Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:55, курсовая работа
Впервые официально термин «чрезвычайная ситуация» был введен Временным положением о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайная ситуация определялась как обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности1.
Введение
Глава 1.
1. Понятие, содержание и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
2. Факторы, определяющие особенности организации деятельности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера
3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера как обстоятельства введения особых административно-правовых режимов
Глава 2.
1. Принципы, цели и задачи деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного характера
2. Организационная структура органов управления при чрезвычайных ситуациях техногенного характера
3. Нормативно-правовой аспект организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Заключение
Список использованной литературы
В понимании В.Г. Афанасьева принципы - это основные правила деятельности органов, людей, призванных осуществлять управление экономическими и социальными процессами . Здесь акцент сделан на субъективный характер содержания принципов, на их более широкую трактовку. Существуют и другие определения принципов управления, которые по большому счету незначительно отличаются друг от друга, повторяя по сути уже названные нами существенные признаки.
Таким образом, принципы управления при чрезвычайных ситуациях - это основные правила, определяющие структурное построение функционирование всей системы управления, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
Анализируя принципы управления ОВД при чрезвычайных ситуациях, следует подчеркнуть, что в данном аспекте важное методологическое значение имеет учет диалектического взаимодействия общего, особенного и единичного. С этой позиции принципы управления ОВД при ЧС можно разделить на общие, организационно-технологические и частные . Все они взаимосвязаны между собой и лишь целостное, комплексное их применение обеспечивает успех управления.
Рассматривая в настоящей главе вышеназванные принципы управления ОВД при чрезвычайных ситуациях, было бы правильным обратиться вначале к уже исследованным ранее общим принципам управления1. Вместе с тем, следует иметь в виду, что условия, в которых приходится действовать органам внутренних дел, накладывают определенный отпечаток как на субъекты управления, так и на принимаемые ими решения. "Принципы определяют, наряду с учетом особенностей целей, задач и функций, основное содержание и специфику любой деятельности по управлению силами и средствами" .
Наиболее приемлемое, как раскрывающее суть принципов управления, их следующее разделение: а) необходимо выделять общие принципы управления в чрезвычайных ситуациях, т.е. те принципы, которые оказывают влияние на весь процесс управления органами внутренних дел в данных условиях и являются для него основополагающими, базовыми; б) следует иметь в виду, что существуют и частные (специальные) принципы управления, которые определяют деятельность милиции в разнотипных чрезвычайных ситуациях и являются наиболее значимыми .
Рассмотрим общие и частные принципы более подробно. К общим принципам управления (их еще называют стратегическими), на наш взгляд, относятся принципы: законности; гуманизма; уважения прав человека; гласности; научной обоснованности управления; вероятности; оперативности и маневренности; цикличности; планомерности и целенаправленности; результативности; единоначалия и инициативы; комплексности и системности.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О милиции» ее деятельность «строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности», а согласно ст. 2 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» служба в ОВД осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
Принцип законности характеризует правовую действительность, необходимость практического выполнения норм права работниками органов внутренних дел. В данном принципе проявляются некоторые особенности правоохранительной деятельности. Так, исходным является общеобязательность права. Оно реально лишь тогда, когда фактически проводится в жизнь, т. е. законность должна не декларироваться, а осуществляться, когда должен действовать такой порядок, при котором работники правоохранительных служб не могут не соблюдать нормативные предписания.
Нормативно-правовой аспект организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Среди форм и методов защиты общества и государства от чрезвычайных ситуаций особое место принадлежит правовому регулированию, включающему создание и развитие законодательной и нормативной базы, устанавливающей обязанности, права, функции, полномочия и меру ответственности органов государственного управления, в частности органов внутренних дел, а также негосударственных организаций и граждан по реализации упомянутой деятельности1.
Нормативно-правовую базу деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера составляют две группы нормативных актов. Первая из них охватывает законы и подзаконные акты, в целом освещающие функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов внутренних дел как ее субъекта.
Ко второй группе мы относим нормативные акты, непосредственно определяющие конкретные права, обязанности, функции органов внутренних дел в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Касательно первой группы нормативных актов, для широкого и полного освещения роли органов внутренних дел и для реализации целей нашего исследования мы считаем необходимым, прежде всего, рассмотреть нормативную правовую базу предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правовую основу деятельности РСЧС в целом, параллельно уделяя внимание основным аспектам функционирования МВД России в этой системе.
Формирование нормативной правовой базы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера развивалось одновременно с РСЧС и осуществлялось на федеральном, региональном, местном и объектовом уровнях.
