Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:31, реферат
Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.
Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород.
Полезные ископаемые принято классифицировать на общераспространенные и необщераспространенные полезные ископаемые, в отдельную категорию выделяется торф. Общераспространенными называются полезные ископаемые, включенные в специальный перечень. По сравнению с необщераспространенными они считаются малоценными. Их месторождения часто встречаются на всей территории России, в силу чего добыча ведется из месторождений, выходящих на земную поверхность или расположенных на небольшой глубине. Она, как правило, не требует сложных технических приемов и поэтому в небольших размерах по силам даже отдельным гражданам. Добытые полезные ископаемые в большинстве своем используются в сыром виде для строительных целей.
Полезные ископаемые в ходе хозяйственной эксплуатации отделяются от толщи земного шара и превращаются в другую юридическую категорию - минеральное сырье.
Невозможно представить научно-технический прогресс, и даже сохранение завоеваний современной цивилизации без применения добытого из недр минерального сырья. Его использует практически любая отрасль народного хозяйства. Для России эксплуатация богатств недр имеет огромное значение. Наша страна является одним их крупнейших производителей минерального сырья, занимая ведущее место по его экспорту. В зарубежные страны экспортируется около 80% многих видов полезных ископаемых. В экономическом и социальном устройстве нашего общества горнодобывающая отрасль занимает исключительно важное место. Будучи крупнейшим в мире экспортером минерального сырья, Россия обеспечивает благоприятный для себя торговый баланс. Горнодобывающая промышленность создает основу национальной безопасности страны. В этой отрасли занята значительная часть трудоспособного населения России, что способствует экономической жизнеспособности большинства городов и посёлков. В общей сложности в данной отрасли занято более 20% работоспособного населения. Горнодобывающая отрасль служит источником значительного количества дополнительных рабочих мест не только в области разведки, добычи и обогащения полезных ископаемых. Но и в сфере различных услуг и ряда других вспомогательных и обрабатывающих секторов экономики, таких, как транспорт производство оборудования, строительство.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ НЕДР
Управление в сфере использования и охраны недр обладает как чертами, характерными для управления вообще, так и специфическими чертами, присущими управлению в данной сфере. Так, управление представляет собой целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Отсюда видно, что в управлении участвуют две стороны: субъект управления, который оказывает воздействие на объект управления, и объект управления, который испытывает воздействие со стороны субъекта управления.
В общих чертах управление в сфере охраны и использования недр можно определить как совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований законодательства об использовании и охране недр. Однако такое краткое определение вызывает необходимость уяснения целого ряда вопросов. Так, следует выяснить, что понимается под охраной недр, недропользованием, установить круг субъектов, уполномоченных осуществлять управление, определить систему действий, которые они осуществляют, выявить закрепленные в законодательстве требования, исполнение которых должно быть обеспечено и так далее.
Требования, устанавливаемые
законодательством при
Охрана недр заключается в наблюдении за надлежащим применением недропользователями:
Также необходимо уяснить, что понимается под использованием недр. Калинин И.Б. считает, что отношения пользования природными ресурсами в зависимости от характера воздействия на природный ресурс делятся на две группы: без изъятия ресурсов и с изъятием. В ходе пользования природными ресурсами без их изъятия, используются неизвлекаемые полезные свойства объекта или самой окружающей среды (например, строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эти виды пользования можно классифицировать следующим образом:
эксплуатация природного ресурса в качестве транспортных коммуникаций и мест прокладки технологических коммуникаций (например, континентального шельфа для прокладки подводных кабелей и трубопроводов);
захоронение отходов и создание мест захоронения в подземных полостях, в том числе на континентальном шельфе;
рекреационное использование;
создание искусственных инженерных и иных объектов (строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых);
восполнение природных ресурсов
в ходе поиска, разведки, оценки, изучения,
ведения мониторинга и
иное, не связанное с изъятием природных ресурсов использование (научно-исследовательское, культурно-просветительское и др.).
Пользование природными ресурсами,
связанное с их изъятием, включает
в себя такие его виды, как добыча
основных природных ресурсов (извлечение
ресурса из окружающей среды), а также
сопутствующее
В законе «О недрах» конкретизируются виды пользования недрами. Так согласно ст. 6 указанного закона недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического
изучения, включающего региональные
геолого-геофизические работы, геологическую
съемку, инженерно-геологические
2) геологического изучения,
включающего поиски и оценку
месторождений полезных
3) разведки и добычи
полезных ископаемых, в том числе
использования отходов
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых
геологических объектов, имеющих
научное, культурное, эстетическое,
санитарно-оздоровительное и
6) сбора минералогических,
палеонтологических и других
геологических коллекционных
Иными словами, Закон исходит
из предельно широкого понимания
категории "недропользование", рассматривая
в качестве пользования деятельность,
связанную как с изъятием природного
ресурса, так и без такового, в
том числе деятельность, предшествующую
и вместе с тем обусловливающую
извлечение полезных свойств недр.
В частности, Закон о недрах относит
к числу видов недропользования
геологическое изучение недр, а также
разведку полезных ископаемых, то есть
виды деятельности, которые непосредственно
не сопряжены с извлечением
Под государственным управлением
использования и охраны недр понимается
нормативно определенная деятельность
федеральных органов
Сущность государственного
управления состоит в воздействии
органов государства на другие органы,
с которыми устанавливаются вертикальные
и горизонтальные связи. К этому
следует добавить, что указанное
воздействие осуществляется не только
на другие органы, но и на организации
и граждан. Наиболее полным представляется
такое определение понятия
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ НЕДР
В юриспруденции всегда уделялось
большое внимание разработке теоретических
основ управления, всесторонне исследовались
принципы управленческой деятельности,
способы и методы управленческого
воздействия на общественные отношения.
Функции управления занимают в этом
ряду важное место, поскольку с помощью
данной категории, законодатель выражает
направления управленческого
Под функциями (от лат. functio - совершение, исполнение) государственного управления традиционно понимаются направления деятельности органов, которые осуществляют волевое воздействие на объекты в целях решения поставленных задач. В социологии этот термин служит для обозначения роли, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. В юриспруденции он часто используется при характеристике тех или иных правовых институтов или явлений. Причем можно говорить о разноплановости его применения. Например, рассматриваются функции конституции, выделяются функции федерализма. Но наиболее употребим этот термин в контексте характеристик направлений деятельности органов как субъектов властного воздействия. Определить функцию органа, значит обозначить цель его создания, установить роль и предназначение в системе органов, а также направления деятельности.
Наиболее разработана система функций управления в науке административного права. Её представители выделяют наиболее общие функции, осуществляемые органами государственного управления, относя к ним прогнозирование, координацию, регулирование и контроль. Возможен и другой подход, когда деление их осуществляется на распорядительные, регулирующие, организационно-контрольные и исполнительские. Причем, если первые исходят из сущности деятельности соответствующих органов, то вторые в основу классификации кладут полномочия различных органов исполнительной власти, то есть классификация последних основывается не на должном, а на данном. В то же время теория управления исходит из интегрированного (глобального в масштабах станы) объекта управления, поэтому общие подходы могут быть применены к особенностям отраслевого государственного управления с учетом тех целей, которые стоят перед конкретными государственными органами.
Конкретные виды и содержание
функций, могут быть различными в
зависимости от целей управления.
Общая цель управления недропользованием
совпадает с целью всего
Эта общая цель имеет подцели,
соответствующие требованиям
Преамбула закона Российской федерации «О недрах» позволяет выделить ряд подцелей, среди которых:
а) обеспечение комплексного
рационального использования
б) организация охраны недр;
в) обеспечение защиты интересов государства;
г) защита интересов граждан;
д) защита прав пользователей недр.
На протяжении последних десятилетий целеполагание в политике недропользования практически не менялось. Внешне государство провозглашало охрану интересов настоящего и будущего поколений людей, видя залог их обеспечения в рациональном природопользовании. Весь механизм правового регулирования природоресурсных отношений, в том числе и институт управления ими был сориентирован на потребление природных ресурсов, минимизацию расходов, связанных с охраной окружающей среды.
В задачи государственного регулирования входят определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установление квот на поставку добываемого минерального сырья, введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья, установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Информация о работе Система управления государствееным фондом недр