Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:22, реферат
Цель контрольной работы: изучить сущность и задачи общего надзора прокуратуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие общего надзора прокуратуры и выявить его проблемы;
2) охарактеризовать сущность общего надзора прокуратуры в РФ;
3) определить задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего надзора;
4) рассмотреть полномочия прокурора по надзору за исполнением законов.
Введение………………………………………………………………….....3
1. Понятие общего надзора прокуратуры и его проблемы……………...5
2. Сущность общего надзора прокуратуры в РФ……………………...…9
3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего
надзора…………………………………………………………………….12
4. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…..…………………………………..42
НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»
(ИНСТИТУТ)
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
Реферат
по курсу «Прокурорский надзор»
Тема: «Сущность и задачи общего надзора»
Выполнила:
Проверил:
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие общего надзора
2. Сущность общего надзора
3. Задачи, стоящие перед прокуратурой при реализации общего
надзора……………………………………………………………
4. Полномочия прокурора по
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…..…………………………………..42
Введение
Надзор за исполнением законов является одним из ведущих направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации. Данная отрасль прокурорского надзора непосредственно связана не только с укреплением законности в деятельности федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. Она в конечной степени выражается в реальной защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть профилактического потенциала прокурорской системы, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но и выявление правонарушений на ранних стадиях их формирования1.
Однако, проблемой осуществления прокуратурой общего надзора является то, что многими авторами высказывается мнение о необходимости упразднения основной базовой функции прокуратуры – «общего» надзора2.
Если борьбой с преступностью занимается ряд других правоохранительных органов, то надзор за исполнением законов в настоящее время может осуществлять лишь прокуратура.
Отсутствие четкого конституционного определения статуса, регламентации функций и полномочий прокуратуры создает предпосылки к затянувшимся дискуссиям о ее роли и месте в системе органов государственной власти.
Это существенно снижает эффективность деятельности прокуратуры, что нельзя признать положительным. Ведь состояние законности и правопорядка в России, не исключая властные структуры, далеко от идеального.
Цель контрольной работы: изучить сущность и задачи общего надзора прокуратуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие общего надзора прокуратуры и выявить его проблемы;
2) охарактеризовать сущность общего надзора прокуратуры в РФ;
3) определить задачи,
стоящие перед прокуратурой
4) рассмотреть
полномочия прокурора по
Работа выполнена на основе нормативно-правовых актов, учебной литературы, статей юридических изданий.
Общим надзором прокуратуры является прокурорский надзор за исполнением законов, возложенный на Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры1.
Предметом общего надзора прокуратуры в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»2 является:
- соблюдение Конституции
Российской Федерации и
- соблюдение всеми
перечисленными субъектами, а также
органами управления и
Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это – прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.
При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные контрольные и надзорные органы, контролирующие соблюдение установленных определенных правил, прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
Смысл и назначение общего надзора – это право прокуратуры проводить проверку соблюдения законности в любой сфере жизни, при этом в случае выявления нарушений потребовать их незамедлительного устранения, возбудить уголовное дело, поставить вопрос об административном правонарушении, обращении в суд.
Наличие у прокуратуры такого объема полномочий создает универсальный и оперативный механизм обеспечения законности. Проведение надзорной проверки в отношении, например, органа исполнительной власти, и принятие решения осуществляются органом, принципиально независимым собственно от власти, выделенным из системы трех ветвей власти, и поэтому прокуратура может руководствоваться в своих действиях исключительно законом.
Несмотря на то, что надзорная функция является определяющей для характеристики сущности деятельности органов прокуратуры, именно она в последние годы стала объектом усиленных нападок со стороны представителей отдельных научных течений, политиков, средств массовой информации определенной направленности.
Нередко они захватывают сферу деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей всех уровней, вследствие чего приобретают особое, политико-правовое значение, а их результаты способны оказывать заметное воздействие на состояние законности и правоохранительной практики.
Несостоятельность отдельных концептуальных положений может обернуться ошибочным решением при принятии законодательных актов, оказать отрицательное воздействие на кадровое, методическое, организационное, материально-техническое обеспечение органов прокуратуры, дестабилизировать морально-психологическую ситуацию в прокурорской системе в целом и в отдельных ее составных частях.
Однако, существующий правовой нигилизм, существование непринятия правовых норм государства отдельными его субъектами, стабильное нежелание соблюдать со стороны последних установленные правила и нормы поведения настоятельно требуют наличие в государстве специального и непосредственного органа, основной функцией которого является обеспечение правового пространства. Это место в системе органов государственной власти по праву занимает прокуратура, деятельность которой не имеет узкой функциональной направленности1.
Вместе с тем надзорный механизм деятельности прокуратуры выработан не в полной мере. Очевидно, это обстоятельство послужило поводом для заявления со стороны сторонников судебной реформы, провозгласивших, что «общий надзор прокуратуры имеет значение державного орудия принуждения в условиях отсутствия материальной заинтересованности производителя и неразвитости гражданского общества»2.
По мнению идеологов судебно-правовых преобразований в России, надзорные полномочия прокуратуры подлежат полной ликвидации, как пережиток тоталитарного прошлого страны.
Конечной целью судебной реформы предполагалось возрождение судебной власти в России на демократических принципах и укрепление ее независимости. В связи с этим суд был освобожден от прокурорского надзора и прокурор в судебном разбирательстве приобрел статус процессуального участника.
Между тем количество
обращений граждан в
Поэтому все попытки и в дальнейшем ограничить деятельность прокурорского надзора путем урезания полномочий и установления пределов деятельности этого специфичного института государственной власти являются, по меньшей мере, не продуманными.
Вместе с тем, и суд и прокуратура, опираясь на закон, должны взаимно дополнять друг друга, тем самым, усиливая механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
Как следствие, нельзя согласиться с позицией авторов Концепции судебной реформы, которые настаивают на лишении прокурора полномочий надзора за законностью и сохранении за ним только обязанности поддержания государственного обвинения. В этом случае функция прокурора окажется такой же односторонней, как и функция защитника1.
Между тем развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам функционирования правового государства, в котором во всех сферах господствует закон и недопустимы какие-либо его нарушения. Укрепление положения прокурорской власти в политической системе предполагает наличие соответствующего правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность.
Поэтому следует согласиться с Н.В. Мельниковым2, по мнению которого, основа такой независимости должна быть заложена в первую очередь в Конституции РФ, которая, по сути, вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти оставила открытым, определив в ст. 1293 только самые общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ.
Действующий Закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор»»не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.
Сущность и назначение общего надзора раскрывается в надзоре за точным и единообразным исполнением законов в государстве, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Наименование этой отрасли – «Общий надзор» - является традиционным, оно присвоено ему еще в период образования органов советской прокуратуры в 1922 г. Оно как бы ограничивает эту отрасль от иных отраслей прокурорского надзора – за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений судов.
В Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»1 определен комплекс мер по совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля и их должностными лицами, следует осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.
Для этого необходимо использовать право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, проводить периодические проверки.
При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты следует руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, а в случае его отклонения – обратиться с заявлением в суд.
В сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина акцент должен быть сделан на защите прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При этом следует решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности.