Сущность метода управления по целям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 00:11, реферат

Описание работы

Фирма состоит из группы людей, которые действуют вместе для достижения общих поставленных целей. Из этого можно сделать вывод, что одно из важнейших мест в структуре любой фирмы или организации занимают цели, поскольку для их достижения и проводится вся работа в фирме. Если в фирме или организации нет никаких целей, то эта контора не сможет просуществовать какое-либо продолжительное время. Однако при этом цели являются весьмо спорным вопросом, когда речь заходит о понимании организации. Некоторые специалисты пологают, что цели нужны при анализе организационного поведения, тогда как другие наоборот стараются уменьшить их значение.

Файлы: 1 файл

Menedzhment (1).docx

— 45.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Москва  –  2015 г.

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Фирма состоит из группы людей, которые действуют вместе для достижения общих поставленных целей. Из этого можно сделать вывод, что одно из важнейших мест в структуре любой фирмы или организации занимают цели, поскольку для их достижения и проводится вся работа в фирме. Если в фирме или организации нет никаких целей, то эта контора не сможет просуществовать какое-либо продолжительное время. Однако при этом цели являются весьмо спорным вопросом, когда речь заходит о понимании организации. Некоторые специалисты пологают, что цели нужны при анализе организационного поведения, тогда как другие наоборот стараются уменьшить их значение.

За многие годы было проведено огромное число исследований на эту тему, и их результат говорят, что цели все же занимают одно из ключевых мест среди всех остальных компонентов фирмы или организации.1

Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синэргии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам.

Актуальность темы обусловлена важностью определения целей, поскольку цели являются основой менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; дают возможность определить методы для увелечения эффективности деятельности фирмы, а так же являются фундаментом для принятия всех деловых решений, и кроме того являются руководством при формировании конкретных плановых показателей.

Ни одна фирма не сможет существовать в условиях конкурентной борьбы, если у нее нету конкретных ориентиров и направлений, которые и должны определить то, к чему она стремится, и чего желает и сможет добиться благодаря своей работе.

Говоря другими словами, цели имеют прямое влияние на большую часть компонентов деятельности фирмы. Поэтому отечественные фирмы все больше и больше начинают применять метод управления, в котором результат деятельности подчиненных определяется мнением о нем руководителя к управлению на базе более объективной платформы - с помощью системы управления на базе целей и контрольных показателей.

Цель данного реферата – изучить влияние целей на методы управления фирмой. Выделить необходимые условия для управления фирмы по целям.

Задачи, стоящие в данной работе: изучить сущность управления фирмы по целям, классифицировать цели фирмы, выделить основные этапы необходимые для управления по целям. 
1. Сущность метода управления по целям.

 

Эффективным методом управления является метод управления по целям.

Метод управления по целям (Мanagement by objectives - MBO) получил широкое распространение в мировой практике управления во второй половине XX века. Данный метод управления дает возможность значительно повысить объективность оценки персонала, избавив ее от субъективных факторов. С позиции MBO - это оценка персонала на основе не личных качеств конкретного исполнителя, а результатов его деятельности: по заранее установленным параметрам и с использованием количественных методик, которые позволяют четко и точно рассчитать размер материального вознаграждения.2

Определение конкретных целей помогает перейти от общей формулировки миссии к отдельным видам работы, с помощью которых фирма может добиться успеха. Определению целей предшествует не только выбор миссии, но и, как правило, формулировка принципов деятельности фирмы.

Преимущества "Управления по целям":

  • Простроена иерархия целей (от стратегических целей компании до оперативных целей сотрудников);
  • Согласованность целей на всех уровнях управления;
  • Объективность критериев оценки труда;
  • Понятные и принятые сотрудниками критерии оценки их труда;
  • Постоянная обратная связь и возможность оперативной оценки и корректировки деятельности сотрудников, подразделений, компании.

 

К "слабым" сторонам, как правило, относят затраты на разработку УПЦ.

Согласование целей - это вторая по сложности задача в управлении, после согласования ценностей. Однако дополнительными выгодами этого процесса являются налаживание коммуникаций между подразделениями и понимание взаимовлияний, в результате повышается скорость и качество обмена информацией, принятия решений, повышается ответственность и сплоченность команды.

Выработка целей осуществляется в нисходящем порядке по иерархии от высшего руководства к последующим уровням управления. Цели нижестоящего управляющего должны обеспечивать достижение целей его начальника. На данном этапе выработки целей обязательна обратная связь, то есть двусторонний обмен информацией, что необходимо для их согласования и обеспечения непротиворечивости.

Под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Именно на его достижение ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность.

Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников. Крупные организации имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Они либо открыто провозглашаются как деловые установки, периодические заявления высшего руководства, официальные задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются через стандарты поведения, философию.

Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, - деловым партнерам, властям и обществу в целом.

В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.

 

Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Цели организации формируются теми, кто распоряжается ключевыми ресурсами. В то же время, формулировка их не произвольна, исходит не только из личных взглядов руководства, но и из той роли, которую организация играет в обществе, характера ее производственного и кадрового потенциала. Понятно, например, что перед обувной фабрикой не может ставиться цель выпускать компьютеры, а перед нотариальной конторой -- чинить автомобили. Они не располагают для этого необходимым оборудованием, а сотрудники -- соответствующими знаниями и опытом. Если организация маленькая, она не может стремиться стать национальным, а тем более мировым лидером в своей области -- для этого у нее просто не хватит ресурсов. Наконец, организация не может ставить перед собой цель делать то, что никому не нужно.

На формулировку целей существенное влияние оказывают также интересы субъектов, связанных с деятельностью организации. К ним, помимо ее владельцев или руководителей, относятся сотрудники, которым организация дает средства к существованию; деловые партнеры, чье благополучие также в немалой степени от нее зависит; местные власти, которым организация помогает решать многие социальные проблемы; общество в целом.

Конечно, иногда условия деятельности организации воспринимаются ее руководством не вполне адекватно, а отсюда возникают ошибки при постановке целей и определении способов их достижения, приводящие к неэффективным решениям, расточительству ресурсов.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:

1) цели отражают философию  организации, концепцию ее деятельности и развития. А поскольку деятельность и ее отдельные направления составляют основу общей и управленческой структуры, именно цели определяют, в конечном счете, характер и особенности последней;

2) цели уменьшают неопределенность  текущей деятельности, как организации, так и отдельного человека, становясь  для них ориентирами в окружающем  мире; помогают приспособиться к  нему, сконцентрироваться на достижении  желаемых результатов; ограничивать  себя, противостоять сиюминутным  порывам и желаниям, регулировать  собственное поведение. Это позволяет  действовать быстрее, с большим  эффектом, добиваясь задуманного  с минимальными затратами, получать  дополнительный выигрыш;

3) цели составляют основу  критериев выделения проблем, принятия  решений, контроля и оценки результатов  деятельности, направленной на их  реализацию, а также материального  и морального поощрения сотрудников  организации, которые при этом  в наибольшей степени отличились;

4) цели, особенно великие, независимо от того, реальны они  или мнимы, сплачивают вокруг  себя энтузиастов, побуждают их  брать на себя добровольно  нелегкие обязанности и прилагать  все возможные усилия для их  выполнения. Причем, сложные и трудные  цели ведут к более высокой  результативности по сравнению  с мелкими или отсутствием целей, их постановкой в общем виде. Поэтому цели должны содержать в себе вызов.

5) официально провозглашенные  цели служат оправданию в глазах  общественности необходимости и  законности существования данной  организации, особенно если ее  деятельность вызывает неблагоприятные  последствия, например загрязнение  окружающей среды. Так, сооружение  АЭС связывается с возможностью  предотвращения энергетического  кризиса, обусловленного нехваткой  углеродного топлива, который может  угрожать существованию цивилизации.

 

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований.

Можно выделить следующие требования к целям:

  • во-первых, цели должны быть достижимыми.
  • во-вторых, цели должны быть гибкими.
  • в-третьих, цели должны быть измеримыми.
  • в-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации.
  • в-пятых, цели должны быть совместными.
  • в-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Таким образом, в системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, успешная реализация которых возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований

Соблюдение перечисленных выше требований задает целям организации системный характер, предполагающий их определенную классификацию.

 

2. Классификация целей  организации

 

Можно выделить несколько уровней цели.

Низший - объективная целесообразность; следующий - целенаправленность технических и организационных структур, которые уже ориентированы на достижение высших социальных целей. 3

По источникам цели можно разделить на заданные извне и сформировавшиеся внутри организации. Первые, которые ставит ее официальное руководство, обычно учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой эта организация функционирует. Внутренние цели -- это цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они имеют неофициальный характер и формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников. Последнее удобнее для управления, поскольку отражает общие устремления людей и облегчает воздействие на них.

С точки зрения комплексности можно говорить о простых и сложных целях; последние, в свою очередь, разбиваются на подцели.

По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические.

Стратегические ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обновление материально-производственной базы, персонала и пр.

Тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

Исходя из периода времени, необходимого для реализации, цели подразделяют на:

  • - долгосрочные (свыше пяти лет);
  • - среднесрочные (от года до пяти лет);
  • - краткосрочные (до одного года).

Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детализация и конкретизация необходимых действий, и сами по себе они являются вехами на пути реализации долгосрочных.

По содержанию цели делятся на:

  • - технологические;
  • -экономические;
  • - производственные;
  • - административные;
  • - маркетинговые;
  • - научно-технические;
  • - социальные.

Информация о работе Сущность метода управления по целям