Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 08:17, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цели данной работы – исследовать понятие и структуру и выявить особенности административного процесса.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
проанализировать понятие административного процесса в российской административно-правовой науке;
выявить особенности административного процесса;
изучить структуру административного процесса.
Введение 3
Глава 1. Понятие административного процесса 5
1.1. История анализа понятия административного процесса 5
1.2. Понятие административного процесса в современной доктрине административного права 8
Глава 2. Особенности административного процесса 13
2.1. Специфические признаки административного процесса 13
2.2. Специфические черты административного процесса 14
Глава 3. Структура административного процесса 18
3.1. Административное производство как основная составляющая административного процесса 18
3.2. Основные составляющие административного процесса 21
Заключение 24
Список литературы 26
В.Н. Конин по масштабам сферы осуществления выделяет внутриорганизационные и внешнеуправленческие административные процедуры; по функциональной принадлежности и внутреннему содержанию - процедуры формирования органов исполнительной власти, принятия управленческих решений, по рассмотрению обращений граждан, административные процедуры в миграционной сфере и т.д.44
С.И. Агафонов, Т.И. Воробьева, М.Г. Сальников, Е.В. Трегубова выделяют следующий перечень административных процедур, реализуемых в сфере исполнительной деятельности: организационные процедуры; нормотворческие процедуры; информационные процедуры; административные процедуры, связанные с осуществлением организационно-технических действий; административно-управленческие процедуры, связанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий; административные процедуры, связанные с осуществлением юридически значимых действий; контрольно-надзорные процедуры; административные процедуры, связанные с рассмотрением предложений и заявлений, и иные юрисдикционные процедуры; административные процедуры, реализуемые в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах; административные процедуры координации и взаимодействия; административные процедуры, реализуемые в рамках разрешительной системы, в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также обеспечения безопасности личности и др.45
Таким образом, административный процесс включает в себя три составляющие - административные процедуры, административную юрисдикцию и административную юстицию (см. рис. 1)46.
-----------------¬
¦Административный¦
-------------------+ процесс +--------------------¬
¦
L-------T---------
¦ ¦ ¦
\/ \/ \/
-----------------¬ ------------------------------
¦Административные¦ ¦Административная юрисдикция ¦ ¦Административная юстиция ¦
¦ процедуры
¦ ¦-----------------------------
L----------------- ¦Административные производства¦ ¦Судебный административно-¦
¦ (во внесудебном и ¦ ¦ юрисдикционный процесс ¦
¦ досудебном порядке) ¦ L--------------------------
L-----------------------------
Рис. 1. Структура административного процесса
В большей мере административный процесс носит позитивный характер и связан с реализацией основных функций государства. Органы исполнительной власти, осуществляя управленческий процесс, главным образом, реализуют формы государственного управления позитивного характера (правотворчество и регулятивное правоприменение). Органы исполнительной власти осуществляют управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность путем применения административных процедур, регламентированных процессуальными нормами административного права.
Как видим, основания классификации административных процедур различны, их достаточно много. Обусловленные существенным различием административных процедур, административные производства также характеризуются большим численным составом.
По мнению некоторых ученых, следует выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности47:
- деятельность
по созданию (изменению, приостановлению,
отмене) подзаконных нормативных актов
исполнительных органов публичной власти
и Банка России (административно-
- деятельность
указанных органов публичного управления
по реализации прав и обязанностей индивидуальных
и коллективных субъектов в сфере управления,
осуществляемая в административной форме
(административно-
- правоприменительная деятельность юрисдикционного правоохранительного характера, применение государственного правового принуждения в административно-процессуальной форме (административно- юрисдикционный процесс)48.
Эта теоретическая конструкция критикуется из-за идеи дробления административного процесса на несколько его видов: «...есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств, которые без труда поддаются классификации»49.
Таким образом, административный процесс состоит из множества административных производств, включающих в себя совокупность определенных административных процедур. В свою очередь, административные процедуры образуют совокупность в определенной последовательности административных действий. Тем самым административное действие есть элементарная частица всего административного процесса.
