Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:04, реферат
Административное право является одной из важнейших и объемных отраслей правовой системы Республики Беларусь.
Административное законодательство с его мощным императивно-регулирующим потенциалом обеспечивает функционирование исполнительной ветви власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, а также охрану и реализацию прав граждан.
Введение
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
1 Понятие административного процесса, его характерные черты. Отличие административного процесса от других видов юридического процесса
2 Особенности административно-процессуальных норм и отношений и принципы административного процесса
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА. Процессуальные действия совершаются в определенной последовательности, постадийно.
Под
стадией понимается такая относительно
самостоятельная часть
Процессуальной деятельности на той или иной стадии, как правило, присущ различный круг субъектов, эту деятельность реализующих. Поэтому специфику их деятельности можно выразить формулой: возбуждают дело одни субъекты и рассматривают его другие и т.п.
К стадиям процесса относятся:
- возбуждение
административного дела и
- рассмотрение дела в принятие по нему решения;
- обжалование
и опротестование решения (
- исполнение решения.
Возбуждение
административного дела и его
расследование относятся к
Существенное
значение в стадии возбуждения административного
дела имеют установленные законом
процессуальные сроки. Так, по делам
об административных правонарушениях
устанавливается, что административное
взыскание может быть наложено не позднее
двух месяцев со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении - двух месяцев
со дня его обнаружения.
2.
Особенности административно-процессуальных
норм и отношений и принципы
административного
процесса
ПРИНЦИПЫ
И СТАДИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
Будучи органической частью управленческой
деятельности, административный процесс
естественно и неизбежно
Однако
как специфическая деятельность
исполнительно-распорядительных органов
и других компетентных субъектов, связанная
с разрешением индивидуально-
К числу
принципов административного
Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции. Его сущность состоит в том, что применение норм материального нрава во всех случаях должно быть законным. Процесс должен осуществляться компетентным органом, должностным лицом строго в рамках его полномочий, а также в формах и порядке, установленных законодательством.
Из принципа законности вытекает и необходимость государственной защиты прав и законных интересов сторон административного процесса, в особенности прав граждан. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административного процесса последний может обжаловать незаконное действие.
Одной из гарантий прав гражданина как стороны административного процесса является предоставление ему возможности воспользоваться услугами адвоката на всех стадиях административного процесса.
Принцип законности соблюдается и при рассмотрении административных дел, когда орган (должностное лицо) управомочен решать их на основе свободной оценки. В этом случае орган имеет право выбрать из нескольких возможных ситуаций ту, которую он считает наиболее целесообразной. Но, принимая решение по конкретному административному делу, он обязан придерживаться норм административного процесса.
Принцип охраны интересов государства и личности в административном процессе направлен прежде всего против различных проявлений формализма при рассмотрении административных дел.
Вместе
с тем он имеет и другую сторону.
Последовательный, полный и неуклонный
учет интересов государства и
личности самым непосредственным образом
отражается на эффективности
Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний, учесть и правильно оценить доказательства, представленные сторонами, дать им правильное правовое истолкование; полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения.
Принцип равенства сторон в административном процессе вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом в том смысле, что на каждого гражданина, на каждое должностное лицо независимо от его служебного положения нормы закона распространяются в совершенно равной степени.
Названный
принцип административного
На практике обжалование и пересмотр решений по административным делам производятся следующими способами:
- обжалование решения в суд, где проводится фактически исследование всех обстоятельств по делу;
- административное
обжалование решения и
- осуществление
прокурорского надзора путем
опротестования в порядке
- пересмотр
решения тем органом, который
его принял (в связи с признанием
органом допущенных им в
В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:
- решение оставляется без изменения, а жалоба или протест - без удовлетворения;
- решение
отменяется и дело
- решение
по делу подвергается
- решение
отменяется и дело
Исполнение
решения является завершающей стадией.
Законодательством установлены
способы и органы, осуществляющие
исполнение решений, которые в установленном
порядке могут принимать меры
по принудительному исполнению.
Заключение
Сфера
применения административного процесса
не исчерпывается реализацией норм
материального
Например, производство по делам об отводе земель и земельных участков и их изъятии; производство по налоговым делам; производство по некоторым трудовым спорам и так далее.
Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). В стадии рассмотрения исследуются все обстоятельства, а в случае необходимости собираются доказательства. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление истины по делу. Рассмотрение дела завершается принятием по нему решения, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения по делу, способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.
Характерной
особенностью административного процесса,
отличающей его от других видов процесса
(уголовного, гражданского), является то,
что он охватывает более широкий
круг общественных отношений, имеет
более сложную структуру
Список
использованных источников
1. КоАП РБ от 21 апреля 2003 г. № 194-З (в ред. от 03.07.2011 г.)
2. Алехин
А.П. Кармолицкий А.А.
3. Гавриленко Д.А. Гавриленко С.Д. Административное право: Учебное пособие. Мн.,- 2002.
Информация о работе Сущность и принципы административного процесса