Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 14:18, курсовая работа
В последнее время преобразования и реформы УИС реализовываются на принципах демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию УИС.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена рядом причин:
результативное осуществление уголовных наказаний является главным условием удачной борьбы с преступностью. Исполнение уголовных наказаний согласно закону поручается на специализированные государственные органы. Исполнение большего вида наказаний связано с реализацией крайне специфических форм, средств и методов, применяющие эти органы для выполнения поставленных перед ними целей и задач.
Введение 3
Основная часть: 1 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной системы 5
2 Уголовно-исполнительная система России, ее правовое положение и основные функции 13
Заключение 23
Глоссарий 25
Список используемой литературы 29
Список сокращений
Между тем, в колонии общего режима, по усмотрению суда, могут быть направлены осужденные за совершение впервые преступлений небольшой и средней тяжести.
В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, которые впервые осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они прежде отбывали наказание в виде лишения свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, либо осужденные к пожизненному лишению свободы, либо те, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Воспитательные колонии предназначаются для содержания несовершеннолетних осужденных, и для положительно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Такие колонии относят к учреждениям полуоткрытого типа и на виды режима не подразделяются. Осужденные несовершеннолетние женского и мужского пола содержат в различных воспитательных колониях. В целях предотвращения дальнейшего криминального заражения, происходящего при переводе достигших 18-летнего возраста лиц в исправительные колонии общего режима, закон допускает создание в воспитательных колониях изолированных участков, которые функционируют как исправительные колонии общего режима.
Тюрьмы относят к учреждениям закрытого типа. Они предназначены для содержания осужденных:
В тюрьме осужденных могут содержать на двух видах режима: общем и строгом.
Существуют лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения. Они предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, которые больны открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Такие учреждения относятся к заведениям полуоткрытого типа. В отличие от остальных исправительных учреждений в лечебных учреждениях раздельное содержание осужденных определено медицинскими критериями, различиями в заболеваниях. Именно поэтому в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разных типов, но правовой статус каждого из них соответствует виду режима, установленному приговором суда. Особенность деятельности лечебных исправительных учреждений и лечебно-профилактических учреждений состоит в том, что она регламентируется и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.
Лечебно-профилактические учреждения играют роль исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.
Следственные изоляторы необходимы для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применяют заключение под стражу.
Следственный изолятор представляет собой исправительное учреждение в отношении осужденных и оставленных в них для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Следственные изоляторы относят к учреждениям закрытого вида. Для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе также могут быть оставлены с их письменного согласия лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Следственный изолятор выступает как исправительное учреждение и относительно осужденных, привлекаемых для участия в следственных действиях.
Федеральный орган и территориальные органы, окружные управления уголовно-исполнительной системы осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы исполнения осуществляет свою деятельность под контролем Министерства юстиции РФ. Основная задача данного органа – обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Федеральный орган уголовно-исполнительной системы выполняет свои функции в соответствии с положением о федеральном органе уголовно-исполнительной системы. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы основывается федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории каждого субъекта. Он руководит подведомственными учреждениями, спецподразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию, так же может создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, акционера или вкладчика, а также в управлении ими.
Функция исполнения наказаний является необходимостью для любого государства. Пока живет преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, которые его совершили, изолировать их от общества. Настолько же объективно существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики в круге исполнения наказаний и сложившихся традиций в разных странах данную систему определяют как тюремную. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин уголовно-исполнительная система. Первоначально данный термин был введен в законодательный оборот Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [7], где применялся для обозначения единой системы (выстроенной совокупности) учреждений и органов, исполняющих наказания только в виде лишения свободы.
К таким учреждения и органам относили: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.
УИК РФ [2], в ч. 14 ст. 16 расширил этот перечень, включивший в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.
Первым этапом к установлению единой государственной тюремной системы управления в России было создание в 1802 г. Министерства внутренних дел России, в котором вопросами исполнения наказаний знало ведомство полиции. В 1879 г. в составе МВД России образовалось Главное тюремное управление, которое в 1895 г. было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в его составе до 1922 г. С установлением советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался: сначала в тюремное управление; позднее (1918 г.) в тюремную коллегию при Наркомате юстиции.
В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, которые вытекают из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик на Наркомат юстиции РСФСР» возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. Для этого в его составе вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовых учреждений.
В 1934 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передали Министерству юстиции, но год спустя их снова возвращают в состав Министерства внутренних дел.
Более запоздалый этап реформирования уголовно-исполнительной системы связан с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ, согласно которому уголовно-исполнительная система вновь передается в ведение Министерства юстиции РФ.
На сегодняшний день территори
Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти. Его деятельность направлена на реализацию следующих основных функций:
ФСИН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляет Президент РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.
Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:
- аппарат директора;
- управление безопасности;
- управление социальной, психологической
и воспитательной работы с осужденными;
- управление следственных изоляторов центрального подчинения;
- управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;
- управление социальной адаптации осужденных;
- бюро исполнения приговоров и специального учета и др.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ, могут включать предприятия, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждения для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
Производственный потенциал УИС составляют 262 федеральных государственных унитарных предприятия, 495 центров трудовой адаптации осужденных, 35 лечебно-производственных и 32 учебно-производственных мастерских.
При исправительных и воспитательных колониях работают 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училища.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, реализовывается за счет средств федерального бюджета. В целях дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основании рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует Федеральная целевая программа Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 540. Главная цель Программы - приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством РФ для перехода к международным стандартам. Основные задачи Программы:
- реконструкция и строительство следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с законодательством РФ;
- реконструкция и строительство исправительных учреждений с условиями содержания осужденных в соответствии с законодательством РФ;
- строительство 26-ти следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с международными стандартами и ряд других.
Характеристика уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации
По данным Федеральной службы исполнения
наказаний России, по состоянию на 1 января
2013 г. в учреждениях УИС находились на
содержании 819,3 тыс. человек (- 45,9 тыс. человек
к началу года), в том числе:
-в 755 исправительных колониях отбывали
наказание 694,5 тыс. человек (- 29,6 тыс. человек);
-в 160 колониях-поселениях отбывали наказание
49,3 тыс. человек (- 3,2 тыс. человек);
-в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению
свободы отбывало наказание 1739 человек
(+ 14 человек);
* -в 228 следственных изоляторах и 165 помещениях,
функционирующих в режиме следственных
изоляторов, при колониях содержалось
118,0 тыс. человек (- 12,4 тыс. человек);
-в 7 тюрьмах отбывало наказание 1,9 тыс.
человек (- 1010 человек);
-в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних
4,0 тыс. человек (- 1,9 тыс. человек).
В учреждениях отбывают наказание 66,4
тыс. женщин (- 3,0 тыс. человек), в том числе
55,4 тыс. осужденных, содержащихся в ИК,
и 10,9 тыс. чел., в отношении которых избрана
мера пресечения заключение под стражу,
при женских колониях имеется 13 домов
ребенка, в которых проживает 962 ребенка.
Медицинское обслуживание осужденных
и подследственных снабжают 133 больницы
различного профиля, а также медицинские
части или здравпункты в каждом учреждении,
59 лечебных исправительных учреждений
для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных
учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС также относят 2467 уголовно-исполнительных
инспекций, в них состоят на учете 491,9 тыс.
человек, осужденных к наказаниям, не связанным
с лишением свободы.
Для обеспечения трудовой занятости осужденных
организован производственный комплекс,
в который входят 182 федеральных государственных
унитарных предприятий, 551 центр трудовой
адаптации осужденных, 49 лечебно-производственных
и 46 учебно-производственных трудовых
мастерских.
Общеобразовательное обучение осужденных
сформировано в 319 вечерних общеобразовательных
школах и 546 учебно-консультационном пункте,
339 профессиональных училищах. Так же в
целях обеспечения свободы совести и вероисповедания,
осужденных функционируют 523 храма и 705
молитвенных комнат. Руководство осуществляют
территориальные органы уголовно-исполнительной
системы и федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий правоприменительные
функции, функции по контролю и надзору
в сфере исполнения уголовных наказаний
в отношении осужденных, - Федеральная
служба исполнения наказаний, находящаяся
в ведении Министерства юстиции Российской
Федерации. Федеральная служба исполнения
наказаний России, создана на основании
Указа Президента РФ вопросы Федеральной
службы исполнения наказаний от 13.10.2004
№ 1314. Она является федеральным органом
исполнительной власти. Осуществляет
правоприменительные функции, функции
по контролю и надзору в сфере исполнения
уголовных наказаний в отношении осужденных,
функции по содержанию лиц, подозреваемых
либо обвиняемых в совершении преступлений,
и подсудимых, которые находятся под
стражей, их охране и конвоированию, а
также функции по контролю за поведением
условно осужденных и осужденных, которым
судом предоставлена отсрочка отбывания
наказания.
Основные задачи Федеральной службы исполнения
наказаний России:
- исполнение в соответствии с законодательством
Российской Федерации уголовных наказаний,
содержание под стражей лиц, подозреваемых
либо обвиняемых в совершении преступлений,
и подсудимых;
- контроль за поведением условно осужденных
и осужденных, которым судом предоставлена
отсрочка отбывания наказания;
- обеспечение охраны прав, свобод и законных
интересов осужденных и лиц, которые содержатся
под стражей;
- обеспечение правопорядка и законности
в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы, и в
следственных изоляторах, обеспечение
безопасности содержащихся в них осужденных,
лиц, содержащихся под стражей, а также
работников уголовно-исполнительной системы,
должностных лиц и граждан, находящихся
на территориях этих учреждений и следственных
изоляторов;
- охрана и конвоирование осужденных и
лиц, содержащихся под стражей, по установленным
маршрутам конвоирования, конвоирование
граждан РФ и лиц без гражданства на территорию
Российской Федерации, а также иностранных
граждан и лиц без гражданства в случае
их экстрадиции;
- охрана психиатрических больниц (стационаров)
специализированного типа с интенсивным
наблюдением Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию,
обеспечение безопасности находящихся
на их территориях лиц, сопровождение
и охрана лиц, которым назначено принудительное
лечение в указанных больницах (стационарах),
при переводе их в другие аналогичные
больницы (стационары), а также в случае
направления их в иные учреждения здравоохранения
для оказания медицинской помощи;
- создание осужденным и лицам, которые
содержатся под стражей, условий содержания,
соответствующих нормам международного
права, положениям международных договоров
Российской Федерации и федеральных законов;
- организация деятельности по оказанию
осужденным помощи в социальной адаптации;
- управление территориальными органами
ФСИН России и непосредственно подчиненными
учреждениями.
ФСИН России исполняет свою деятельность
непосредственно через свои территориальные
органы, учреждения, исполняющие наказания,
следственные изоляторы, а также предприятия
и учреждения, которые специально созданы
для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной
системы.
ФСИН России осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и организациями.
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной
системы - 346,3 тыс. человек. Специальные
звания сотрудников уголовно-исполнительной
системы имеют 251 тыс. человек (кроме того
переменный состав – 7,1 тыс. человек).
Медицинское обслуживание личного состава
уголовно-исполнительной системы исполняют
56 учреждений здравоохранения, в том числе
34центра медицинской и социальной реабилитации,
14 больниц, 5 военно-врачебных комиссий
и 3 санатория.
Профессиональную подготовку и повышение
квалификации личного состава, научно-исследовательское
обеспечение уголовно-исполнительной
системы осуществляют 8 учреждений высшего
профессионального образования с 7 филиалами,
в том числе Академия права и управления,
74 учебных центра и пункта, институт повышения
квалификации и 2 научно-исследовательских
института с 3 филиалами.
Принимаемые меры, в том числе ежегодное
увеличение объемов бюджетных ассигнований,
которые выделяются на содержание
уголовно-исполнительной системы, позволили
добиться определенных позитивных результатов
в развитии уголовно-исполнительной системы,
улучшить условия содержания осужденных
и лиц, содержащихся под стражей, в том
числе их размещение, питание, вещевое
и медицинское обеспечение.
Улучшается нормативная правовая база
деятельности уголовно-исполнительной
системы, практика назначения наказаний
и избрания меры пресечения в виде содержания
под стражей, введены новые виды наказаний,
альтернативные лишению свободы.
Несмотря на сокращение в течение последних
5 лет уровня преступности в стране, к 2012
году численность осужденных к лишению
свободы увеличилась более чем на 115 тыс.
человек, или на 18,6 процента.
Общее количество лиц, которые находятся
под стражей, остается неизменно высоким,
а в отдельных регионах их число значимо
превосходит количество мест в следственных
изоляторах. По объективным причинам темпы
строительства и реконструкции исправительных
учреждений и следственных изоляторов
не соответствуют динамике роста численности
осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Вследствие этого в ряде учреждений установленные
лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
Переполнение учреждений ведет к общему
ухудшению условий содержания подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений,
нарушению предусмотренных законом прав
и интересов осужденных и лиц, содержащихся
под стражей, увеличивает нагрузку на
работников уголовно-исполнительной системы,
создает конфликтные ситуации.
За несколько лет количество осужденных
за тяжкие и особо тяжкие преступления
возросло вдвое и достигло к 2012 году 80
процентов общей численности осужденных
к лишению свободы. Больше четверти осужденных
приговорены к долговременным срокам
лишения свободы, практически половина
- отбывает наказание второй раз и более.
Это приводит к повышению удельного веса
социально деградировавших граждан.
Согласно статистики, более 80% осужденных
при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной
системы не имели профессиональных и трудовых
навыков либо утратили их. Примерно 50 тыс.
осужденных нуждаются в получении обязательного
основного общего образования.
На 1 января 2013 г. более 90 процентов (около
800 тыс.) осужденных и лиц, которые содержатся
в следственных изоляторах, состояло на
диспансерном учете по поводу различных
заболеваний: