принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;
разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
укрепление судебной системы
высококвалифицированными кадрами путем
подготовки в Российской академии правосудия
кандидатов на должности судей и работников
аппаратов судов, обучения кандидатов
на должности судей федеральных судов
в течение одного - двух лет, обязательного
повышения в ней квалификации судей федеральных
судов (один раз в три года), а также судей
конституционных, уставных судов и мировых
судей в соответствии с гражданско-правовыми
договорами между субъектами Российской
Федерации и Российской академией правосудия;
принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;
повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.
Проблема эффективности системы правосудия
до настоящего времени не потеряла своей актуальности,
и по-прежнему перед обществом стоит необходимость решения определенного круга задач,
направленных на существенное продвижение в ее
решении.
Это следующие задачи:
дальнейшая теоретическая проработки основных направлений развития судебной системы,
выработка концептуальных подходов к повышению эффективности деятельности каждого вида судов.
При этом необходимо:
освободить суды от выполнения несвойственных правосудию функций;
перераспределить нагрузку между судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами;
разрешить вопрос о форме осуществления административного судопроизводства с принятием соответствующего закона;
критически осмыслить и скорректировать регулирование деятельности лиц, оказывающих гражданам и юридическим лицам помощь по юридическим вопросам, поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию;
обеспечить более широкое применение досудебных процедур разрешения споров.
Необходимо осуществить комплекс
мер по кадровому обеспечению эффективного
правосудия и материально-техническому
обеспечению деятельности судов. Основными из
них являются:
законодательное обеспечение сочетания независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения;
усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей;
введение обязательного декларирования имущественного состояния судей и членов их семьи, принятие иных мер по устранению взяточничества;
организация механизма анализа судебных решений, позволяющего реагировать на поведение судей, систематически принимающих сомнительные судебные решения; повышение денежного содержания сотрудникам всех органов (МВД, ФСБ, ФСИН, ФССП и т.д.), принимающих участие в осуществлении правосудия, которое бы делало его соразмерным с денежным содержанием судей, работников органов прокуратуры;
организация системы обучения кандидатов на судейские должности;
разработка силами ВККС совместно
с кадровой комиссией Администрации Президента,
высшими судебными органами и органами,
привлекаемыми к проверкам кандидатов
на должности судей, полного перечня критериев
отбора таких кандидатов в судьи и закрепление
их в одном документе;
ускорение процедуры назначения судей, исключение создавшейся ситуации, когда после положительного заключения квалификационных коллегий судей до назначения часто требуется время не менее года; введение нормативного финансирования
судов;
разработка программы строительства дворцов правосудия;
создание системы обеспечения судей жильем; повышение уровня компьютеризации и информационного обеспечения деятельности судов;
принятие Российской Федерацией обязательств по соблюдению ратифицированных Советским Союзом международных соглашений в области прав человека, а также подписание договоров от имени Российской Федерации предполагают в продолжение судебно-правовой реформы сделать акценты на повышении прозрачности, открытости судебной системы и обеспечении контроля над ней со стороны общества.
Совершенствование и развитие
российского законодательства, направленное
на обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности судей,
должно осуществляться с учетом не только
российской практики правоприменения,
но и международных договоров, и соглашений.
В последнее время
в нашей стране делается все необходимое
для того, чтобы российская судебная система
стала более открытой и доступной, однако,
как представляется, доступность – это
не бесплатность. Существующие пошлины,
которые предполагает современное законодательство,
– это проблема, над которой стоит задуматься.
В обществе
должны понимать, что обращение в суд –
это крайняя мера. Работа суда – это высокозатратная
функция государства, на которую идут
средства налогоплательщиков, и когда
некоторые «сутяжники» специально затягивают
судебные процессы, государство должно
создать такие условия для таких недобросовестных
истцов и ответчиков, чтобы они поняли,
что обращение в суд может стать для них
разорительной процедурой.
Жизнь права
никогда не была жизнью логики, она всегда
была жизнью опыта. Особенно это характерно
для России. И в этой связи роль суда, судьи
неизмеримо возрастает. Вырастают требования
общества к судье, и поэтому проблема совершенствования
отбора судейского корпуса должна быть
всегда в центре внимания власти.
Иногда
приходится сталкиваться с мнением, что
рост числа обращений граждан в суд является
показателем роста правовой культуры
граждан. Как представляется, это не так.
Скорее напротив, это показатель нездорового
состояния общества, это симптом его социального
нездоровья и скорее всего кризиса правовой
системы. В обществе по-прежнему сохраняется
настороженное отношение к судебной системе,
которая является традиционной для России,
и потребуется еще немало времени, чтобы
этот разрыв преодолеть. Пути же преодоления
этого отношения связаны с открытостью,
доступностью и возможностью общественного
контроля принимаемых решений.
Заключение
Судебная власть есть одна из трех основных
ветвей государственной власти. Функции
судебной власти можно условно разделить на
основные и вспомогательные. Основной
функцией судебной власти, выражающей
ее сущность, является правосудие. Другие
ее функции непосредственно сущность
судебной власти не отражают и являются
обеспечивающими по отношению к правосудию.
К ним можно отнести: судебный контроль,
конституционный контроль, толкование
Конституции, судебный надзор, воспитательная
функция, функция предупреждения правонарушений,
выступление с законодательной инициативой,
обобщение судебной практики, анализ судебной
статистики и др.
Судебная власть представляет собой определенным образом структурированную совокупность органов, образующих систему. Судебную систему Российской Федерации следует определить, как совокупность обозначенных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» федеральных судов и судов субъектов РФ,
построенных в соответствии с их компетенцией и призванных обеспечить защиту прав и свобод человека, и гражданина,
государственных и общественных интересов, законность и правопорядок.
Основные принципы судебной власти в РФ
следующие: осуществление правосудия
только судом, самостоятельность судов,
независимость судей и подчинение их только
Конституции РФ и федеральному закону,
осуществление правосудия на началах
равенства всех перед законом и судом,
обеспечение права граждан на судебную
защиту, состязательность и равноправие
сторон, (принцип гласности), принцип презумпции
невиновности, участие граждан в отправлении
правосудия.
Являясь самостоятельными ветвями государственной власти,
законодательная и судебная власть имеют множество форм
взаимодействия. Судебная власть включается
в механизм взаимодействия с законодательной в большинстве случаев через Конституционный Суд РФ.
В механизме взаимодействия исполнительной
и судебной властей, преобладают контрольные
полномочия судебных органов. Судебная
власть контролирует деятельность Правительства
РФ, конституционность принимаемых ею
актов, не допуская тем самым нарушений
этой ветвью власти прав и свобод человека,
и гражданина. Исполнительная власть также
оказывает определенное влияние на деятельность
судебной власти, обеспечивая материально-техническое
и кадровое обеспечение судов.
Таким образом, судебная власть играет
значительную роль в механизме осуществления государственной власти
в РФ на основе системы «сдержек и противовесов». Основной задачей совершенствования судебной
системы на современном этапе является
создание качественного правосудия, которое помогает
«нашим гражданам непосредственно в нашей стране».
Список используемой литературы
- Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993.
- Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской Федерации»
от 31 декабря 1996.
- Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
- Лазарев В. А. Судебная власть
и уголовное судопроизводство // Государство
и право. 2007.
- Лебедев В. М. Судебная власть
в современной России: проблемы становления
и развития. СПб., 2006.
- Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2005.
- Попова Ю. А. Административное
судопроизводство в системе судов общей
юрисдикции // Государство и право. 2008.
№ 3. С. 12-18.
- Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
- Салищева Н. Г., Абдуллаев Е. В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2004.
- Лебедев В. М. Судебная власть
в современной России: проблемы становления
и развития. СПб., 2006.
1 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.10.
2 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.15.
3 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. Ст.118.
4 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.120.
5 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.121.
6 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.123.
7 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.19,123.
8 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.32.
9 Конституция РФ –М.: издательство
«Омега-Л»,2012. ст.118.
10 ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной
системе РФ», ст.3.