Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 19:05, доклад
Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом. Однако при реализации этого Закона возникают существенные проблемы. Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Постараемся взглянуть на эти проблемы более внимательно и разобраться в особенностях заключения срочных служебных контрактов.
В ч. 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Основываясь на этом, представители науки трудового права справедливо указывают на необходимость правового регулирования труда государственных гражданских служащих в отдельной главе Трудового кодекса РФ.
Введение
Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом. Однако при реализации этого Закона возникают существенные проблемы. Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Постараемся взглянуть на эти проблемы более внимательно и разобраться в особенностях заключения срочных служебных контрактов.
В ч. 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Основываясь на этом, представители науки трудового права справедливо указывают на необходимость правового регулирования труда государственных гражданских служащих в отдельной главе Трудового кодекса РФ.
Несколько иное положение закреплено в ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Несмотря на определенное разночтение указанных федеральных законов, представляется, что служебные отношения государственных гражданских служащих в любом случае должны регулироваться, прежде всего, на основе фундаментальных принципов трудового права.
1. Понятие служебного контракта
Впервые термин "контракт" встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее - Закон о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.
Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие "служебный контракт". В современном значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы.
Статья 23 Закона о гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.
Стороны служебного контракта
Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской службе, представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, что не совсем соответствует ч. 2 ст. 1.
Следовательно, представитель нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, т. е. права и обязанности по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект.1
Поэтому стороной служебного контракта нельзя признавать "представителя нанимателя", так как им может быть только государственный орган. В данном случае представитель нанимателя должен заключать служебные контракты от имени государственного органа.
Таким образом, служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.
Форма и содержание
В ст. 24 Закона о гражданской службе закреплены нормы о содержании и форме служебного контракта.
В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).
Существенными условиями служебного контракта являются:
- наименование замещаемой
- дата начала исполнения
- права и обязанности
- виды и условия медицинского
страхования гражданского
- права и обязанности
- условия профессиональной
- режим служебного времени и
времени отдыха (в случае, если
он для гражданского служащего
отличается от служебного
- условия оплаты труда (размер
должностного оклада
- виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.
Права и обязанности по служебному контракту2
Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, а именно:
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Возможные условия служебного контракта
В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:
1) испытание при поступлении на гражданскую службу;
2) неразглашение сведений, составляющих
государственную и иную
3) обязанность лица проходить
гражданскую службу после
4) показатели результативности
профессиональной служебной
5) иные условия, не ухудшающие
положения гражданского
Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.3
В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.
Срок служебного контракта
Статья 25 Закона о гражданской службе регламентирует срок служебного контракта.
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:
1) служебный контракт на
2) срочный служебный контракт.
Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом, в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Срочный служебный контракт заключается в случае замещения:
- отдельных должностей
- должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
- должности гражданской службы
после окончания обучения
- должности гражданской службы
в дипломатических
- должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
- временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
- должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона о гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.
С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет.
Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - не допускается.
По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на разделительный союз "или" в п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 его же, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.