Разнообразие проявления административного процесса в конкретных условиях реализации функций государственного управления обусловливает выделение в структуре административного процесса различного рода самостоятельных административных производств. В свою очередь, предметная специфика рассматриваемых индивидуальных административных дел обусловливает существование разных по своим правилам и принципам административных процедур. В соответствии с этим административный процесс проявляется в значительном разнообразии административных производств и характеризуется множественностью административных процедур.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в рамках правотворческих, правоприменительных (правонаделительных) и юрисдикционных административных процессов выделяются соответствующие административные производства.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Административный
процесс – это урегулированная административно-
Он основан на принципах законности; объективности (материальной истины); равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело; гласности административного процесса; а также ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).
Административный процесс состоит из множества административных производств, включающих в себя совокупность определенных административных процедур. В свою очередь, административные процедуры образуют совокупность в определенной последовательности административных действий. Тем самым административное действие есть элементарная частица всего административного процесса.
Административно-процессуальная деятельность регламентирована юридическими процессуальными нормами и обладает признаками властного характера. Она представляет собой целевую деятельность, направленную на достижение определенных юридических результатов и оформляемую в документах. По сути административно-процессуальная деятельность представляет собой «правовую оболочку» управленческого процесса.
При этом сам
управленческий процесс при осуществлении
исполнительно-распорядительной деятельности
значительно шире понятия административно-процессуальной
деятельности и включает в себя, наряду
с правовыми, и неправовые (организационные,
материально-технические) формы. До сих
пор многие управленческие отношения
не подвергаются административно-
Административный
процесс имеет сложную структуру видов
процедур и производств, отличающихся
друг от друга целями, задачами и предметом
регулирования отношений, принятых решений
и регламентируемых специальными административно-
До настоящего
времени ученые-административисты не
пришли к единому мнению по поводу границ
и объема административного процесса,
его соотношения с уголовным и гражданским
процессами, выделения административно-
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
1 Елистратов А.И. Учебник русского административного права. М., 1911. С. 87.
2 Студеникин С.С. Социалистическая система государственного управления и вопрос о предмете советского административного права // Вопросы советского административного права. М., 1949. С. 44.
3 Петров Г.И. О кодификации советского административного права // Советское государство и право. 1962. N 5. С. 30 - 31.
4 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964.
5 Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. М., 1968.
6 Салищева Н.Г. Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963. С. 134 - 140
7 Салищева Н.Г. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004. С. 222
8 Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб., 2008. С. 186 - 187, 190 - 191
9 Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. С. 2.
10 Советское государство и право. 1963. N 1. С. 131.
11 Самойленко А.В. Административные штрафы милиции как средство охраны советского правопорядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1971. С. 7
12 Советское государство и право. 1963. N 1. С. 130; Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969. С. 276.
13 Манохин В.М. Органы советского государственного управления. Саратов, 1962. С. 44 - 45.
14 Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации. Екатеринбург, 2010.
15 Женетль С.З. Административный процесс и административные процедуры в условиях административной реформы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
16 Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации. 2010. С. 8 - 9.
17 Махина С.Н. Административный процесс: проблемы теории, перспективы правового регулирования. Воронеж, 2009. С. 20 - 22.
18 Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право. Ростов н/Д, 2008. С. 173 - 174.
19 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2008. С. 788.
20 Сорокин В.Д. «Юрисдикционная» и «управленческая» концепция административного процесса: 40 лет спустя // Юридическая мысль. Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург). 2010. N 3. С. 31 - 45.
21 Административно-процессуальное право: Курс лекций / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 5.
22 Гуреев В.А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации: монография. М.: Статут, 2013. 408 с.
23 Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушение. М.: Госюриздат, 1961. С. 173.
24 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М.: Изд. Ю.А. Тихомирова, 2010. С. 38.
25 Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др.; под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с.