Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 05:46, контрольная работа
Определение общетеоретических основ системы административных наказаний, её признаков, элементов, которые входят в неё, их особенности и специфика неоднократно подвергались аналитическому рассмотрению в юридической литературе. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве, возможности использования в административно-правовой науке системных подходов, некоторые новые особенности практики применения административных наказаний, данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.
Введение
1. Понятие и цели административного наказания………………………………3
2. Классификация административных наказаний………………………………4
2.1. Понятие видов административных наказаний……………………………..4
2.2. Основные и дополнительные административные наказания……………..6
3. Виды административных наказаний и их применение………………………7
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие и цели административного наказания………………………………3
2. Классификация административных наказаний………………………………4
2.1. Понятие видов административных наказаний……………………………..4
2.2. Основные и дополнительные административные наказания……………..6
3. Виды административных наказаний и их применение………………………7
Заключение
Список литературы
Введение
Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях. По-новому была представлена и сама структура мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой из них, административно-деликтный закон прибегает к характеристике административного наказания как комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правового явления.
Сама же совокупность
административных наказаний уже
не может быть представлена хаотичной,
но принимает качества системной
категории. Для административного
наказания как явления
Определение общетеоретических основ системы административных наказаний, её признаков, элементов, которые входят в неё, их особенности и специфика неоднократно подвергались аналитическому рассмотрению в юридической литературе. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В.Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве, возможности использования в административно-правовой науке системных подходов, некоторые новые особенности практики применения административных наказаний, данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.
Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Новый КоАП РФ ввел новый термин "административные наказания" взамен ранее существовавшего - "административные взыскания". Теперь наименованием "административные наказания" охватываются все установленные КоАП РФ меры административной ответственности. Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие-то ограничения или лишение прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - Саратов, 2003. С. 45..
В статье 3.1. КоАП РФ подчеркивается государственный характер принудительных мер, являющихся мерами административной ответственности. Во-первых, эти меры могут быть установлены только законом - актом высшей юридической силы, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти. Во-вторых, именно через применение административных наказаний дается публично-правовая отрицательная оценка государством совершенного административного правонарушения.
Предписания статьи 3.1. КоАП РФ обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Устанавливая ответственность за конкретное административное правонарушение, законодатель обязан исходить из определенных КоАП РФ целей административного наказания. В свою очередь, судья, орган, должностное лицо, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях и обращать к исполнению наложенные наказания, при назначении и исполнении административных наказаний должны руководствоваться установками Кодекса о природе административного наказания и его целях.
По своей правовой
природе административными
Содержанием целей административных
наказаний является соблюдение установленного
правопорядка и обеспечение правомерного
поведения граждан и
Общее предупреждение заключается
в том, что наказание конкретному
правонарушителю назначается
Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.
В ч. 2 статьи 3.1. КоАП РФ находит свое проявление принцип гуманизма законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административное наказание,
применяемое в отношении
2. Классификация административных наказаний
2.1. Понятие
видов административных
В статье 3.2. КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение Максимов И.В. Система административных наказаний по законодательству РФ. - Саратов, 2004. С. 78..
Перечень видов
В п. 7 ч. 1 статьи 3.2. КоАП РФ специально указан субъект правонарушения, к которому применимо административное выдворение за пределы Российской Федерации. Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано: "... никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является".
Система административных наказаний включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.
В отличие от УК РФ (ст.
44), в котором все наказания
за преступления расположены в определенной
последовательности - от менее тяжких
к более тяжким, по расположению
в перечне видов
Перечень административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в статью 3.2. КоАП РФ.
2.2. Основные
и дополнительные
Основными являются такие
административные наказания, которые
не могут назначаться в дополнение
к другим видам административных
наказаний. Предупреждение, административный
штраф, лишение специального права,
дисквалификация и
Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 КоАП РФ, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.
Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.
В санкциях некоторых статей Особенной части КоАП указываются наказания, которые могут (например, ст. 8.17-8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, "штраф с конфискацией... или без таковой", "штраф с возмездным изъятием... или без такового"), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривавшего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.
Если же санкция применяемой
статьи Особенной части Кодекса
не содержит альтернативы, то судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие
дело, обязаны наряду с основным
назначить также и
Статья 3.3 КоАП РФ содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило, недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд., перераб. и доп.) / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко - М., 2006. С. 214..
При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 КоАП РФ.
Предупреждение - один из видов административного наказания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Такая конструкция санкций характерна для многих незначительных административных правонарушений в области дорожного движения (см., например, ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и др.). Вместе с тем не допускается его применение вместо других административных наказаний, поскольку Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим, если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Информация о работе Система и виды административных наказаний