Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:03, контрольная работа
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ) 1.
От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков:
1) общественной опасностью;
2) административной противоправностью;
3) виновностью;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 3
2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 6
2.1 Объект административного правонарушения 7
2.2 Объективная сторона административного правонарушения 8
2.3 Субъект административного правонарушения 10
2.4 Субъективная сторона административного правонарушения 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15
Наличие объективной
стороны административного
Субъект административного правонарушения – физическое или юридическое лицо. При этом, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. с. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.
Кроме того, в законодательстве различаются общие субъекты - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты - должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или се повышенный размер, для других – ограничение применения мер административной ответственности.
Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты).9
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию (бездействию) и его последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения. В статьях КоАП РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно либо по неосторожности произошло несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.
В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ – за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут быть только умышленными10.
Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.
В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив. Цель – это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.
Только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
Итак, состав административного правонарушения образуется из следующих элементов: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона административного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Субъектами административного правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также юридические лица независимо от организационно-правовой формы.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного и муниципального управления и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя. Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.
2. Борисов А.Н. Административные правонарушения [Текст] / А.Н. Борисов. – М.: Новая правовая культура, 2010. – 396 с.
4. Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности (применительно к различным видам правонарушений): Учебное пособие [Текст] / Е. В. Грызунова. – Саратов: Саратовская государственная академия права, 2002. – 36 с.
5. Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учебное пособие [Текст] / А. А. Иванов. – М.: Закон и право, 2011. – 120 с.
6. Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие [Текст] / А. И. Стахов. – М.: Закон и право, 2011. – 111 с.
1
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
2 Борисов А.Н. Административные правонарушения. М., 2010. С. 28.
3 Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2011. С 65.
4
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
5
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
6 Иванов А.А. Правонарушение и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика. М., 2011. С 120.
7
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
8
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
9
Кодекс РФ об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. URL: http: http://www.consultant.ru/
10 Грызунова Е.В. Правонарушение. Юридический состав и его особенности (применительно к различным видам правонарушений). Саратов, 2002. С. 15.