Трудовые споры и конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Трудовой спор (конфликт) возникает в результате реального или предполагаемого нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение осуществляется по отношению к отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают разногласия между работодателем и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 50.94 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Коллективные и индивидуальные трудовые споры, конфликты стали частью нашего повседневного бытия. Мы слышим о них по радио и телевидению, читаем в газетах, сталкиваемся на практике. Что является причиной их возникновения.

Трудовой спор (конфликт) возникает  в результате реального или предполагаемого  нарушения прав в области оплаты труда, режима или условий работы, найма и т.п. Если подобное нарушение  осуществляется  по отношению к  отдельному работнику, то его последствием может быть индивидуальный трудовой конфликт. В случае же, когда возникают  разногласия между работодателем  и группой работников или трудовым коллективом в целом, трудовой спор приобретает характер коллективного.

Обе эти категории споров получили сегодня широкое распространение  в нашей стране. Однако, если индивидуальные споры не были редкостью и прежде, имели нормативные (Трудовой кодекс РФ) и процедурные (примирительные комиссии, суд) рамки своего разрешения, то проблема урегулирования коллективных трудовых конфликтов со всей остротой встала в  России после массовых выступлений  трудящихся в 1989 году .После десятилетий полного государственного контроля в сфере трудовых отношений все социальные партнеры, включая государство, оказались абсолютно не готовы к проявлениям открытой конфронтации. Появилась острая необходимость в разработке нормативных документов, регулирующих трудовые отношения в новых условиях; создании системы социального партнерства; изучении опыта функционирования данной системы в западных странах.

Актуальность темы обуславливается  нестабильностью рыночных отношений. Цель исследования – разрешения трудовых споров на основе Российского законодательства. К сожалению, увеличилось число нарушений работодателями норм трудового законодательства (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты заработной платы  и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)

Кроме того, интересы работодателя и  наемного работника не всегда совпадают, поэтому часто происходит столкновение  этих интересов на разных стадиях  трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в юрисдикционных органах. Наблюдаются  нарушения как трудовых, так и  коллективных договоров, порождающие  соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры. Они рассматриваются  и разрешаются в зависимости  от их характера  и подведомственности  в комиссиях по трудовым спорам (КТС) организаций, предприятий, учреждений или суде, между работниками и  работодателями, а также в примирительных комиссиях с участием посредников  и в трудовых арбитражах между  трудовыми коллективами и работодателями. Между тем, в условиях нестабильности трудовых отношений, число индивидуальных и коллективных споров возросло. При  этом характер споров обострился, и, разумеется, в них проявляются происходящие в обществе социально-экономические  процессы.

Трудовой кодекс РФ дал новую  правовую основу для всеобъемлющего регулирования отношений одной  из важнейших сфер общественной жизни  – трудовой. Основные положения  законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и  работодателя. В Кодексе прослеживается определенная правопреемственность с  ранее действовавшим Кодексом законов  о труде (Трудовой кодекс РФ) как  по структуре, так и по содержанию (многие положения КЗоТ в том или  ином виде перешли в новое трудовое законодательство). Основной целью  представленной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в соответствии трудовому законодательству.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

 

    1. . Понятие трудовых споров

 

В отечественном законодательстве термин «трудовые споры» впервые появился в 1971 г. принятом в этом году третьем КЗоТ РСФСР. В ранее действовавшем советском (российском) трудовом законодательстве (КЗоТ 1918 г. и 1922 г.) употреблялся термин «трудовые конфликты». В теории трудового права понятие трудовых споров принято отличать от предшествующих им трудовых разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одним из этапов возникновения трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения. Трудовым правонарушением называется виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности, приведшее к нарушению права другого субъекта данного правоотношения. Трудовой спор может возникнуть также в ситуации, когда действия обязанного субъекта были законными, но другой субъект считает их неправомерными, то есть, когда трудовое правонарушение фактически отсутствует. При этом установление наличия либо отсутствия в той или иной ситуации трудового правонарушения является прерогативой компетентного органа, рассматривающего трудовой спор. Такой орган в данной ситуации будет называться юрисдикционным, то есть наделенным юрисдикцией (полномочиями) на разрешение трудового спора. Отметим, что само по себе трудовое правонарушение еще не является трудовым спором, а различная оценка его субъектами трудового правоотношения является всего лишь разногласием, которое субъекты могут разрешить самостоятельно. Разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь тогда, когда оно не урегулировано сторонами самостоятельно, и поэтому вынесено на рассмотрение юрисдикционного органа.

