Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, устанавливающие порядок и процедуры формирования Совета Федерации РФ, практика их реализации, а также сложившиеся в науке концепции и имеющиеся теоретические подходы, связанные с проблемами формирования верхних палат парламентов.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение Совета Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ, порядок формирования Совета Федерации, структура и компетенция Совета Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
§1.Совет Федерации - как палата Федерального собрания. История развития законодательства о формировании и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………………………………………………5
§2. Порядок формирования Совета Федерации………………………………………11
§3.Структура и компетенция Совета Федерации……………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...26

Файлы: 1 файл

Совет Федерации порядок формирования, структура, компетенция.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

      Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

      1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

     2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

     3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

  4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

    5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

    6) назначение выборов Президента РФ;

    7) отрешение Президента РФ от должности.

      Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

     1) федерального бюджета;

    2) федеральных налогов и сборов;

    3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

    5) статуса и защиты государственной границы РФ;

    6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

        В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации, сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

       Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

        Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

     Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

       Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

      К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом, обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

      Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»39 и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т.е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

       К парламентариям не могут быть применены:

       1) личный досмотр;

       2) задержание;

      3) арест (заключение под стражу);

      4) обыск как уголовно- и административно-процессуальная мера.

      Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления, либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

      1)в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

    2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

 Члены  Совета Федерации и депутаты  Государственной Думы могут быть  лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения  соответствующей палаты Федерального  Собрания, вынесенного по представлению  Генерального прокурора РФ за  виновное поведение парламентария  и принятого большинством голосов  от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной          Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

        Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

      Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

       1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

      2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

     3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

      4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

     5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

     6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

    7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

    8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

     9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   _____________________

.Конституция Российской Федерации -М.:ТК К65  Велби, Издательство Проспект,2011.-32с.

2 Федеральный закон от 20.10.2011г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. В разветвленной системе органов государства Федеральное Собрание выполняет разнообразные функции.

        Во-первых, как орган народного представительства оно (его члены) представляет различные слои населения, а также субъекты РФ. Тем самым Федеральное Собрание олицетворяет волю всего народа России, представительство его общих интересов и специфических интересов различных социальных, территориальных, национальных, профессиональных и иных коллективов.

        Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную законодательную функцию. Федеральное Собрание принимает федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках к Конституции РФ, которые выражают согласованную волю народа и обладают, после Конституции, высшей юридической силой.

        В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты осуществляют решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Однако в этой же статье говорится, что он делает это в соответствии с Конституцией и федеральными законами, а такие законы принимает парламент. Парламент утверждает государственный бюджет, дает согласие на введение чрезвычайного положения, участвует в решении вопросов, связанных со статусом субъектов РФ, обсуждает основные проблемы различных сфер жизни общества и принимает соответствующие решения.

 

       В-четвертых, Федеральное Собрание или его палаты формируют или участвуют в формировании, назначении или освобождении от должности других высших и центральных органов государства, должностных лиц.

     В-пятых, парламент осуществляет в различных, хотя в недостаточно развитых формах, ограниченных условиями полу президенте кой, полупарламентарной республики, парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, в области различных сфер государственного строительства, за исполнением государственного бюджета и т.д. Функционированию народного представительства препятствует отсутствие в современной России какого-либо механизма влияния избирателей на деятельность депутатов и других выборных лиц. После принятия Конституции РФ 1993 г., по существу, оборвалась обратная связь между ними. В результате российские избиратели были лишены возможности влиять на деятельность своих представителей в процессе осуществления ими законодательных и иных депутатских полномочий.

        В Российской Федерации народное представительство как реальное проявление народной воли, внутреннего суверенитета народа в настоящее время находится в критическом положении. Это тормозит процессы создания демократического правового государства, формирования отношения к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности. Хотя именно такая цель ставится в ст. 2 Конституции РФ. Важнейшими условиями преодоления такого положения являются, с одной стороны, активизация деятельности государства и его органов по повышению уровня политического и правового воспитания народа, расширению навыков по управлению делами государства, осуществлению иных политических прав. Анализируя научную литературу можно прийти к выводу, что Федеральное собрание гармонично вписалось в конституционно-правовую систему Российского государства, без него невозможно представить себе портрет российского общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативная литература

1.1.Конституция Российской Федерации -М.:ТК К65 Велби, Издательство Проспект,2011.-32с.

1.2. Уголовный кодекс  Российской Федерации от 7 марта 2011 г.

1.3.Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2011г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1.4.Федеральный закон от 20.10.2011г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

1.5. Федеральный закон от 25.07.10 № 128 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

 

2. Специальная литература:

2.1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2-х т. -М.: Омега-Л. - 2011. - 728 с.

2.2. С.М.Некрасов Конституционное право 4-е издание, курс лекций- М.:2010

2.3. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право.– М.:Проспект.-2010.

 

 


Информация о работе Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция