Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 20:55, курсовая работа
Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;
Введение 3
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации 5-12
Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях. 5
Участники производства по делам об административных правонарушениях 10
Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации 13-21
Возбуждение дела об административном правонарушении 13
Рассмотрение дел об административных правонарушениях 15
Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях 17
Исполнение постановлений о применении административных взысканий 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Приложение 1
Содержание
Введение 3
1. Общая
характеристика производства по делам
об административных правонарушениях
в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Введение.
Вопрос об административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам об административных правонарушениях является актуальным, так как глубокие социальные изменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе и совершенствования института административных правонарушений.
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств. Производство по делам об административных правонарушениях является одним из специфических и важных административно-юрисдикционных производств, входящих в административно-юрисдикционный процесс. В этой связи ему присущи все признаки последнего, а также имеются характерные черты, определяемые административно-процессуальным законодательством и анализируемые в юридической литературе.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением, расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестования постановлений, а так же их исполнением.
Предметом является порядок и особенности возбуждения, расследования и исполнения как обжалуемых так и не обжалуемых постановлений по делам об административных правонарушениях.
Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- определить понятие, задачи и
принципы производства по
- описать субъектов
- рассмотреть технику и методы
возбуждения дела об
- исследовать рассмотрение дела
об административном
- проанализировать порядок
- определить порядок
1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации.
1.1. Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных
правонарушениях — это часть административного
процесса. Попробуем дать его дефиницию.
Административно-юрисдикционное производство — нормативно установленный порядок и формы осуществления юридических действий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий.
Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях:
1. Это специфическая процедура
рассмотрения дел по наложению административных
взысканий.
2. Каждая стадия этого производства завершается
принятием по делу соответствующего акта,
не сходного с актами, применяемыми в других
производствах.
3. Определенные отношения, охраняемые
данным производством, урегулированные
административным правом, обособленность
и завершенность которых обеспечивается
с момента возникновения административного
спора и до его разрешения.
Производство по делам об административных
правонарушениях — вид административно
– юрисдикционного производства, имеющий
специфическую процедуру рассмотрения
дел по наложению административных взысканий
и нуждающийся в единообразном применении,
закрепленным на федеральном уровне1.
Производство по делам административных
правонарушениях — это системное образование,
комплекс взаимосвязанных процессуальных
действий, которые:
1. Образуют определенную совокупность
процессуальных правоотношений, отличающихся
предметной характеристикой и взаимосвязанностью
с соответствующими материальными правоотношениями.
2. Вызывают потребности
установления, доказывания, а также обоснования
всех обстоятельств и фактических данных
рассматриваемого юридического дела.
3. Обуславливают необходимость
закрепления, официального оформления
полученных процессуальных результатов
в соответствующих актах, документах.
Производство по делам об административных
правонарушениях и производство по делам,
возникающим из административно-правовых
отношений, теснейшим образом между собой
взаимосвязаны. Для дел, возникающих из
административно-правовых отношений,
присуще наличие административного спора
о праве, подведомственного судам, когда:
- возникает из
административных, финансовых или иных
властно-отношений и весьма тесно связан
с взаимообусловленными или правовыми
отношениями;
- хотя бы один из его участников
должен обладать властными полномочиями;
- заинтересованное лицо имеет
право на выбор обращения либо в суд, либо
к вышестоящему в порядке подчинения административному
органу, но иногда безрезультативность
обращения в вышестоящий орган является
обязательным элементом (предпосылкой)
для обращения в судебные инстанции;
- важнейшей целью,
имеющей самостоятельное значение, является
признание незаконным акта (действия)
административного органа (должностного
лица);
- принятое судебное решение
может быть значимо для неопределенного
круга лиц, заинтересованных в осуществлении
данного субъективного публичного права,
и, наконец, административный иск рассматриваться
должен специальным административным
судом.
Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров общим судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов иск;
- принятие самостоятельного
решение по административному делу всегда
будет для суда ограничено определенными
пределами. Так, если суд установит, что
штраф наложен без учета тяжести совершенного
проступка, личности виновного, его имущественного
положения, и сумма его занижена, он не
имеет право изменить ситуацию «к худшему».
Черты производства по делам об административных
правонарушениях:
1. Данное производство возникает в связи
с совершением административного деликта
(проступка).
2. Круг субъектов, уполномоченных осуществлять
данное административно – юрисдикционное
производство, весьма широк, но их перечень
четко определен законами РФ и ее субъектов,
с учетом подведомственности их произвольная
замена недопустима.
3. Только посредством данного производства
применяются административные взыскания.
4. Специфика процедуры производства порождена:
оперативностью, экономичностью, активностью
правоприменяющих органов, простотой,
весьма краткими сроками, которые вообще
присущи природе административно-процессуальной
деятельности.
5. Специфичны акты, сопровождающие каждую
стадию данного производства: протокол
является основанием для возбуждения
дела, постановление о наложении взыскания
— результат рассмотрения, решение принимается
после завершения стадии обжалования.
6. Производство по делам об административных
правонарушениях нуждаются в едином правовом
регулировании на федеральном уровне
всех без исключения субъектов административной
ответственности.
7. Предусматриваются широкие права лица,
привлекаемого к административной ответственности,
но недостаточно регулируется право на
защиту потерпевшего.
Принципы производства
по делам об административных правонарушениях.
1. Принцип законности:
Процедура осуществления
административного принципа должно реализоваться
строго согласуясь с буквой закона. Необходимо
доказать виновность лица, привлекаемого
к административной ответственности.
Административное взыскание может быть
наложено только компетентными на то органами
(должностными лицами). Существуют возможность
обжалования решения по делам об административных
правонарушениях и целая система надзорных
органов, следящих за соблюдением законности.
Необходимо соблюдать как материальные,
так и процессуальные нормы законодательства.
2. Принцип оперативности:
Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально - правовых сроков в сфере административной ответственности, принцип неотвратимости административной ответственности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного взыскания.
3. Принцип непосредственности:
Он состоит в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончании процесса.
4. Принцип равенства сторон:
Перед законом и органом, рассматривающим дело, все граждане, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, возраста равны.
5. Принцип публичности:
Заключается в том, что производство по делам об административных правонарушениях от имени государства, делегирующего полномочие соответствующим органам. Все дела об административных правонарушениях рассматриваются официально, производство по ним носит публичный характер.
6. Принцип гласности:
Дела об административных
правонарушениях рассматриваются открыто,
могут привлекаться представители общественности,
трудовых коллективов.
7. Принцип состязательности:
Состязательность проявляется
в разделении функций защиты и обвинения.
И тот и другой элементы процесса могут
характеризовать как сторону привлекаемого
к административной ответственности лица,
так и сторону потерпевшего. Органы, рассматривающие
дело, обязаны учитывать позицию участников
процесса и мотивировать в постановлении
принимаемое решение по делу с учетом
мнения участников процесса.
8. Принцип национального языка:
На территории Российской
Федерации официальное делопроизводство
ведется на русском языке. В республиках
в составе РФ на государственных языках
этих республик. Гражданин РФ, не владеющий
русским языком или государственным языком
республики в составе РФ, имеет право выступить
при рассмотрении дел об административных
правонарушениях на том языке, которым
он владеет.
9. Принцип объективности истины:
При осуществлении производства по административным правонарушениям доказыванию и оценке подлежат:
- факт совершения правонарушения;
- виновность (или невиновность)
лица, привлекаемого к административной
ответственности;
- смягчающие и отягчающие ответственность
обстоятельства;
- основания для взыскания имущественного
ущерба и его размер;
- основания для прекращения производства
по делу.
Доказательства по делу оцениваются соответствующим
органом (должностным лицом) по