Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:07, контрольная работа
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальными субъектами являются российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К их числу также можно отнести и государственных служащих.
Введение…………………………………………………………. 2
Глава 1. Административное право……………………………... 4
Предмет административного права……………………... 4
Метод административного права……………………….. 7
Система административного права……………………... 8
Глава 2. Административно-правовые отношения…………..... 12
2.1. Коллективные субъекты административного права…...12
2.2. Индивидуальные субъекты административного права...15
Заключение……………………………………………………… 21
Список использованной литературы………………………….. 23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Административное право……………………………... 4
Глава 2. Административно-правовые отношения…………..... 12
2.1. Коллективные субъекты административного права…...12
2.2. Индивидуальные субъекты административного права...15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………….. 23
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается тема "Система субъектов административного права". Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальными субъектами
являются российские граждане, иностранные
граждане и лица без гражданства. К их
числу также можно отнести и государственных
служащих.
К коллективным субъектам относятся
различного рода государственные и негосударственные
организации. В числе первых - органы исполнительной
власти, государственные предприятия
и учреждения и их объединения (например,
корпорации, концерны и т.п.), структурные
подразделения органов исполнительной
власти, наделенные собственной компетенцией
(например, департаменты федеральных министерств).
Негосударственные субъекты
административного права представлены
общественными объединениями (партии,
союзы, общественные движения и т.п.); исполнительные
органы системы местного самоуправления;
коммерческие структуры, включая частные
предприятия и учреждения.
Следует учитывать, что для органов
исполнительной власти административная
дееспособность является основным средством
реализации их административной правоспособности.
Соответственно участие в административно-правовых
отношениях - их прямая юридическая обязанность.
Итак, субъекты (участники) являются элементами
административного правоотношения. Таким
образом, они позволяют оценить и проанализировать
структуру административного правоотношения
в целом, а значит очень важны для понимания
основ административного права. А потому
актуальность темы моей работы не вызывает
никаких сомнений.
В своей работе я приведу классификацию
субъектов административного права, рассмотрю
их (субъектов) систему и охарактеризую
с точки зрения административного права
отдельные субъекты и их взаимосвязь.
Итак, рассмотрим подробнее
систему субъектов административного
права.
Глава I. Административное право
§1. Предмет административного права
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России.
Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предмет административного
права - совокупность общественных отношений,
складывающихся в процессе организации
и деятельности исполнительной власти.
В законодательстве и юридической литературе,
как очень близкие по смыслу, используются
такие названия: исполнительная власть,
государственное управление, государственная
администрация. В дальнейшем понятия государственное
управление, государственная администрация
используются в широком смысле, в них включаются
и муниципальное управление, и муниципальная
администрация], административная власть.
Ими обозначается понятие, которое включает
три главных признака: управленческий
(исполнительный, административный) аппарат
(совокупность служащих, органов), выполняемую
им деятельность (управленческую, исполнительно-
В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Эта отрасль регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, она «обслуживает» сферу государственного и муниципального управления. Административно правовое регулирование производится путем:
а) упорядочения,
закрепления, совершенствования
б) конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений;
г) вытеснения
из сферы государственного
Кто осуществляет государственное управление? Что включается в понятие государственной администрации?
Во-первых, главным образом, имеется в виду властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов.
Во-вторых, это
внутриорганизационная
В-третьих, судьи районных, городских судов, рассматривая многие категории административных дел (о мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др.), реализуют административную, а не судебную власть.
В-четвертых, по поручению государства, на основе переданных им властных полномочий, административную власть могут использовать товарищеские суды, народные дружины и другие общественные формирования.
Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями.
Продолжая уточнять
предмет административного
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансами, - финансовое право. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести такое уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.
Предмет административного права можно поделить на две части:
1. Внутриаппаратные отношения.
Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.
2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.
Пока преобладали нормы первой группы, государства имели систему юридических норм, регулирующих разделение труда по управлению, закрепляющих власть аппарата и обязанности граждан. В дореволюционной России такая система норм называлась полицейским правом.
Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное. Кстати, последнее защищает не только гражданина, но и служащего от своеволия начальства.
§2. Метод административного права
Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2); как определяются права и обязанности субъектов правоотношений (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования - административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.
Административное право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник подчиненный») и функциональным («инспектор - гражданин»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны.
Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.
§3. Система административного права
Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Административное право - целостная система правовых норм и институтов. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом [* В реальной правовой системе могут быть и внутриотраслевая несогласованность норм и даже противоречия между ними, но это не правило, а исключение из него.], опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает специфический - административно-правовой режим регулирования.
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления (образование, охрана общественного порядка, стандартизация и др.)
Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов.
В общую часть входят четыре группы институтов (подотрасли):
1) регулирующих
административно-правовые
2) регулирующих
основы организации и
3) регулирующих
административно-правовые
4) обеспечивающих законность управления.
В особенной части административного права тоже четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие
обеспечение безопасности
2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;
3) регулирующие
социально-культурную
4) регулирующие
деятельность государственной
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено ее предметом, большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, точно так же, как отличаются организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. А для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.
Информация о работе Система субъектов административного права