Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:41, курсовая работа
Актуальность темы. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
Введение…………………………………………………………………...………3
§1 Понятие административных правоотношений и их основные черты...……5
§2 Субъекты, объекты и юридические факты административных правоотношений…………………………………………………..……..………11
2.1 Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………18
§3 Виды административных правоотношений……………….………..………24
Заключение……………………………………………………………….………33
Список использованной литературы……………………………...…...……….35
Содержание.
Введение…………………………………………………………
§1 Понятие административных правоотношений и их основные черты...……5
§2 Субъекты, объекты и юридические
факты административных правоотношений…………………………………………
2.1 Основания возникновения, изменения
и прекращения административных правоотношений…………………………………………
§3 Виды административных правоотношений……………….………..………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………...…...……
Введение.
Актуальность темы. Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.1 Ему присущи соответствующие границы правового регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.2 Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Следует выделить особенности, присущие структуре административных правоотношений и административным правоотношениям в целом, способные служить основой для отграничения данных видов отношений от других.
Цель работы – подробное исследование вопроса об административно – правовых отношениях, выделение их особенностей, характерных черт, отличий от других правоотношений; обозначение места, которое занимают административно – правовые отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в механизме правового регулирования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
-дать понятие
-рассмотреть субъектов
административных
-обозначить виды
-сравнить структуру
-рассмотреть, как данный вопрос раскрыт в разного рода юридической литературе.
Объектом работы являются правоотношения, складывающиеся в сфере административного права.
Предмет работы – доктринальная и законодательная регламентация вопросов, связанных с выбранной мной темой.
Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы познания (анализ, синтез).
Теоретической основой послужили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Бахраха Д.Н., Алексеева С.С., Агапова А.Б., Козлова Ю.М.
Структура курсовой работы обуславливается целями и задачами исследования. Состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка использованной литературы.
§1 Понятие административных правоотношений
и их основные черты.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.3
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены на организацию процесса правоисполнения.4 В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно, и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.5
В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.
Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;
3) являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.
Эта концепция была внедрена
тогда еще в советскую
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.7 Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов.8
В пятидесятых годах в
результате критического анализа
этой концепции возникла вторая концепция
советских административно-
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
Административно-правовые отношения
отличаются, прежде всего, от правоотношений
гражданского, трудового, финансового
и других отраслей российского права.
Например, если административно-правовые
отношения характеризуются
В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
Особенности административно-правовых отношений могут быть также представлены в виде схемы.
Особенности административно-правовых отношений13
В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают.14 Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.15
Как указывалось выше, административно-правовые
отношения возникают в сфере
государственного управления. Однако
не всякое общественное отношение в
сфере государственного управления
включается в круг отношений, составляющих
предмет административного
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Элементы административно-
§2 Субъекты, объекты и юридические факты
административных правоотношений.
Субъект – это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при реализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).18
В правовых нормах субъектом
административного права
Информация о работе Структура административных правоотношений