Таким образом, трудовой спор возникает  лишь тогда, когда разногласие о  праве или законном интересе работника переносится на разрешение юрисдикционного органа. Следовательно, динамика возникновения трудового спора по этапам будет выглядеть следующим образом:

  1. трудовое правонарушение (действительное или лишь по мнению правомочного субъекта);
  2. различная его оценка субъектами правоотношения (разногласия);
  3. попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах, то есть саморегулирование разногласий;
  4. обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган трудовой спор.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников  с коллективным трудовым спором в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими трудовых разногласий. [6;34-35]

Таким образом, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает  в трудовой спор только тогда, когда  оно не урегулировано самими сторонами  и поступило на рассмотрение юрисдикцион  ного органа. Обращение работника (работников) с индивидуальным (или коллективным) разногласием для его оспаривания  в соответствующий юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты своих трудовых прав. Это  обращение показывает проявление инициативы работника (работников) на самозащиту (оспаривание) трудовых прав или законных своих трудовых интересов. Без проявления такой инициативы трудового спора  не будет, хотя бы разногласия и не были самоурегулированы.

    1. Классификация и виды трудовых споров

 

Трудовые споры принято классифицировать по следующим основаниям:

  • по спорящему субъекту;
  • по характеру трудового спора;
  • по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. относятся к индивидуальным трудовым спорам, а споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении положений о премировании или других локальных нормативных актов, – это споры коллективного значения. Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного не только субъектным составом, но и содержанием предмета спора. В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель. В нем работник оспаривает и защищает (самозащита) через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор оправе) или свой законный трудовой интерес (спор об интересе).

В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников.

По субъекту коллективные трудовые споры делятся на:

• споры трудового коллектива с  работодателем;

• споры профкома с работодателем;

•споры вышестоящего профсоюзного органа с объединением работодателей по социально-партнерским соглашениям.

По характеру спора трудовые споры подразделяются на два вида:

• споры о правах, то есть о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей; такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, то есть как из трудовых, так и из производных от них, в них защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома либо полномочие трудового коллектива;

• споры о законных интересах, то есть об установлении новых или изменении  существующих социально-экономических  условий труда и быта, не урегулированных  законодательством; споры этого  вида могут возникать из трудового  правоотношения – об установлении работнику в локальном порядке  новых условий труда (нового срока  отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда), а также из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно-управленческого  характера.

По правоотношениям, из которых  может возникнуть трудовой спор, все  трудовые споры делятся на споры:

• трудовые споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

 • трудовые споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми  (предшествующих, сопутствующих или  вытекающих из них):

• из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони  инвалида или другого лица, с которым  администрация работодателя обязана заключить трудовой договор);

• из правоотношений по надзору и  контролю за соблюдением трудового  законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного  инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо, и др.);

• из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям и т. д.);

• из правоотношений по возмещению материального ущерба работником организации (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);

• споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику  в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость;

• из правоотношений профкома с работодателем  по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки, принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профкома);

• из социально-партнерских правоотношений на более высоких уровнях.[6; c.47-49]

Классификация трудовых споров позволяет правильно определить подведомственность, характер и предмет трудового спора, что дает позитивный результат в решении последних.

 

    1. Причины и условия возникновения трудовых споров

 

Причины и условия трудовых споров представляют собой негативные факторы  развития нашего общества, отражающие противоречия развития. Причины трудовых споров представляю собой негативные факторы, вызывающие различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного или коллективного трудового права и интереса или исполнения трудовой обязанности, то есть вызывают их разногласия.

Условия возникновения трудовых споров – это негативные факторы, которые  способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Сами условия возникновения трудового спора без причины, вызвать трудовой спор не могут. Причинами коллективных трудовых споров часто являются виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты. Но причина негативного свойства может быть и со стороны трудового коллектива как спорящей стороны, проявляющего групповой эгоизм, не считающегося с производственными интересами. В индивидуальных трудовых спорах причина может проявиться и со стороны спорящего работника, когда он оспаривает правомерные действия работодателя или требует установления новых условий труда без должного на то основания. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора спорящих сторон или их представителей (в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия и поэтому возникают разногласия.

Информация о работе Трудовые споры и конфликты