Система субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу также можно отнести и государственных служащих.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. 2
Глава 1. Административное право……………………………... 4
Предмет административного права……………………... 4
Метод административного права……………………….. 7
Система административного права……………………... 8
Глава 2. Административно-правовые отношения…………..... 12
2.1. Коллективные субъекты административного права…...12
2.2. Индивидуальные субъекты административного права...15
Заключение……………………………………………………… 21
Список использованной литературы………………………….. 23

Файлы: 1 файл

АП.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………. 2

Глава 1. Административное право……………………………... 4

    1. Предмет административного права……………………... 4
    2. Метод административного права……………………….. 7
    3. Система административного права……………………... 8

Глава 2. Административно-правовые отношения…………..... 12

2.1.     Коллективные субъекты административного права…...12

2.2.     Индивидуальные субъекты административного права...15

Заключение……………………………………………………… 21

Список использованной литературы………………………….. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматривается тема "Система субъектов административного права". Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу также можно отнести и государственных служащих. 
К коллективным субъектам относятся различного рода государственные и негосударственные организации. В числе первых - органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения и их объединения (например, корпорации, концерны и т.п.), структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией (например, департаменты федеральных министерств). 
Негосударственные субъекты административного права представлены общественными объединениями (партии, союзы, общественные движения и т.п.); исполнительные органы системы местного самоуправления; коммерческие структуры, включая частные предприятия и учреждения. 
Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях - их прямая юридическая обязанность. 
             Итак, субъекты (участники) являются элементами административного правоотношения. Таким образом, они позволяют оценить и проанализировать структуру административного правоотношения в целом, а значит очень важны для понимания основ административного права. А потому актуальность темы моей работы не вызывает никаких сомнений. 
В своей работе я приведу классификацию субъектов административного права, рассмотрю их (субъектов) систему и охарактеризую с точки зрения административного права отдельные субъекты и их взаимосвязь. 
Итак, рассмотрим подробнее систему субъектов административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Административное право

 

§1. Предмет административного права

    Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России.

Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

    Предмет административного  права - совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В законодательстве и юридической литературе, как очень близкие по смыслу, используются такие названия: исполнительная власть, государственное управление, государственная администрация. В дальнейшем понятия государственное управление, государственная администрация используются в широком смысле, в них включаются и муниципальное управление, и муниципальная администрация], административная власть. Ими обозначается понятие, которое включает три главных признака: управленческий (исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительно-распорядительную, административную) и используемую им при этом (управленческую, исполнительно-распорядительную, административную) власть.

    В самой общей  форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Эта отрасль регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, она «обслуживает» сферу государственного и муниципального управления. Административно правовое регулирование производится путем:

    а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих  общественных отношений;

    б) конструирования  новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Конституции РФ;

    в) охраны урегулированных  нормами административного и других отраслей права общественных отношений;

    г) вытеснения  из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

    Кто осуществляет  государственное управление? Что включается в понятие государственной администрации?

    Во-первых, главным  образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов.

    Во-вторых, это  внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов. Председатель Совета народных депутатов, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу аппарата областного суда, занимается не правосудием, а управлением.

    В-третьих, судьи  районных, городских судов, рассматривая многие категории административных дел (о мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др.), реализуют административную, а не судебную власть.

    В-четвертых, по  поручению государства, на основе переданных им властных полномочий, административную власть могут использовать товарищеские суды, народные дружины и другие общественные формирования.

    Следовательно, предметом  административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями.

    Продолжая уточнять  предмет административного права, следует назвать еще два обстоятельства. При функционировании исполнительной власти (государственной администрации) она вступает в отношения с гражданами, предприятиями, общественными организациями. Административное право регулирует деятельность обеих сторон связей: управляющих и управляемых. Правила дорожного движения, санитарии и многие другие могут служить тому примером.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести такое уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.

Предмет административного права можно поделить на две части:

      1. Внутриаппаратные отношения.

Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.

       2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

Пока преобладали нормы первой группы, государства имели систему юридических норм, регулирующих разделение труда по управлению, закрепляющих власть аппарата и обязанности граждан. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.

    Административное  право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное. Кстати, последнее защищает не только гражданина, но и служащего от своеволия начальства.

 

§2. Метод административного права

 

Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2); как определяются права и обязанности субъектов правоотношений (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

    Наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования - административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.

    Административное  право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник подчиненный») и функциональным («инспектор - гражданин»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны.

Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

 

§3. Система административного права

 

    Наряду с предметом  и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

    Административное  право - целостная система правовых норм и институтов. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом [* В реальной правовой системе могут быть и внутриотраслевая несогласованность норм и даже противоречия между ними, но это не правило, а исключение из него.], опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический - административно-правовой режим регулирования.

Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления (образование, охрана общественного порядка, стандартизация и др.)

Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов.

В общую часть входят четыре группы институтов (подотрасли):

    1) регулирующих  административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

    2) регулирующих  основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

    3) регулирующих  административно-правовые статусы негосударственных организаций;

    4) обеспечивающих  законность управления.

    В особенной  части административного права  тоже четыре подотрасли, объединяющие нормы:

    1) регулирующие  обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

    2) регулирующие  организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

    3) регулирующие  социально-культурную деятельность  государственной администрации;

    4) регулирующие  деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

    Административное  право - одна из самых больших  и сложных отраслей правовой  системы России. Это предопределено  ее предметом, большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, точно так же, как отличаются организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. А для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

Информация о работе Система субъектов административного права