Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:37, доклад
Децентрализация внешнеэкономической деятельности и интегрирование экономики в мировое хозяйство, предопределяет необходимость регулирования внешнеторговых отношений. Все эти процессы должны быть обеспечены надлежащим таможенным механизмом, четко урегулированным правовыми нормами. Этого требуют нормальное функционирование экономики и развития гражданского общества. В этом и заключается неотъемлемая функция любого государства, стремящегося обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. В связи с чем, актуальным является изучения вопросов регулирования внешнеторговых отношений.
Введение.
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
2. Законодательство о таможенном деле
3. Таможенная политика
Заключение.
Доклад
Тема: «Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ»
Подготовил: студент 1го курса
Группы: Т1208
Валиев Давид
Содержание
Введение.
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
2. Законодательство о таможенном деле
3. Таможенная политика
Заключение.
Введение
Децентрализация внешнеэкономической
деятельности и интегрирование экономики
в мировое хозяйство, предопределяет
необходимость регулирования
1. Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации
В современном представлении
термин «таможенное дело» охватывает
сложный комплекс отношений, непосредственно
связанных с внешней и
Согласно действующему Таможенному кодексу ТС2009г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Таможенного Союза товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В то же время согласно ТК ТС целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития экономики стран-участниц ТС. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность.
Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного
дела достигаются посредством
Регулятивные цели таможенного
дела достигаются посредством
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Таможенного Союза наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.
2. Законодательство о таможенном деле
На территории России действует
единое таможенное законодательство.
Единство таможенного законодательства
обусловлено отнесением таможенного
дела к федеральной компетенции
и, соответственно, регулированием его
только нормами единого федерального
законодательства. При этом следует
оговориться, что термин «таможенное
законодательство» следует
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают ТК ТС и Федеральный Закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам ТК ТС и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Это требование прямо закреплено в действующем ТК ТС. Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм ТК ТС с федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ТК ТС. При этом согласно ТК ТС применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК ТС и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.
3. Таможенная политика
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий ТК ТС не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.
Целями таможенной политики ТС, сформулированными в ТК ТС, являются:
— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории ТС;
—участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка;
—стимулирование развития национальной экономики (стран-участниц ТС);
—содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики ТС;
Направленность целей таможенной политики на защиту рынка товаров обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это политика,
направленная на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства
от иностранной конкуренции на внутреннем
рынке. Для протекционистской
Фритредерство — это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административноправового регулирования.
В-третьих, к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности.
В-четвертых, споры между
сторонами — участниками
Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.
Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик», договор хранения — аналог «Временное хранение» и др.
Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.
Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.
Связь таможенного и трудового
права проявляется в
Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.
Заключение
Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику Таможенного союза, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
На территории ТС действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе.
За реализацию таможенного
законодательства отвечают таможенные
органы, которые представляют собой
государственные органы, регулирующие
правоотношения, возникающие, изменяющиеся
и прекращающиеся в сфере таможенного
дела. В ведении таможенных органов
находится организация и
Также перед таможенными органами стоит не менее важная задача, заключающаяся в осуществлении правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, заключающееся в проведении предварительного расследования в таможенной сфере, оперативно-розыскной деятельности таможенных органов и другими действиями.
Изучение таможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущности таможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономической деятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимость таможенного права в системе российского права более чем очевидна.
Информация о работе Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