Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:08, курсовая работа
На лекции рассматриваются основные теоретические и практические вопросы стадий производства по делам об административных правонарушениях, а также проблемы соотношения материальных процессуальных правовых норм административно-деликтного законодательства.
Правомерное привлечение лиц, совершивших правонарушения напрямую зависит от знания процессуальных норм, определенных для каждой стадии производства.
Введение.
Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Заключение
Предмет доказывания. Доказательства по делу об административном правонарушении.
Заключение.
В статье 28.3 КоАП законодатель
впервые в истории
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами уполномоченных органов в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах своей компетенции, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с их задачами и функциями. Кроме того, право составлять протокол предоставляется должностным лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти: членам избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты Российской Федерации; должностные лица государственных внебюджетных фондов.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Следует особо отметить, что представители общественных организаций не наделены правом составления протокола, как было предусмотрено предыдущем КоАП. Это обусловлено их правовой природой: они независимы от деятельности органов исполнительной власти.
Неправильное определение подведомственности имеет свои негативные последствия: дело на стадии рассмотрения возвращается для устранения этого недостатка (ст.28.8), что, естественно, затягивает разрешение дела в целом.
В КоАП достаточно жестко регламентируется вопрос об установлении сроков, отводимых на составление протокола об административном правонарушении. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного и оперативного разбирательства по делу. В статье 28.5 предусмотрены различные сроки составления протокола: 1) немедленно после выявления совершения административного правонарушения; 2) в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела; 3) при проведении административного расследования - в течение одного месяца, в исключительных случаях (при продлении срока расследования) - в течение двух месяцев, при нарушении таможенных правил – в течение шести месяцев.
Важным этапом первой стадии производства по делу является административное расследование, цель которого получение дополнительных сведений и материалов для решения вопроса о возбуждении дела. Оно осуществляется в тех случаях, когда отсутствует ясность в вопросе о материальных основаниях к возбуждению дела об административном правонарушении и необходимо провести дополнительную проверку по факту выявленного административного правонарушения в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности. Административное расследование применяется в случаях выявления правонарушения в области антимонопольного и валютного законодательства, законодательства о рекламе, о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. Административное расследование представляет собой ряд процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К ним можно отнести проведение экспертизы, истребование необходимых предметов и документов, осуществление ревизий, инвентаризаций, контрольных закупок и т.д.
Решение о возбуждении
дела и проведении административного
расследования выносится
Завершающим этапом первой стадии производства по делу является направление протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении на рассмотрение. Указанные документы направляются судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. При административном аресте данные материалы передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.
Протокол может быть возвращен с целью устранения недостатков в случае, если составлен неправомочным лицом, имеются ошибки в его составлении и оформлении, представленные материалы являются неполными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела. В данной ситуации Коап предусматривает трехсуточный срок на устранение недостатков и одни сутки на возвращение всех материалов дела обратно.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, возбуждение
дела об административном правонарушении
является начальной стадией
3. Рассмотрение
дела об административном
Рассмотрение дела - наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства,
исключающие возможность
- правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, выступают следующие основания:
- родственные связи
указанных субъектов с лицом,
в отношении которого ведется
производство по делу об
- личная заинтересованность в разрешении дела.
При наличии этих обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе либо отводе подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.
По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
- о назначении времени и места рассмотрения дела;
- о вызове необходимых
лиц, об истребовании
- об отложении рассмотрения дела;
- о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;
- о передаче материалов
дела на рассмотрение по
- о приводе лиц, указанных в статье 27.15 КоАП.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП, на этом же этапе может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также предусмотренных статьями 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
Статья 29.6 КоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и иных материалов. Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.
Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам рассмотрения дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Рассмотрение дела может быть отложено, о чем должны быть вынесено определение, в случае:
- поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;
- отвода специалиста, эксперта или переводчика;
- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;
- истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
Кроме того, определение может быть
вынесено при необходимости
При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности производства по делу.
При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона. В нем указываются:
- дата и место рассмотрения дела;
- наименование и состав
- событие рассматриваемого
- сведения о явке лиц;
- отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;
- объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- документы, исследованные при рассмотрении дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: а) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу.
Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.
Информация о работе Стадии производства по делам об административных правонарушениях