Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:39, курсовая работа
Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач, функций и действующие в установленном государством порядке.
Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
обеспечивает проведение единой экономической политики;
регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами; устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции; проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в экономической сфере кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
В статье 12 Закона определены полномочия Совета Министров Республики Беларусь в финансовой сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:
обеспечивает проведение единой финансовой политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь; обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь; определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
В социально-культурной сфере Совет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственной политики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условия для поддержания установленного законодательством республики уровня социального обеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое. В рассматриваемой области Совет Министров наделен широкими полномочиями (более 21 вида).
Совет Министров наделен значительными правами и обязанностями в области охраны окружающей среды (устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды и другие), обеспечения законности и правопорядка (принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь и другие), национальной безопасности и обороноспособности государства (принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь и другте) и в иных областях, оговоренных в Законе [2].
Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органах управления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органах управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента, Правительства и в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органах управления, их заместителей.
Совет Министров обладает всеми общими функциями. Так, Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.
Функции планирования Совета Министров состоит в том, что он разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности, разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования, разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат.
Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, назначает заместителей министров, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей.
Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулирует деятельность всех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) республики, регулирует вопросы внутреннего и внешнего государственного долга, разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.
В деятельности совета Министров применяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития государства, устанавливает минимальные потребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населения, осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, координирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров.
Функция контроля и учета заключается в контроле Советом Министров работу всех подчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужден осуществлять контроль также в целях реализации таких функций, как регулирование, руководство и координация.
Правительство наделено и специальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особенно распространены в разных областях и сферах деятельности совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и другие.
Итак, Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Мы описали взаимодействия Совета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своём выборе. Ознакомившись с нормативной литературой можем сказать, что в Конституции и другом законодательстве Республики Беларусь не устанавливается каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра
Рассматривая существующую систему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемую Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она в ней существуют недостатки и обоснованно вызывает замечания со стороны не только ученых, но и самих управленцев-практиков. С этой целью перспективными задачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти в системе государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительной власти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношений с местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельности управленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочение организации и процедур деятельности управленческого персонала; усиление демократических основ в организации и деятельности системы органов исполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной власти общественности и самое главное – укрепление законодательной основы исполнительной власти.
1.Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2007.
2.О Совете Министров Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2008 г., № 184.
3.О структуре Правительства Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 210, 1/9972.
4.О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 53.
5. Об утверждении Положения об Аппарате Совета Министров Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 192 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 53.
6.Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: "Гарант-Сервис", 2005г.
7.Административное право / Под общ.ред.Л.М. Рябцева. – Мн.: "Книжный Дом", 2007г.
8.Административное право Российской Федерации / Под ред. Овсянко Д.М. – М., 2003г.
9.Василевич Г.А. Органы государственной власти: Учебное пособие. – Мн.: "Бип-с", 1999г.
10.Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн.: "Книжный Дом", 2005г.
11. Демичев Д.М. Конституционное право. – Мн.: "Вышэйшая школа", 2004г.
12.Дубовицкий В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь. – Понятие и система органов. – Мн.: "Белорусская наука", 2006г.
13.Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебное пособие. – Мн.: "Амалфея", 2007г.
14.Крамник А.Н. Административное право. – Ч.1. Управленческое право. – Мн.: "ТЕСЕЙ", 2008г.
15.Тагунов Д.Е., Забелов П.С., Административное право и процесс: Курс интенсивной подготовки. – Мн.: "Тетра Системс", 2008г.
.16. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник – Мн.: "ТЕСЕЙ",2002,– 608 с.