Специальная дисциплинарная ответственность в ГА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 17:14, доклад

Описание работы

Общее правило о специальной дисциплинарной ответственности работников транспорта предусмотрено ст. 330 ТК РФ, согласно которой дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспорта, регулируется кроме кодекса положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Однако до сих пор действуют уставы и положения о дисциплине, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Действие уставов и положений о дисциплине труда распространяется не на всех работников отрасли, а только на тех, кто непосредственно связан с движением транспортных средств. Законодательством установлены требования о профессиональной подготовке работников транспортных организаций и наличии специальных документов, подтверждающих эту подготовку.

Файлы: 1 файл

Специальная дисциплинарная ответственность в ГА.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Специальная дисциплинарная ответственность в ГА

 

Общее правило о специальной дисциплинарной ответственности работников транспорта предусмотрено ст. 330 ТК РФ, согласно которой дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспорта, регулируется кроме кодекса положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Однако до сих пор действуют уставы и положения о дисциплине, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Действие уставов и положений о дисциплине труда распространяется не на всех работников отрасли, а только на тех, кто непосредственно связан с движением транспортных средств. Законодательством установлены требования о профессиональной подготовке работников транспортных организаций и наличии специальных документов, подтверждающих эту подготовку.

Поскольку работники транспортных организаций осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности, к ним предъявляются дополнительные требования в отношении дисциплины труда. Четкое и неукоснительное соблюдение установленных правил и руководств по эксплуатации, технических и должностных инструкций являются в известной мере гарантом надежности и безопасности движения транспортных средств, сохранности перевозимых грузов. Нарушение дисциплины работниками транспортных организаций создает угрозу жизни и здоровью людей, а также приводит к невыполнению договорных обязательств по перевозке грузов и пассажиров. Поэтому специальные нормативные акты определяют особые условия соблюдения дисциплины работниками транспортных организаций. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что законодательство о дисциплине труда указанных категорий работников отличается двумя специфическими чертами:

1) подробной регламентацией функциональных  обязанностей работников;

2) установлением специальной (более  жесткой) дисциплинарной ответственности.

 

В состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Например, согласно ст. 53 Воздушного кодекса РФ лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности только при наличии сертификата (свидетельства). К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (ст. 52 Воздушного кодекса). Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством РФ.

Законодатель предъявляет повышенные требования не только к состоянию здоровья работников транспорта, но и к их личности, поведению. Так, ст. 52 Воздушного кодекса РФ запрещает принимать на должности авиационного персонала и авиационной безопасности лиц, имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Кроме того, на работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица: состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; досрочно прекратившие полномочия или уволенные с государственной службы по основаниям, которые связаны с совершением дисциплинарного проступка, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет; в отношении которых по результатам проверки имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека.

Для работников транспорта, деятельность которых связана с движением транспортных средств, обслуживанием пассажиров, установлены не только дополнительные требования, но и некоторые ограничения, например, конституционного права на забастовку (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

 

Условия, в которых выполняется летная работа, существенно отличаются от условий работы на земле. Условия, в которых выполняется работа по управлению воздушным движением на земле, находятся в непосредственной зависимости от выполнения летной работы, требуют ежеминутного повышенного внимания и напряжения.

Работа в напряженных условиях по-прежнему требует от законодателя:

а) дифференцированного подхода при регулировании вопросов рабочего времени, заработной платы, при установлении гарантий и т.п.;

б) соответствия требованиям научно-технического прогресса.

Правовым основанием для дифференциации выступает, прежде всего, ст. 11 Трудового кодекса РФ, поскольку в ней провозглашена сама возможность установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Кроме того, определены нормативные источники правовой регламентации этих особенностей - Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы.

Труд работников гражданской авиации регулируется как общими, так и специальными нормами трудового права, которые определяют своеобразие данной отрасли экономики - воздушного транспорта (гражданская авиация). Среди правовых норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих с "отклонениями" от общего трудового законодательства, существует группа норм, действующих исключительно в пределах определенной отрасли экономики, т.е. норм отраслевой дифференциации.

Так, в области гражданской авиации выделяют особенности регулирования трудовых отношений работников летных профессий, инженерно-технического персонала, инженерно-авиационных служб, работников управления воздушным движением. Труд остальных работников авиации регулируется общими для всех нормами трудового законодательства.

Таким образом, сама по себе принадлежность работника к авиации (воздушному транспорту) как к ведущей отрасли экономики не означает автоматического применения к ней норм отраслевой дифференциации. Именно адресность норм, учет специфики труда работников той или иной отрасли, характеризуют трудовое законодательство РФ как демократичное, преследующее цели защиты интересов работников.

Деятельность работников транспорта связана с использованием транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Внешняя обстановка (условия труда), в которой осуществляется трудовая деятельность соответствующих работников транспорта, весьма различна.

Статья 328 Кодекса определяет общие требования при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств: профессиональный отбор и профессиональная подготовка, а также обязательный предварительный медицинский осмотр. Особенности условий труда предъявляют к работникам транспорта те или иные требования.

Так, к работающим в сфере гражданской авиации предъявляются требования в зависимости от специфики выполняемой работником трудовой функции. Постановление Минтруда РФ от 5 марта 2004 г. N 29 "Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации" утвердило Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации (авиационного предприятия, авиационно-технической базы, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи). Квалификационный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях гражданской авиации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

 

Как отмечено в Квалификационном справочнике, квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных правовых документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников гражданской авиации с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

 

Рассмотрим подробнее некоторые из должностей, перечисленных в Квалификационном справочнике.

Так, командир воздушного судна должен иметь сертификат (свидетельство) пилота (летчик), подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир руководит работой экипажа, отвечает за дисциплину и порядок на борту, принимает необходимые меры по обеспечению безопасности людей и сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества. Командир воздушного судна принимает окончательное решение о взлете, полете, прекращении полета, посадке, вынужденной посадке, а также, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки, о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза, почты.

В целях обеспечения безопасности полета он может отдавать распоряжения любому лицу, находящемуся на борту воздушного судна, и требовать исполнения этих распоряжений. К лицам, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям, командир воздушного судна имеет право применить все необходимые меры, в том числе меры предупреждения. После прибытия воздушного судна на ближайший аэродром командир имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а при наличии признаков преступления передать этих лиц правоохранительным органам.

Командир воздушного судна должен знать: законодательство Российской Федерации о труде; Воздушный кодекс Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие летную и учебно-тренировочную работу; летно-технические характеристики и особенности конструкции эксплуатируемых воздушных судов; руководство по поиску и спасанию; наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации командира воздушного судна: высшее профессиональное (летное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (летное) образование и стаж летной работы не менее 1 года.

К работе бортпроводниками допускаются лица, прошедшие специальное обучение, стажировку и подготовленные к обслуживанию пассажиров на борту воздушного судна, умеющие пользоваться бытовым, аварийно-спасательным, кислородным и противопожарным оборудованием воздушного судна, знающие обязанности по взаимодействию членов экипажа в аварийной ситуации, умеющие оказывать доврачебную медицинскую помощь. Бортпроводники независимо от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный).

В случае нарушения требований инструкций, при перерывах в летной работе более чем на 30 календарных дней бортпроводники должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всей бригадой). Лица, не прошедшие инструктаж или показавшие неудовлетворительные знания по охране труда, к работе не допускаются. Бортпроводники перед полетом проходят медицинский осмотр.

В связи с тем, что работа транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме и напряженной обстановке, законодатель особым образом осуществляет правовую регламентацию рабочего времени и времени отдыха работников транспорта. Согласно ст. 100 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правительство РФ в Постановлении от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России и Минздравом России. Указанным федеральным органам исполнительной власти было поручено утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Этим объясняется существенное обновление законодательства РФ, регулирующего вопросы рабочего времени и времени отдыха на транспорте, что позволило ликвидировать один из пробелов в законодательстве РФ о труде, а также учесть требования ст. 100 Трудового кодекса РФ.

 

Так, были приняты, напр., следующие документы: Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" // БНА РФ. 2004. N 45; Приказ МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов" // БНА РФ. 2004. N 24; Приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 "Об утверждении положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха работников состава судов внутреннего водного транспорта" // Российская газета. 11 сентября 2003 г.; Приказ Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Приказ Минтранса России от 30 января 2004 г.) // БНА РФ. 2004. N 11, и др.

Информация о работе Специальная дисциплинарная ответственность в ГА