Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:00, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ правонарушений в области таможенного дела, и их классификация, для того, чтобы в дальнейшем можно было применять полученные в результате исследований знания на практике.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть, что представляет собой таможенный контроль, в каких формах он проводится и на каких принципах основано его проведение;
- установить компетенцию таможенных органов в части выявления административных правонарушений в области таможенного дела;
- дать характеристику административным правонарушениям в области таможенного дела, в отношении которых таможенные органы компетентны составлять протоколы и проводить расследование.

Содержание работы

Введение 3
1 Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений 5
1.1 Понятие и формы таможенного контроля, принципы его проведения 5
1.2 Система управления рисками как способ выявления таможенных правонарушений 14
2 Компетенция таможенных органов в части выявления таможенных правонарушений 17
3 Особенности административных правонарушений в области таможенного дела 22
3.1 Общие сведения об административных правонарушениях в области таможенного дела 22
3.2 Характеристика административных правонарушений в области таможенного дела 26
Заключение 60
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 83.58 Кб (Скачать файл)

Нарушением таможенного режима является пользование и распоряжение товарами, помещенными под данный режим, с несоблюдением установленных запретов и ограничений.

Так, состав данного правонарушения образует совершение с товарами, помещенными под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории или для внутреннего потребления, не предусмотренных ст. 176 и 190 ТК РФ операций, а равно несоблюдение ограничений на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада (ст. 211, 219 ТК РФ). Противоправным является также передача другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа прав владения, пользования или распоряжения товарами, помещенными под таможенные режимы переработки на таможенной территории (п. 5 ст. 179 ТК РФ), временного ввоза (п. 2 ст. 211 ТК РФ) и таможенного склада (п. 4 ст. 219 ТК РФ). Нарушение таможенных правил, предусмотренное ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, заключается в незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении. Т.е. противоправным является невыполнение требования о завершении режима либо его выполнение с несоблюдением определенного срока (например, незаявление до истечении срока хранения товаров на таможенном складе иного таможенного режима и др.). В случаях незначительного несоблюдения срока завершения таможенного режима, когда установленная обязанность все-таки выполняется, в зависимости от конкретных обстоятельств может быть рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения и освобождении лица от ответственности.

К мерам административной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ может быть привлечен декларант как лицо, поместившее товары под таможенный режим и на которое в этой связи возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершения их действия согласно требованиям законодательства.

Ответственность за соблюдение требований таможенных режимов может также нести лицо, которое взяло на себя дальнейшие обязательства по соблюдению таможенного режима при переходе прав использования товаров, помещенных под определенный режим (п. 5 ст. 179 ТК РФ – передача разрешения на переработку товаров, п. 2 ст. 211 ТК РФ – передача временно ввезенных товаров, п. 4 ст. 219 ТК РФ – отчуждение товаров, находящихся на таможенном складе, передача в отношении них прав владения, пользования или распоряжения).

Ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе товаров или зачислении соответствующих денежных средств.

Вопросы возможности и условий применения данной нормы об ответственности рассмотрены выше в главе «Привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований валютного законодательства».

Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами.

В ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ противоправным признается пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенных товаров, в отношении которых:

- предоставлены  льготы по уплате таможенных  пошлин, налогов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. Пользование такими товарами  допускается только в тех целях, в связи с которыми были  предоставлены льготы;

- выпуск  осуществлен без представления  документов и сведений, подтверждающих  соблюдение ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности. Подобные  товары запрещены к передаче  третьим лицам.

Для квалификации совершенного деяния по ст. 16.20 КоАП РФ нарушенные запреты и ограничения не должны быть связаны непосредственно с применением таможенного режима. В случаях, когда предоставленные льготы по уплате таможенных пошлин, налогов обусловлены именно помещением товаров под определенный таможенный режим и такие товары считаются условно выпущенными (пп. 2 п. 1 ст. 151 ТК РФ), несоблюдение установленных запретов и ограничений заявленного таможенного режима не влечет ответственность по рассматриваемой статье. В данной ситуации имеют место признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Субъектом данного правонарушения является лицо, которому предоставлены соответствующие льготы при таможенном оформлении, т.е. декларант (но не таможенный брокер, не выступающий в процессе оформления от собственного имени).

Ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ установлена ответственность за пользование без разрешения таможенного органа товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест. К ответственности в данном случае привлекается лицо, которому были переданы на хранение арестованные товары.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ арест при проведении таможенного контроля может быть наложен при проведении специальной таможенной ревизии, а также в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших их на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 377, п. 1 ст. 391 ТК РФ). Таможенным законодательством определено, что пользование арестованными товарами может быть разрешено лишь начальником таможенного органа либо лицом, им уполномоченным.

Статья 16.21. Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств.

Нарушение таможенных правил, предусмотренное ч. 1 ст. 16.21 КоАП РФ, обусловлено требованиями ст. 15 ТК РФ (никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ, а после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляется в соответствии с заявленным таможенным режимом), и заключается в совершении следующих деяний:

а) приобретение, пользование, хранение, транспортировка товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ, если это повлекло неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Исходя из определения незаконного перемещения, раскрываемого в Таможенном кодексе РФ (действия по ввозу/вывозу товаров и транспортных средств в нарушение установленного порядка), совершению рассматриваемого правонарушения предшествует совершение в отношении тех же товаров ряда иных нарушений таможенных правил (к примеру, предусмотренных ст. 16.1-16.3, 16.9 КоАП РФ).

Вместе с тем, условием привлечения лица к ответственности по ст. 16.21 не является привлечение иного лица к ответственности по другим статьям гл. 16 КоАП РФ. В данном случае достаточно установить факт ввоза на таможенную территорию РФ товаров и транспортных средств с нарушением таможенных правил, повлекших неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение соответствующих запретов и ограничений, а также совершение привлекаемым к ответственности лицом указанного в ст. 16.21 действия с товарами.

б) приобретение, пользование, хранение либо транспортировка условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.

Случаи осуществления таможенными органами условного выпуска товаров определены ст. 151 ТК РФ. При этом таможенным законодательством в отношении таких товаров при применении отдельных таможенных режимов установлены ограничения пользования и распоряжения. Ответственность за нарушение этих ограничений предусмотрена ст. 16.19 и 16.20 КоАП РФ. Ст. 16.21 установлена ответственность именно третьих лиц за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку условно выпущенных товаров, в отношении которых уже совершены правонарушения, предусмотренные указанными статьями КоАП РФ.

К ответственности по рассматриваемой статье могут быть привлечены юридические и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, совершившие противоправные действия (например, приобретшее ввезенные помимо таможенного контроля товары юридическое лицо). Физические лица субъектами ответственности данной статьи не являются (ранее была широко распространена практика привлечения граждан к административной ответственности за приобретение и использование автомобилей, незаконно ввезенных в Россию иными лицами, которая в настоящее время исключена).

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

Указанной статьей установлена административная ответственность за неуплату в установленные сроки таможенных пошлин и налогов (НДС, акциз), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Административная ответственность за неуплату таможенных сборов не наступает, поскольку данная категория таможенных платежей не приведена в диспозиции статьи.

Состав рассматриваемого нарушения таможенных правил образуют следующие деяния:

- нарушение  сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в случае предоставления  отсрочки либо рассрочки (ст. 333 ТК  РФ);

- несоблюдение  сроков уплаты периодических  таможенных платежей в отношении  товаров, временно ввезенных с  частичным освобождением от уплаты  таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 212 ТК РФ);

- неуплата  таможенных пошлин и налогов  в установленный 15-дневный срок (общий  срок уплаты таможенных платежей  по ст. 329 ТК РФ) в отношении  ввезенных товаров, которые были  выпущены таможенным органом  до наступления этого срока. В  случае же неосуществления выпуска  товаров, которые находятся на  временном хранении (срок подачи  таможенной декларации не соблюден  или нарушен), лицо не может  быть привлечено к ответственности за неуплату таможенных пошлин и налогов, поскольку содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от их уплаты в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо помещения их под иную таможенную процедуру. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные платежи не уплачены в установленный срок (а сроки подачи декларации и уплаты платежей не привязаны друг к другу), лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за непринятие мер по выпуску товаров.

За нарушение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, установленных в ст. 329 ТК РФ (в случаях неправомерного использования условно выпущенных товаров, и при нарушении требований таможенных процедур), а равно за неисполнение плательщиком выставленного таможенным органом в соответствии со ст. 348 ТК РФ требования об уплате таможенных платежей, лицо также не подлежит привлечению к административной ответственности. Следует отметить, что ст. 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда неуплата таможенных платежей представляет собой самостоятельное правонарушение. При неуплате таможенных платежей в связи с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или недостоверным декларированием, совершенное деяние полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП РФ, не требующим дополнительной квалификации по рассматриваемой статье.

Субъектом ответственности административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных пошлин, налогов, выступает лицо, на которого таможенным законодательством возложена обязанность (но не право) по их уплате (таковым могут быть декларант, таможенный брокер).

Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

В соответствии с положениями ст. 18 ТК РФ деятельность в области таможенного дела осуществляют таможенные брокеры (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и владельцы таможенных складов, включенные в соответствующие реестры. Исключение лица из реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность.

Ч. 1 ст. 16.23 предусмотрена ответственность за совершение от имени декларанта или других заинтересованных лиц таможенных операций (т.е. действий при таможенном оформлении товаров и транспортных средств) лицом:

- не включенным  в Реестр таможенных брокеров (представителей);

- включенным  в указанный Реестр на основании  недействительных документов (перечень  установлен ст. 141 ТК РФ);

- исключенным  из такого Реестра.

Противоправным является реализация лишь действий, возникновение права на совершение которых от имени декларанта и других лиц связано необходимостью включения лица в Реестр таможенных брокеров.

Ч. 2 ст. 16.23 устанавливает ответственность за осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и владельцев таможенных складов лицами:

- включенными  в соответствующий реестр на  основании недействительных документов (перечень документов и сведений, необходимых для включения в  соответствующий рееств, содержится в ст. 95, 110, 228 ТК РФ).

- исключенными  из такого реестра. Необходимо  отметить, что в данной части  статьи не предусмотрена ответственность  за действия лиц, не включенных  в соответствующие реестры, в  отличие от случаев с таможенными  брокерами.

Противоправными здесь могут являться незаконные действия по перевозке указанными лицами товаров, находящихся под таможенным контролем, или хранению товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении либо помещенных под таможенный режим таможенного склада.

При совершении лицами, исключенными из соответствующих реестров, таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до их исключения из реестров, ответственность по ст. 16.23 КоАП РФ в силу положений п. 2 ст. 22 ТК РФ не наступает, вследствие чего к ответственности они не привлекаются.

Установление в ч. 3 ст. 16.23 административной ответственности за несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в соответствующие реестры, корреспондирует предусмотренной в п. 2 ст. 21 ТК РФ обязанности лиц осуществлять подобные действия в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления событий или дня, когда лицу стало известно об их наступлении.

Информация о работе Таможенный контроль как основа выявления таможенных правонарушений