Стадии и способы административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение и анализ административно–правового регулирования, выявление его особенностей и методов.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определение понятия административно–правового регулирования;
- установление особенностей административно–правового регулирования;
- определение понятия и видов методов административно–правового регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие и особенности административного правового регулирования

1.1 Понятие административно–правового регулирования
1.2 Особенности административно–правового регулирования

Глава 2 Методы административно–правового регулирования

2.1 Понятие методов административно–правового регулирования
2.2 Виды методов административно–правового регулирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая. Административное право. Скоблик..docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

Подробные характеристики природы и видов управления, приведенные выше, позволяют выявить их «юридический срез». Здесь интересны два аспекта. Первый касается поля применения юридических средств. Будучи комплексным явлением, управление использует для своих целей разные средства - экономические, материальные, кадровые, идеологические, юридические, технические. Юридические средства имеют как собственное поле применения, так и смежное поле, где они опосредуют использование других средств. Нахождение меры их правового отражения - дело сложное, и его не всегда удается осуществить правильно.

Второй аспект связан с радиусом правового отражения, имея в виду разные виды управления. Право в целом, все его отрасли служат правовым обеспечением управления в обществе, социального управления и управления государством, государственными делами. Государственное управление в более узком смысле опосредуется конституционным и административным правом.

Именно административное право регулирует организацию и деятельность специального аппарата - органов исполнительной власти, собственно управленческую деятельность. И в то же время административное право в функциональном смысле охватывает и управление обществом, и управление государством, поскольку его нормы создают правовые режимы функционального назначения. В орбиту этих режимов технологически единообразной деятельности неизбежно включается широкий круг субъектов права. Иначе невозможно обеспечить постоянное, оперативное и специализированное осуществление и охрану публичных интересов.

Таковы два основных аспекта, характерных для правового опосредования всех видов управления. Их более подробному раскрытию послужат пояснения природы права и правового отражения организации и деятельности субъектов и объектов управления. Общество и государство заинтересованы во всемерном внедрении правовых основ управления и в его последовательной демократизации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Приступая к рассмотрению административно–правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего административное право, связанное с социальным явление получившим название «управление».

Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений.

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, различные формы своего выражения.

Административное право – совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административно–правовому регулированию свойственно то, что они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. Казалось бы, все становится ясным, так как уже известно, что границы данной сферы определяются организацией и функционированием системы (механизма) исполнительной власти на всех уровнях Российской Федерации, процессом осуществления государственно-управленческой деятельности. Однако пока можно утверждать лишь одно: связь интересующих нас общественных отношений с государственно-управленческой деятельностью дает основания для того, чтобы обобщенно их можно было бы характеризовать в качестве управленческих отношений.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.

Есть еще одна специфическая особенность административно-правового регулирования. Ее суть заключается в следующем: административное право имеет в своем распоряжении юридические средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется в виду административная ответственность.

Подводя итог сказанному о методах административно–правового регулирования, отметим, что проблема методологии является достаточно дискуссионной в правовой науке, а применительно к административному праву, обладающему уникальным по объему и сложности предметом правового регулирования, дискуссионной в двойне.

Метод административно правового регулирования характеризует способ воздействия административно – правовых норм на общественные отношения. Иными словами, предмет административного права отвечает на вопрос, что именно регулирует эта отрасль, в то время как метод объясняет, посредством каких приемов, способов, механизмов.

При изучении проблемы метода административно-правового регулирования, важно обратить внимание на категорию «метод управления», которая трактуется как способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля выполнения управленческих решений, осуществляемых участниками управленческой деятельности.

Во–первых методы административно–правового регулирования можно подразделить на запреты, предписания и дозволения.

Во–вторых, методы административно–правового регулирования можно разделить на императивные и диспозитивные.

Соотношение императивных и диспозитивных норм с первой рассмотренной нами категорией методов регулирования можно представить в виде следующей классификации.

а) по характеру воздействия на волю субъектов права - методы убеждения и принуждения;

б) по способу воздействия - обязывающие, уполномочивающие, поощряющие, запрещающие методы;

в) по форме предписания - категорические (императивные), поручительные, рекомендательные и диапозитивные методы.

Для административно-правового регулирования в обществе характерны три основные функции: две позитивного порядка – статическая и динамическая, и одна негативная.

Методы процессуального характера используются главным образом при применении норм материального права.

Методы правотворчества используются в деятельности органов государства и отдельных должностных лиц по установлению норм права.

Метод санкционирования выражается, например, в том, что отдельные правотворящие органы в силу своей правовой природы обязываются окончательно определить юридическую силу норм, принимаемых подотчетными органами.

Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от того, в какой конкретной организационно – правовой форме деятельности они используются.

Специфическая особенность административно-правового регулирования. Ее суть заключается в следующем: административное право имеет в своем распоряжении юридические средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется в виду административная ответственность.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативные акты

 

  1. Кодекс об административных правонарушениях // "Парламентская газета", 05.01.2002, N 2-5.
  2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 г. // "Российская газета", 22.12.2006, N 289.
  3. ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. // "Парламентская газета", 10.10.1997 г, N 131 – С.44-75
  4. ФЗ «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. // "Российская газета", 05.08.1997 г, .N 149 – C.37-81

 

II. Книги

 

  1. Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю., Административное право. Учебник – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007 – С. 416.
  2. Бельский К.С., Административное право России. Курс лекций., - М.: Юрист, 2008 г. – 704 с.
  3. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 1999. – 439 с.
  4. Горшенев В.М., Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: «Юридическая литература», 1973. – 521 с.
  5. Иваньков А.Е., Административное право: Учебный минимум, М.: «Юриспруденция», 2005 г. – 473 с.
  6. Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М.: ЮРИСТЪ, 2005. – 554 с.
  7. Савостин А.А. Аттестация в административном праве России (некоторые проблемы) // Современное право. 2006. № 3. – 69 с.
  8. Савостин А.А. К вопросу о роли и значении и актуальности исследования методов административно-правового регулирования общественных отношений в современной России // Закон и право. 2006. № 2. – 74 с.
  9. Савостин А.А. Классификация методов административно-правового регулирования на современном этапе. // Современное право. 2006. № 1. – 60 с.
  10. Савостин А.А. Методика административно-правового регулирования: история или перспективы развития // Закон и право. 2006. №3. – 84 с.
  11. Савостин А.А. Сертификация как метод административно-правового регулирования // Современное право. 2006. № 2. – 59 с.
  12. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М.: Крокус, 2001. – 652 с.

Информация о работе Стадии и способы административно-правового регулирования