи, мораль, корпоративные нормы -
все они относятся к социальным нормам.
Признаки социальных норм в полной мере
относятся к нормам права. Различия социальных
норм многоплановы. Они определяются,
прежде всего, свойствами правовых норм,
указанных выше. Основными критериями
разграничения правовых и иных социальных
норм являются способы их формирования
и обеспечения. Помимо этого, нормы права
отличаются от других социальных норм
- по форме выражения. Правовые нормы фиксируются
в официальных нормативных актах, издаваемых
органами государства. Иные нормы существуют
в сознании людей, в различных знаковых
системах и иных формах объективации,
не имеющих официального характера;
- по сфере действия. Нормы права регулируют
общественные отношения, поддающиеся
правовому урегулированию и нуждающиеся
в нем. Как правило, это наиболее значимые
общественные отношения. Иные социальные
нормы могут регулировать как те же сферы,
что и правовые нормы, так и отношения,
безразличные с точки зрения права. С другой
стороны, правовые нормы затрагивают ряд
отношений, нейтральных с точки зрения
морали и иных социальных норм, отношений,
не затронутых этими регуляторами. Кроме
того, нормы права распространяют свое
действие на всех лиц, находящихся на территории
государства или административно-
- по тенденциям развития. Нормы права
появляются лишь на отдельной стадии развития
общества. При этом неотъемлемым свойством
права является динамизм, что позволяет
ему трансформироваться вместе с обществом.
Обычаи и нормы морали появились раньше
правовых норм, при этом они более консервативны,
медленнее формируются и медленнее исчезают.
Взаимодействие права и иных социальных
норм определяется, прежде всего, вышеназванными
различиями между ними и, кроме этого,
зависит от содержания норм.
7. Формы (источники) права.
Под формой (источником) права принято
понимать способы придания официальной
юридической силы правилу поведения и
ее внешнее официальное выражение. Форма
показывает, каким способом государство
создает, фиксирует ту или иную норму права,
в каком виде эта норма доводится до сознания
людей. История человеческого общества
выработало следующие формы (источники)
права:
1. Нормативный-правовой акт
2. Судебный прецедент
3. Правовой обычай
4. Принцип права
5. Правовая доктрина
6. Нормативный договор
8. Правовой обычай и
юридический прецедент как
Правовой обычай - это придание официальной
юридической силы действующему в обществе
простому, неправовому обычаю, путем использования
его для решения конкретного дела в правоприменительном
государственном органе (например, в суде).
Отличие правого обычая и судебного прецедента
в том, что используется уже известный
обычай. Форма выражения - судебное решение.
Каждый раз этот обычай нуждается в своем
подтверждении (суд ссылается не на решении
предыдущего суда, а на соответствующий
обычай). Этот источник права имеет субсидиарное
(дополняющее) значение. В России правовой
обычай используется ограниченно. Например,
в морском праве, где для каждого морского
порта испокон веков установлены свои
обычаи. Правовые обычаи имеют наибольшее
распространение в гражданском, семейном,
аграрном праве, а также в международном
праве, в частности, во внешнеторговом
обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие
в законодательстве той или иной нормы.
Существуют правовые системы, где роль
правового обычая и вообще обычаев достаточно
велика. К ним относится обычное право
африканских государств, где обычаями
регулируются брачно-семейные, земельные
отношения и отношения в области наследования.
Эти традиционные отношения и в наши дни
регулируются нормами обычного права,
а судебные органы решают такого рода
споры на основе местных обычаев, придавая
им юридический, государством защищенный
характер.
Юридический прецедент -
это правило, сформулированное в решении
суда или иного государственного органа
по конкретному юридическому делу, которому
придается общеобязательное значение.
Существуют два вида
юридического прецедента: судебный
и административный.
Судебный прецедент —
решение суда по конкретному делу, обоснование
которого становится правилом, обязательным
при решении аналогичных дел. При этом
вопрос о применении аналогии решается
также судом.
Административный
прецедент — решение органа исполнительной
власти по конкретному делу, обоснование
которого становится правилом, которое
применяется при решении аналогичных
дел.
Характеристики правового
прецедента как источника права:
- множественность - в правовой системе,
использующей прецедент, его создают несколько
органов;
- казуистичность - прецедент всегда конкретен
и максимально приближен к жизненной ситуации;
- гибкость - позволяет правоприменительному
органу выбирать тот прецедент, который
в наибольшей степени соответствует как
обстоятельствам дела, так и государственной
политике в данной сфере.
Не всё судебное решение
является прецедентом. В нём выделяют
ядро, то есть изложение правовых принципов,
применяемым к правовым вопросам, возникающим
из конкретных обстоятельств дела - это
и есть норма права, заключённая в решении.
Страны
В России прецедент официально не является
источником права, хотя на практике решения
вышестоящих судов часто принимаются
во внимание при разрешении споров. Роль
прецедента в некотором смысле выполняют
постановления Пленумов Верховного и
Высшего Арбитражного судов по отдельным
вопросам правоприменения.