Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме валютного регулирования и валютного контроля, которая в настоящий момент, с учетом экономической ситуации в стране, приобретает особый интерес, так как валютное регулирование является частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной валюты.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................4-5
Глава 1. Теория валютного регулирования и валютного контроля...........6-15
1.1 Понятие и необходимость валютного регулирования и валютного
контроля...................................................................................................................6-8
1.2. Механизмы, инструменты валютного регулирования и валютного
контроля в мировой практике..............................................................................8-15
Глава 2. Система валютного регулирования и валютного контроля в России...................................................................................................................16-24
2.1. Органы, осуществляющие валютное регулирование и валютный
контроль в России...............................................................................................16-21
2.2. Механизм валютного регулирования и валютного контроля в России. Основные нормы валютного законодательства и валютные
ограничения.........................................................................................................21-24
Глава 3. Направления совершенствования валютного регулирования для
повышения устойчивости национальной валюты...........................................31-34
Заключение.........................................................................................................35-36
Список использованной литературы.................................................................37-39
Приложение.........................................................................................................40-41

Файлы: 1 файл

маслов на сдачу.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает валютный контроль: внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность); обоснованности расчетов и платежей резидентов и не резидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации; полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

В соответствии с валютным законодательством Центральный  банк РФ как орган валютного регулирования обладает нормотворческой функцией, т. е. издает нормативные акты, обязательные к исполнению в России всеми резидентами и не резидентами (п. 2 ст. 9).

Центральный банк РФ издает инструкции, положения  и указания по отдельным направлениям валютного контроля. Объектами правового регулирования Банка России в сфере валютного контроля являются: обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке России; организация и обращение иностранной валюты в Российской Федерации; выпуск ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации, в частности государственных ценных бумаг; уплата обязательных платежей государству в иностранной валюте; перемещение российской и иностранной валюты и валютных ценностей через границу Российской Федерации.

Важное значение при осуществлении валютного  контроля имеют главные территориальные  управления Банка России, которые  осуществляют контроль за соблюдением  уполномоченными предприятиями  установленного Центральным банком РФ порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту и по результатам проведенных проверок направляют в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России, а также в местные органы исполнительной власти и территориальные правоохранительные органы сведения о выявленных нарушениях и принятых мерах. В случае нарушения уполномоченным предприятием действующего законодательства главное территориальное управление Банка России принимает решение об аннулировании выданного ему разрешения (с письменным уведомлением об этом уполномоченного предприятия, уполномоченных банков, ведущих валютные счета соответствующего предприятия, а также местного органа исполнительной власти). Уполномоченный банк по получении от главного территориального управления Банка России уведомления об аннулировании разрешения прекращает зачисление на текущий валютный счет этого предприятия средств от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, которые были переведены в пользу предприятия после даты аннулирования разрешения последнего.


 

2.2 Механизм  валютного регулирования и валютного  контроля в России.

Основные нормы  валютного законодательства и валютные ограничения

 

Рассмотрим  основные валютные ограничения, установленные законодательными актами и нормативными документами.

В рамках действующего валютного законодательства принят ряд нормативных документов по конкретным вопросам валютного регулирования. Законодательные и нормативные  документы в области валютного регулирования устанавливают правила совершения операций в иностранной валюте как между российскими юридическими лицами (резидентами) и иностранными фирмами (не резидентами), так и между российскими предприятиями на территории Российской Федерации, определяют формы и методы контроля за внешнеэкономической деятельностью, а также меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Необходимо  иметь в виду, что в соответствии с Законом «О валютном регулировании  и валютном контроле в РФ» (статья 1, пункт 7) валютными являются любые операции с валютными ценностями, а именно:

операции, связанные  с переходом права собственности  и иных прав на валютные ценности;

ввоз и пересылка  валютных ценностей в Российскую Федерацию, а также их вывоз и пересылка из Российской Федерации;

осуществление международных денежных переводов.

Пунктом 4 статьи 1 Закона определен состав валютных ценностей: иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте (платежные  документы - чеки, векселя, аккредитивы и др., фондовые ценности - акции, облигации, другие долговые обязательства), а также драгоценные металлы и природные драгоценные камни, кроме ювелирных, бытовых изделий и лома.

Операции, связанные  с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, в соответствии со статьей 1 Закона также относятся к валютным операциям. Рассмотрим, какие нормы и правила должны соблюдаться при совершении валютных операций российскими предприятиями. Поскольку основную часть таких операций составляют операции по экспорту и импорту продукции (работ, услуг), остановимся прежде всего на тех нормах валютного законодательства, которые необходимо соблюдать при совершении расчетных операций между резидентами и не резидентами.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-не резидентами могут осуществляться как в свободно конвертируемой валюте, так и в рублях. Порядок расчетов устанавливается Центральным банком РФ, если иное не предусмотрено международными договорами с участием России. В тех случаях, когда не резиденты приобретают товары и услуги у резидентов на территории Российской Федерации без вывоза за пределы ее таможенной территории, расчеты между ними также производятся или в свободно конвертируемой валюте, или в рублях.

При проведении расчетов с не резидентами в иностранной  валюте следует помнить о том, что в соответствии с Законом  все валютные операции делятся на текущие, которые могут совершаться  без ограничений (но в рамках действующего законодательства), и валютные операции, связанные с движением капитала, на проведение которых требуется специальное разрешение Центрального банка РФ. Перечень текущих валютных операций и операций, связанных с движением капитала, приведен соответственно в пунктах 9 и 10 статьи 1 Закона.

