Способы защиты прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:43, реферат

Описание работы

Правовая основа исполнительной власти - административное законодательство. От принципов, заложенных в него, зависит эффективное функционирование этой самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим и неотъемлемым правом гражданина.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 189.60 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административное  право

  Способы защиты прав граждан

  Правовая  основа исполнительной власти - административное законодательство. От принципов, заложенных в него, зависит эффективное  функционирование этой самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим и неотъемлемым правом гражданина. Власть это право то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации , устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в  определенные сроки рассматривать и принимать меры  в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

  При рассмотрении вопроса о защите прав граждан для нас важны такие  цели административного права, как  создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых  связано с функционированием  исполнительной власти, обеспечение  защиты граждан и общества  от административного произвола, от  злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной  власти.

  Административно-правовые нормы устанавливаются в соответствии со ст.2 Конституции РФ актами органов  представительной власти, формируют и реализуют составляющие прав и обязанностей органы исполнительной власти.

  Административному праву принадлежит важная роль в  защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и  частной администрации, но для того, чтобы субъективные права граждан  не были формальны, требуется создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан. Это также и  необходимое условие становления  правового государства.

  Можно выделить два главных направлениях юридической защиты прав гражданина:

  -      от преступлений, деликтов  и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;

  -      от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

  Те, на кого возложены властные полномочия, могут быть некомпетентны в своей  области, могут злоупотреблять властью. Права гражданина могут нарушаться вследствие инертности и бюрократизма органов. Для предотвращения подобного  требуется создание и организация  повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей  задачей которых является защита правопорядка : суда, прокуратуры, государственных  инспекций и др.

  Другой  метод защиты - существование и  деятельность независимых от государства  институтов гражданского общества, способных  оказывать помощь гражданам. Среди  них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные  объединения, добровольные общества и  т.п.

  Следующий способ, который мы можем выделить особо - активная деятельность самих  граждан, использующих предоставленные  им права, а также, учитывая большую  значимость, разнообразие форм и наличие  большого числа правовых норм, можно  выделить процессуальную защиту.

  Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого  к ответственности , на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к  нему принудительных мер.

  В  реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам  (необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжение должностного лица  и т. п.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя  их правозащитную деятельность.

  Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения  с органами публичной администрации  намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация  реализует многие властные полномочия, но как раз публичная администрация  нарушает права граждан во много  раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры  и др.) вместе взятые, Поэтому защита прав и законных интересов граждан  от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от  неправильных деяний государственной и муниципальной  администрации.

  В последнее десятилетие в России был обновлен и расширен объем  правовых норм, регламентирующих право  граждан на защиту. Во-первых, значительно  расширились возможности для  судебной защиты. Во-вторых, увеличились  возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление  права на оружие, на частную детективную  и охранную деятельность позволяет  шире использовать право на необходимую  оборону, а возникновение обществ  защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление  независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные  возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные  организации. В-третьих, создана  новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу  Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. В-пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов ,демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.   
 

Информация о работе Способы защиты прав граждан