Сущность и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:08, реферат

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности.

Файлы: 1 файл

Адм.правонарушение.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административ­ной наказанности, как правило, если иное не установлено зако­ном, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и ан­нулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого реше­ния или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока счита­ется не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения сро­ков давности привлечения к ответственности, установленных дей­ствующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и юридический состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной от­ветственности правонарушителя. Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридичес­кий состав — явления не тождественные. Они решают разные за­дачи, у них различное назначение. С помощью признаков адми­нистративного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с право­вой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основани­ем этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

Установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния. Например, противоправное посягательство, совершенное лицом, не достигшим 16-летнего возраста, может характеризо­ваться всеми признаками административного правонарушения.

Однако оно не влечет административной ответственности, ибо в нем отсутствует юридический состав правонарушения, поскольку субъектом административного проступка может быть только лицо, достигшее 16 лет.

В теории административного права под составом администра­тивного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризую­щих конкретное общественно опасное деяние как административ­ное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общест­венные отношения, и объективная сторона административного проступка — внешние признаки, характеризующие противоправ­ные действие или бездействие, результат посягательства, причин­ную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного адми­нистративного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, ха­рактеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель администра­тивного правонарушения.

Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторо­на, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполни­тельно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологи­ческого, таможенного, трудового, земельного, финансового и дру­гих отраслей права. В качестве родового объекта административ­ного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и об­щественный порядок; отношения в сфере экономики; установлен­ный порядок управления.

Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосред­ственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан — при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.

Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражаю­щийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать зна­чительное многообразие проявлений объективной стороны кон­кретных составов административных проступков. Так, мелкое ху­лиганство может выражаться: в оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и уг­розой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании не­пристойных песен; срывании информационных и рекламных пла­катов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи, пожарной охраны, мили­ции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, сте­нах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышлен­ной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д. и т.п.

Нередки случаи, когда объективная сторона конкретных соста­вов административных правонарушений формулируется с помо­щью бланкетных диспозиций (норм). В частности, КоАП предус­матривает ответственность за нарушение требований правил по­жарной безопасности, а сами правила при этом содержатся как в нормах законодательства, так и в подзаконных нормативных актах, например в строительных правилах, утверждаемых соот­ветствующими органами исполнительной власти.

Содержание объективной стороны характеризуют такие квали­фицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злост­ность, систематичность противоправного посягательства, длящее­ся правонарушение.

Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию (т.е. в состоянии ад­министративной наказанности). Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

Неоднократностью административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусмот­ренных конкретной статьей КоАП.

Злостным, систематическим, продолжающимся администра­тивным правонарушением является совершение ряда возобновля­емых во времени, тождественных действий или бездействия, со­ставляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков раскрывает специфические оттенки объек­тивной стороны конкретного административного правонаруше­ния и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и выбор правоприменителем вида и размера административного на­казания, назначаемого правонарушителю.

Признак злостности характеризует упорство, четко выражен­ное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям пол­номочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица. Это, например, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с испол­нением им обязанностей по охране Государственной границы РФ. Данное обстоятельство в КоАП отнесено к отягчающим админи­стративную ответственность.

Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами. В качест­ве примера можно назвать систематическое нарушение водителя­ми Правил дорожного движения. Подобные правонарушения вле­кут максимальную санкцию в пределах, установленных конкрет­ной статьей КоАП.

Под продолжаемым административным правонарушением по­нимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождест­венных (сходных) правонарушений, за каждое из которых наруши­тель должен привлекаться к административной ответственности. Например, КоАП предусматривает ответственность за нарушение порядка объявления выходных данных тех или иных изданий. Здесь имеется в виду выпуск (изготовление), а равно распростране­ние продукции средств массовой информации без указания уста­новленных выходных данных, с неполными или заведомо ложны­ми выходными данными. Неоднократное совершение таких право­нарушений и следует рассматривать как продолжаемое.

Длящимся административным проступком является длитель­ное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. Например, это хранение и ношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел или с разрешением, срок действия которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в по­граничной зоне без разрешения органов и войск Федеральной по­граничной службы РФ.

Есть особенности в способах совершения административных правонарушений гражданами, должностными лицами и юриди­ческими лицами. Граждане, в том числе рядовые работники пред­приятий, учреждений и организаций, отвечают только за наруше­ние установленных правил своими собственными действиями. Должностные лица, т.е. лица, обладающие распорядительными полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за админи­стративные правонарушения, связанные с несоблюдением други­ми людьми установленных правил, если обеспечение их выпол­нения входит в служебные обязанности этих должностных лиц. Например, за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством, должност­ные лица автохозяйства, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются админи­стративному штрафу. Следовательно, применительно к должност­ным лицам содержание объективной стороны совершенных ими административных правонарушений выражается в необеспечении выполнения иными лицами тех или иных правил.

Объективная сторона правонарушений, влекущих админи­стративную ответственность юридических лиц, выражается в дей­ствии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Анализ объективной стороны административного правонару­шения предполагает выявление причинной связи между конкрет­ным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями. Установить необходимую причинную связь (при­чинно-следственную зависимость) между противоправным дейст­вием (или бездействием) и наступившим результатом — значит проанализировать, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление результата; оценить роль каждого из выясненных обстоятельств, приведших в совокупнос­ти к тому или иному результату.

Как правило, при совершении административного правонару­шения действия, последствия и причина являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафикси­ровать, немедленно оценить характер правонарушения и приме­нить к правонарушителю необходимые меры административного принуждения.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения при­знаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

Специальным субъектом административного проступка высту­пают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, на­ходящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

Особым субъектом административного правонарушения явля­ются военнослужащие и находящиеся на военных сборах гражда­не, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголов­но-исполнительной системы, федеральных органов налоговой по­лиции и таможенных органов,  которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в об­ласти налогов, сборов и финансов и некоторых других они несут административную ответственность на общих основаниях. Исклю­чение из этой общей нормы (ст. 2.5 КоАП) состоит в том, что к указанным лицам не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по при­зыву, кроме того, административный штраф. Вместе с тем полно­мочные органы и должностные лица, рассматривая дела об адми­нистративных правонарушениях, совершенных военнослужащи­ми,   могут  вместо  применения  административного  наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим орга­нам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о при­влечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Существенными особенностями в качестве субъектов админи­стративных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязан­ностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушаю­щих соответствующие правила.

Понятие должностного лица ранее содержалось только в
УК РФ (примечание к ст. 285). Теперь это понятие установлено и
в КоАП.

Под должностными лицами в примечании ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях понимаются лица, постоян­но, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отноше­нии лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распоряди­тельные или административно-хозяйственные функции в государ­ственных органах, органах местного самоуправления, государст­венных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Информация о работе Сущность и признаки административного правонарушения