В основе российского «чрезвычайного» законодательства лежат Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, а также около 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На сегодняшний день, по мнению некоторых ученых, можно выделить следующую систему правового регулирования деятельности различных субъектов при чрезвычайных ситуациях. Так, например, Б.Н.Порфирьев рассматривает эту систему как состоящую из четырех основных элементов: 1. Общесистемные правовые акты, формирующие базовый поня тийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные характеристики ме ханизма управления при чрезвычайных ситуациях. К ним правомерно отнести Конституцию РФ, Закон Российской Федерации «О безопасно сти», Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше ниях, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, кроме того, с оговорками, Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охра не окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и некоторые другие. 2. Правовые акты, регулирующие деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций, ориентированные на законодательное обеспече ние оптимальной управленческой политики государства, мер по минимизации риска жизни и здоровью граждан, окружающей среде, недопущению вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека (Федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и т.п.). В отношении ситуаций природного и техногенного характера рассматриваемые правовые акты должны отражать следующие вопросы: - нормирование и установление приемлемости риска (допустимые нагрузки на здоровье человека и окружающую его среду); - регулирование размещения хозяйственных объектов и населения (жилых зданий) с учетом критериев риска (на стадиях их проектирования, сооружения и ввода); - регулирование процедуры их ввода в эксплуатацию и самой эксплуатации путем надзора и контроля; - регулирования самой процедуры их экспертизы, определяющей соответствие проектируемых и сооружаемых объектов стандартам безопасности, включая устойчивость к воздействиям сил стихии. 3. Правовые акты, регулирующие деятельность по непосредственной подготовке и реагированию на чрезвычайные ситуации. Данная категория правовых актов определяет основу планирования и организации подготовки и реагирования властей, ведомств и населения на указанные ситуации, подготовки работников органов внутренних дел, ФСБ, Минюста, СВР и др., специальных кадров этих служб, других специальных служб (аварийно-спасательных и др.), информирования (просвещения) широких слоев населения. 4. Правовые акты, регулирующие деятельность по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Эти правовые акты охватывают различного рода мероприятия по устранению или смягчению текущих природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, включая посткризисную эвакуацию населения, поисково-спасательные работы, оказание медицинской помощи пострадавшим, в том числе выплату им компенсации, меры социальной защиты сотрудников государственных органов, участвующих в ликвидации последствий ЧС (Федеральные законы РФ «О статусе военнослужащих», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон РФ «О милиции»), восстановительные работы и новое строительство. К этой категории также можно отнести страховое законодательство (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и т.п.), законы, содержащие отдельные нормы, посвященные вопросам страхования (Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений») или определяющие статус и организующие деятельность в конкретных зонах бедствия, а также законодательство, устанавливающее ответственность должностных лиц, виновных в возникновении чрезвычайной ситуации, и порядок привлечения к ней (КоАП РФ, Уголовный кодекс РФ).
В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации. При этом применяется следующая нумерация и терминология.
1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1.1. Транспортные аварии (катастрофы):
товарных поездов;
пассажирских поездов;
речных и морских грузовых судов;
на магистральных трубопроводах и др.
1.2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
пожары (взрывы) на транспорте;
пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения и др.
1.3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке иди хранении (захоронении);
утрата источников ХОВ;
аварии с химическими боеприпасами и др.
1.4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:
аварии на атомных станциях;
аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;
аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
утрата радиоактивных источников и др.
1.5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;
утрата БОВ и др.
1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:
обрушение элементов транспортных коммуникаций;
обрушение производственных зданий и сооружений;
обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.
1.7. Аварии на
аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.
1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
аварии на тепловых сетях в холодное время года;
аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
аварии на коммунальных газопроводах.
1.9. Аварии на очистных сооружениях:
аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
1.10. Гидродинамические аварии:
прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
прорывы плотин с образованием прорывного паводка и др.
Чрезвычайные ситуации природного характера
2.1. Геофизические опасные явления:
землетрясения;
извержения вулканов.
2.2. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):
оползни;
сели;
пыльные бури;
обвалы, осыпи, курумы, эрозия, склоновый смыв и др.
2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:
бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри;
крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
сильная жара, засуха, суховей.
2.4. Морские гидрологические опасные явления:
тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 и более баллов), сильное колебание уровня моря;
ранний ледяной покров, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый лед;
отрыв прибрежных льдов и др.
2.5. Гидрологические опасные явления:
высокие уровни вод (наводнения), половодья;
заторы и зажоры, низкие уровни вод и др.
2.6. Гидрогеологические опасные явления:
низкие уровни грунтовых вод;
высокие уровни грунтовых вод.
2.7. Природные пожары:
лесные пожары;
пожары степных и хлебных массивов;
торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
2.8. Инфекционные заболевания людей:
единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
групповые случаи опасных инфекционных заболеваний и др.
2.9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.
2.10. Поражения
массовое распространение вредителей растений;
болезни не выявленной этиологии и др.
3. Чрезвычайные ситуации экологического характера
3.1. Чрезвычайные ситуации,
связанные с изменением
катастрофические просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
Информация о работе Участие ОВД в ликвидации последствий ЧС техногенного характера