Расчеты в  иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами. Допускается использование  иностранной валюты и платежных  документов в иностранной валюте в расчетах между юридическими лицами-резидентами  в следующих случаях: между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, если услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями; между импортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей; за транзитные перевозки грузов через территорию России; за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий и организаций, если расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи; при расчетах между поставщиками и субпоставщиками экспортной продукции (работ, услуг) из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера; при оплате комиссионного вознаграждения организациям-посредникам за посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции; при оплате расходов внешнеэкономических посреднических организаций, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте; при оплате расходов банковских учреждений, если эти расходы производились ими или были предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются банковскими учреждениями для покрытия расходов в валюте; при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте; при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.


 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления совершенствования валютного регулирования для 
повышения устойчивости национальной валюты

Валютное регулирование  в России претерпело существенные изменения. В СССР оно основывалось на государственной  монополии. Права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству.

Все платежи  и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны. Валюта же как собственность государства  продавалась и покупалась у советских  организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке. С переходом России к рыночным отношениям изменился и характер валютного регулирования в стране — сделаны попытки отстраниться от административного регулирования, хотя в полной мере достичь этого не удалось.

Основные цели валютного регулирования в России в период трансформации экономики  состоят следующем:

Во-первых, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления на валютный курс.

Во-вторых, стимулирование притока иностранной валюты и  контроль за возвратом валютной выручки  экспортерами.

В-третьих, стимулирование активности субъектов внешнеэкономической  деятельности, т. е. поощрение промышленного экспорта и создание условий для импорта технологий, обеспечивающих развитие импортозамещающих производств.

В современной  России, когда экономический рост снизился и продолжается массированный  отток капитала за рубеж, а российский финансовый рынок нуждается в защите, отмена валютных ограничений чревата пагубными последствиями. Чрезмерная валютная зависимость России может привести к утрате экономической, инвестиционной, технологической, а в конечном итоге и национальной независимости. Страны Западной Европы, а затем Центральной и Восточной Европы не спешили отменять валютные ограничения, в частности обязательную продажу выручки от экспорта. Такие решения, как правило, принимаются при макроэкономической стабилизации страны. Отмене обязательной продажи части валютной выручки экспортеров приведет к сокращению предложения валюты на внутреннем валютном рынке и снижению курса рубля. Кроме того, валютная выручка, продаваемая в обязательном порядке, является основным источником формирования государственных золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного внешнего долга.

Осуществление расчетов между российскими участниками  за пределами России потенциально чревато  выведением все большей части  финансовых потоков за пределы российской налоговой системы. Речь, по сути, может идти об использовании принципов «оффшоров», когда на российской территории будет осуществляться само производство, а финансовые ресурсы будут официально размещаться во внешней сфере.

К такого же рода последствиям может привести и открытие крупными компаниями счетов за рубежом. Если такая возможность будет активно использоваться, то экономика России может столкнуться с масштабным оттоком ресурсов, что серьезно осложнит возможности для экономического роста.

Защищенность  российских кредиторов, и без того слабая, может при свободном открытии счетов за границей российскими предприятиями  понизиться до критической точки, когда  банки предпочтут кредитовать только связанных заемщиков, меры воздействия на которых лежат за пределами правового поля.

Регулирование доступа иностранных банков на российский рынок банковских услуг необходимо, на мой взгляд, для обеспечения  независимости национальной банковской системы.

При этом в  целях повышения эффективности механизма обязательной продажи валюты, возможно, устанавливать ее объемы и сроки путем издания указов Президента по согласованию с Правительством и Банком России, либо другим способом, для оперативного управления данными нормативами в зависимости от экономической ситуации.

На данном этапе необходима не отмена валютных ограничений и валютного контроля, а оздоровление инвестиционного  климата, замена портфельных инвестиций спекулятивного характера прямыми. Существующий порядок рубленых инвестиций не резидентов в уставный капитал российских предприятий не требует получения лицензий и, по существу, направлен на вытеснение иностранной валюты из инвестиционной сферы. Однако он может быть использован для вывоза капитала, учитывая, что многие не резиденты-инвесторы представляют собой оффшорные компании, созданные российскими предпринимателями, которые, продав акции, обменивают рубли на свободно конвертируемую валюту и переводят ее за рубеж без ограничений. В этой области должен действовать строгий валютный контроль, опирающийся на правовые нормы.

Таким образом, анализ проблем валютного регулирования  и пути их преодоления позволяет  сделать следующие выводы.

Либерализация внешнеэкономических и валютных операций, без сомнения, нужна. И  чтобы быть действенной, она должна проводиться поэтапно и опираться на меры по укреплению внутренней экономики и, кроме того, должна быть тщательно подготовлена.

Условиями успеха, помимо общей макроэкономической стабильности, являются повышение устойчивости финансовой системы, усиление норм пруденциального надзора, следование этическим принципам корпоративного управления и открытости, а также улучшение качества государственной статистики.

В России условия  для успешной либерализации в  настоящее время сформированы недостаточно и требуют дальнейшей проработки механизма валютного регулирования и валютного контроля.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль