Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:58, контрольная работа
Исследуя данную работу, следует поставить определенные цели:
1) рассмотреть основные вопросы по толкованию права, такие как понятие, значение толкования норм права;
2) попытаться проанализировать, широко и глубоко осветить вопрос о видах толкования норм права.
В ходе работы над темой следует осветить ряд следующих задач:
1) раскрыть понятие и значение толкования норм права;
2) изучить виды толкования норм права;
3) осветить акты толкования норм права.
Введение …………………………………………………………………….3
1. Толкование норм права: понятие, необходимость……………………...5
1.1. Понятие толкования норм права………………………………….5
1.2. Необходимость толкования норм права………………………….10
2. Виды толкования норм права ……………………..………………..….15
2.1 Толкование норм права по субъекту ……………………………...15
2.2. Толкование норм права по объему ……………………………….20
3.Акты толкования норм права……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………26
Литература……………………………………………………………….....29
Приложения……………………………………………………………..31-33
Среди видов неофициального толкования можно выделить:
a) обыденное толкование,
осуществляемое гражданами в быту, повседневной
жизни. Его точность зависит от
уровня правосознания субъекта. Значение
его для правоприменительной
деятельности состоит в проявлении правового
сознания широкого круга
субъектов права. Причём от характера
такого "житейского " толкования
во многом зависит состояние законности,
ибо оно является основанием
юридической деятельности граждан, их
правомерного поведения.
б) профессиональное толкование
(или компетентное) толкование правовых
норм даётся специалистами-юристами. Критерием
выделения этого вида толкования служит
не степень знания права, а профессиональная
деятельность. Таковым является, например,
толкование, осуществляемое прокурором
или адвокатом в судебном процессе. Его
результаты не обязательны для суда, однако
необходимость деятельности этих участников
процесса закреплена нормативно.
в) доктринальное толкование, осуществляемое наукой права. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность. Доктринальное толкование производится учёными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства.15 (см. приложение 2)
2.2. Толкование норм права по объему
Толкование норм права преследует цель точно познать подлинный смысл, вложенный законодателем. Существуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. Поэтому существует буквальное (распространённое), расширительное и ограничительное (исключение) толкование норм права.
Большинство правовых норм толкуются буквально с целью предотвратить намеренное искажение государственной воли. Поводом для отступления от буквального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права. Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом источника права, т.е. на лицо совпадение "духа" и "буквы" законодательства.16
Толкование является расширительным, когда действительный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой "судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону".17 По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.
Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже, чем это выражено в словесном тексте. Расширительное и ограничительное толкования опасны нарушением законности, поэтому законодатель в некоторых нормах права не допускает их расширительного толкования.
Первая и наиболее простая причина
расширительного и
Вторая причина сводится к тому, что словесное
выражение нормы в силу тех или иных дефектов
оформления недостаточно полно и четко
выражает ту мысль, которую законодатель
вложил в нее.18
Чем более совершенны нормативные акты
с технической точки зрения, тем меньше
в них неточностей, неясностей. Однако
вероятность технического несовершенства
текста актов все же имеется. В подобных
случаях и может возникнуть несоответствие,
некоторый разрыв между тем, что действительно
хотел выразить законодатель, и самим
выражением, расхождение текста и действительного
смысла нормы. Расширительное и ограничительное
толкование в таких случаях приводит в
соответствие содержание, идею правовой
нормы и ее форму изложения, позволяет
ликвидировать недостатки оформления
и объяснить подлинный смысл нормы.19 (см. приложение
3)
Интерпретационные акты (акты толкования) представляют собой одну из разновидностей правовых актов20. В юридической литературе высказаны различные точки зрения относительно природы этих актов. Одни ученые склонны считать данные акты источниками права, например акты толкования конституционных норм Конституционным Судом Российской Федерации. Другие исследователи полагают, что этими актами не устанавливаются, не изменяются и не отменяются какие-либо нормы права, поэтому они не являются правотворческими. Действительно, акты толкования не устанавливают новых правил поведения, не имеют самостоятельного значения, а действуют в единстве с теми актами, в которых содержатся толкуемые нормы; они обслуживают эти акты и разделяют их судьбу при отмене нормативных правовых актов.
Будучи правовыми актами, интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, акты толкования Пленума Верховного Суда Российской Федерации издаются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации», постановления Конституционного Суда — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Исследователи данной проблематики выделяют следующие особенности интерпретационных актов. Они:
1) закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
2) представляют собой
официальный акт-документ, который
обладает специфической
3) имеют своим содержанием общие нормативные или персонально адресованные, индивидуально-конкретные юридические разъяснения;
4) принимаются в
определенной процедурно-
5) носят властный, обязательный характер. Например, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики и принимает постановления, обязательные для арбитражных судов страны;
6) обеспечены различными средствами юридической защиты, в том числе мерами государственного воздействия. Например, решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»). По мнению проф. Н.В. Витрука, решения Конституционного Суда по своей юридической силе приравнены к самой Конституции Российской Федерации, они окончательны и не подлежат обжалованию21. Решение Конституционного Суда нельзя преодолеть решением государственного органа, какое бы высокое место он ни занимал;
7) вызывают определенные
юридические последствия,
8) являются подзаконными,
вспомогательными правовыми
9) по мнению некоторых ученых, обладают обратной силой, т.е. распространяют свое действие на факты, события, обстоятельства, которые имели место до принятия акта толкования.
Акты толкования классифицируются по различным основаниям:
1. По внешней форме они подразделяются на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким нормам права относится толкование, когда акт вступает в действие и др. Обычно акт толкования облекается в ту же форму, что и толкуемый акт — указ, постановление, инструкция и т.д.
2. По субъекту толкования акты толкования можно делить на:
а) акты законодательных органов (например, постановления Федерального Собрания, где даются официальные разъяснения принятых законов;
б) акты судебного толкования — Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства;
в) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;
г) акты органов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации может издавать указания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельности органов прокуратуры.
3. По юридической значимости акты толкования делятся на акты нормативного и казуального, аутентического и делегированного (разрешенного) толкования.
Акты аутентического толкования принимаются органами, издавшими этот акт, и обладают большей юридической силой по сравнению с актами делегированного толкования. Последние предполагают необходимость специального полномочия интерпретирующего субъекта на соответствующее толкование. При аутентическом толковании данное полномочие является производным от правотворческой функции этого органа или должностного лица.
4. По юридической силе акты толкования могут иметь разную степень обязательности, и это зависит от места интерпретационного органа в иерархии государственной системы.
5. Акты толкования можно выделять по отраслям толкуемых норм — уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые22 и др.
6. Акты судебного и административного толкования. Акты судебного толкования отличаются большими особенностями: а) они имеют характер официального документа; б) обязательны для нижестоящих судов; в) оказывают непосредственно регулирующее воздействие на общественные отношения, на систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства. Отсюда можно сделать вывод, что акты официального толкования, в том числе судебные и административные, имеют правотворческий характер и служат источниками права.
7. В зависимости от сферы действия акты делегированного толкования делятся на акты общего и ограниченного действия. К первым относятся постановления Конституционного Суда Российской Федерации, обязательные для всех субъектов, ко вторым — постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обязательны только для арбитражных судов.
Заключение
Толкование права - деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о правовой норме.
Существование такого процесса, как толкование права, объясняется учеными с приведением ряда причин, среди которых указываются, например, сложность и нечеткость существующих юридических формулировок, пороки законодательной техники, несовпадение норм и статей нормативных правовых актов, применение специфичных юридических терминов, влияние системы права на его отдельные нормы и проч.
Толкование имеет два аспекта. Речь можно вести о толковании уясни-тельном (субъект толкования пытается сам понять заложенное в тексте правового акта нормативное предписание) и толковании разъяснительном (субъект пытается поведать смысл познанной им нормы другому субъекту).
Необходимость толкования
норм права заключается в следующем:
норма права носит общий
Толкования-разъяснения
права различаются в
Официальное дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.
Официальное толкование норм, в свою очередь подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативное толкование делится на аутентическое и легальное.
Неофициальное дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые нормы. Неофициальное толкование может быть как устным, так и письменным. Различают три разновидности неофициального толкования: обыденное; профессиональное; доктринальное (научное).