Содержание
Введение
Все цивилизованные государства в современном
мире, не зависимо от их естественных различий,
сходятся сегодня в едином мнении, что
достичь достойного качества жизни каждого
члена общества можно лишь за счет эффективной
и рациональной организации управления
этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться
вопрос переосмысления концептуальных
основ административной организации,
и в частности государственной службы,
которая выполняет основные задачи государственного
управления.
Государственное управление представляет
собой сознательное, целенаправленное
воздействие на общество как на систему
по осуществлению государственной власти.
Это воздействие осуществляется исполнительной
и распорядительной работой государственных
органов, в основе которых лежит профессиональная
деятельность по осуществлению полномочий
этих органов, то есть государственная
служба.
Целью контрольной
работы является рассмотрение государственного
управления с точки зрения гражданского
права.
Для достижения
поставленной цели необходимо рассмотреть
следующие задачи:
- Рассмотреть государственное управление,
как социальное явление
- Рассмотреть функции социального управления
- Рассмотреть признаки и принципы государственного
управления
1 Управление как социальное явление
Основные
черты, характеризующие общее понятие
управления, полностью приемлемы и для
понимания управления в социальной сфере,
где в роли субъектов и объектов управления
выступают люди и их различные объединения.
Наиболее
существенными чертами социального
управления как атрибута общественной
жизни являются следующие:
- социальное управление есть только там,
где проявляется совместная деятельность людей;
- социальное управление осуществляет упорядочивающее
воздействие на участников совместной
деятельности, главным объектом социального
управления является поведение (действия)
участников совместной деятельности, их взаимоотношения;
- регулирование поведения людей осуществляется
в рамках общественных связей, являющихся
по сути управленческими отношениями.
Возникают они прежде всего между субъектом
и объектом в связи с практической реализацией функции социального управления;
- основой социального управления является
определенная соподчиненность воль людей
– участников управленческих отношений,
то есть властность управления, которая
обеспечивает следование воли управляемых воле управляющих;
- Социальное управление имеет механизм
реализации, состоящий из общественных
либо государственных органов управления
(субъектов управления), или отдельных,
управомоченных лиц.
Государственное
управление – разновидность социального
управления, с функционированием которой
традиционно связано формирование особой
правовой отрасли, а именно, административного
права, и понимается как специфический
вид государственной деятельности, отличный
от ее иных проявлений (например, законодательная,
судебная, прокурорская деятельность),
а также от управленческой деятельности
общественных объединений и других негосударственных
формирований (трудовые коллективы, коммерческие
структуры и т.п.).
2 Функции социального
управления
Социальное
управление выполняет следующие функции:
Социально-экономическая функция.
Содержание
социально-экономической функции социального
управления состоит в использовании закона
соответствия производственных отношений
производственным силам и их главному
элементу - человеку, т.е. в регулировании
положения человека в системе экономических
отношений, направлении и стимулировании
процессов экономической деятельности
людей, социальном контроле за выполнением
социально-экономических программ.
Социально-политическая функция
Социально-политическая
функция находиться в тесном диалектическом
единстве с социально-экономической функцией.
Взаимно определяя друг друга, эти функции
приводят в движение социальные силы общественного
развития, повышают их эффективность.
Экономика обуславливает возможные политические
действия как власти так и членов общества.
Тем не менее первенствующая роль принадлежит
политике, которая служит наиболее активным
средством преобразования общества.
Духовно - идеологическая функция
Ядром общественного
и индивидуального сознания выступает
мировоззрение. Оно определяет духовный
мир личности, социального, общественно-политическую
активность человека, характер мотивов
и стимулов трудовой деятельности, его
нравственный облик. Совокупность средств,
способов, форм и методов идейно-политического
образования и воспитания, организации
людей их активного включения в общественную
жизнь, составляет содержание духовно-идеологической
функции социального управления.
Социальная функция управления.
Процесс
развития и саморазвития человека, удовлетворения
материальных и духовных потребностей
людей протекает в условиях постоянных
объективно возникающих противоречий.
Сущность социальной функции управления
состоит в регулировании отношений между
отдельными общностями людей, в определении
целей, путей и средств в обеспечении эффективного
решения возникающих противоречий. Осуществление
социальной функции управления базируется
на понимании социальной справедливости,
адекватной по своей природе социальным
ценностям данного общества.
2 Государственное
управление, его признаки и принципы
Государственное управление
призвано осуществлять исполнительную
власть. С организационной точки зрения
государственное управление — это властное
упорядочивающее воздействие субъекта
управления (государства и его специальных
органов либо должностных лиц) на объекты
управления (общество, граждан и пр.). Более
конкретно — это целенаправленная организующая,
подзаконная, исполнительно-распорядительная
и регулирующая деятельность системы
органов государственной исполнительной
власти, осуществляющих функции государственного
управления (обусловленные функциями
самого государства) на основе и во исполнение
законов в различных отраслях и сферах
социально-культурного, хозяйственного
и административно-политического строительства.
Государственное управление,
понимаемое в узком смысле, имеет следующие
признаки:
- Государственное управление
представляет собой особый вид деятельности
по осуществлению государственной исполнительной
власти, которая отличается от деятельности
по реализации законодательной и представительной
власти по форме, методам и содержанию.
Государственное управление — это исполнительно-распорядительная
деятельность по применению законов и
иных (подзаконных) нормативных правовых
актов.
- Государственное управление
наряду с правоприменением осуществляет
административное правотворчество. Правотворческая деятельность заключается в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно разрабатывают и утверждают обязательные для других субъектов права (объектов управления) правила поведения,
контролируют соблюдение этих правил
и самостоятельно осуществляют административную
юрисдикцию (правоохранительную деятельность).
- Государственное управление
осуществляется везде, где возникает необходимость
в обеспечении исполнения законодательных
актов, а также защиты прав и свобод граждан
(признак всеобщности). Государственное
управление осуществляется в важнейших
сферах жизнедеятельности государства
и общества — хозяйственно-экономическое
строительство, социально-культурная
и административно-политическая сферы
(признак масштабности). Государственное
управление распространяется не только
на принадлежащие государству объекты, но и на
негосударственные коммерческие
и некоммерческие организации; в последнем
случае имеет место государственное регулирование
посредством управленческих регулятивных
и контрольно-надзорных процедур.
- Государственное управление
— это непрерывная, постоянная и планомерная
деятельность, основанная на объективных
закономерностях функционирования
исполнительной власти и направленная
на обеспечение государственных интересов,
прав и свобод граждан, общественного
порядка и безопасности. В процессе государственного
управления решаются задачи и осуществляются
функции государства и обеспечиваются
как интересы государства, так и конституционные
права и свободы граждан.
- Государственное управление
осуществляется специальными органами
государственной исполнительной власти,
которые создаются государством как на
уровне Российской Федерации, так и в субъектах
РФ и образуют систему органов государственного
управления. Действуя по поручению и от
имени государства и реализуя функции
государственного управления, эти органы наделяются
полномочиями государственно-властного
характера и действуют в пределах компетенции,
установленной для них нормативными правовыми
актами.
- Государственное управление
отвечает принципу законности,
т.е. деятельность органов исполнительной
власти основывается на положениях и требованиях
федеральных законов и законодательных
актов субъектов РФ. Управленческая деятельность
осуществляется органами только в пределах
предоставленных им полномочий и компетенции.
- Государственное управление
строится на основе вертикальных (субординационных,
иерархичных) и горизонтальных связей
и отношений. В большей мере распространены
вертикальные отношения, т. е. отношения
строгого подчинения административной
и дисциплинарной власти субъектов управления.
В последние годы появились новые формы
организации — горизонтальные отношения,
основанные на равенстве субъектов управления.
В данном случае можно говорить о перераспределении
полномочий между органами исполнительной
власти, заключении публичных (административных)
договоров.
- Государственное управление
основывается на принципе организационности,
т. е. для него характерно многообразие
организационных форм, совокупность которых
обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего
управленческого механизма. Организационная
деятельность органов государственного
управления включает исполнение как внешних,
так и внутренних административных функций.
Внутриорганизационная деятельность
осуществляется также законодательными
органами, судами, прокуратурой, создавая
при этом необходимые условия для реализации
непосредственных функций самих этих
органов (законотворчество, правосудие,
осуществление прокурорского надзора).
- Государственное управление реализует полномочия
юрисдикционного характера, т. е.
обеспечивает административный (внесудебный)
порядок осуществления органами исполнительной
власти так называемого «принуждающего»
управления (например, назначение административных
наказаний, применение мер административного
предупреждения или административного
пресечения).
Реализация государственного управления
базируется на принципах - фундаментальных
положениях, проверенных теорией и практикой.
Принцип (от лат. – «principium» - первоначало,
первооснова) отражает закономерности,
отношения, взаимосвязи между элементами
системы государственного управления. Принципы государственного
управления – это фундаментальные, научно
обоснованные и в большинстве случаев
законодательно закрепленные положения,
на основе которых строится и функционирует
система государственного управления.
Анри Файоль писал, что для того, чтобы
осуществлять управленческую деятельность,
надо опираться на принципы, т.е. на признанные
истины, считающиеся доказанными»
Файоль А. сформулировал 14 общих принципов управления:
- Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда;
- Власть, означающая право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности;
- Дисциплина – повиновение, усердие, деятельность.
Манера держать себя, внешние знаки уважения,
т.е. соблюдение установленных правил
между служащими и организацией;
- Единство распорядительства – служащему
может давать два приказания относительно
какого-либо действия только один начальник;
- Единство руководства – один
руководитель и одна программа для совокупности
операций, преследующих одну и ту же цель;
- Подчинение частных интересов
общим – в организации интересы служащего
или группы служащих не должны ставиться
выше интересов предприятия; интересы
государства должны быть выше интересов
гражданина или группы граждан;
- Справедливое вознаграждение
персонала – по возможности должно удовлетворять
персонал и предприятие, нанимателя и
служащего; поощрять усердие, компенсируя
полезное усилие;
- Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия;
- Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими;
- Порядок – определенное место каждого лица, его
полномочий и функций;
- Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием;
- Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров;
- Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов;
- Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.
Отступление от того, или иного принципа
может вызвать серьезные сбои во всей
системе.
Частные принципы управления способствуют активизации
человеческого фактора. Их классический
вариант сформулировал в 1912 г. американский
ученый Г.Эмерсон. Это:
- точно поставленные идеалы или цели;
- здравый смысл;
- компетентная консультация;
- дисциплина;
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надежный, полный, точный и постоянный
учет;
- диспетчеризация;
- нормы и расписания;
- нормализация условий;
- нормирование операций;
- писаные стандартные инструкции;
- вознаграждение за производительность;
Блок частных принципов можно разделить
на 2 группы:
- Принципы, применяемые в различных
подсистемах или сферах общества;
- Принципы функционирования
различных институтов;
Заключение
Хотелось бы отметить, что в обществе
все главное: производство, распределение,
обмен и потребление, социальная сфера,
наука, литература и искусство, право и
мораль, архитектура и коммуникации, история
и духовная культура, здоровье и физическое
развитие людей и многое другое. Но все
это может тогда создать благоприятный
и рациональный образ жизни, когда будет
сведено в целостную, динамичную, гармоничную
систему и «работать» на человека. Несмотря
на то, что имеются естественные взаимосвязи
между всеми явлениями и процессами, должную
системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни придает
управление. Ибо только и исключительно
оно обладает единством таких способностей,
как целеполагание, организация и регуляция.
Проблема
заключается в осознании политическим
(государственным) руководством и широким
общественным мнением актуальности, важности
и незаменимости управления.
Список используемых
источников
- Бахрах Д. Н., Россинский Б. В.,
Старилов Ю. Н. Административное право:
Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2009. — 816 с
- Административное право : учебник / Б. В. Россин- ский, Ю. Н. Старилов. — 4-е изд., пересмотр. и доп. —. М. : Норма, 2009. – с.
- Административное право и процесс: Полный курс (Ю.А. Тихомиров). М.: изд-воТихомиров М.Ю., 2011. - 652 с
- Административное право. Овсянко Д.М. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009. - 468 с.
- Бровко Н.В., Смоленский М.Б., Соколова Ю.А. Административное право. Учебник для вузов. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2009. – 365 с.