Виды административно-процессуальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования данной контрольной работы, является изучение вопросов связанных с видами административно-правовых норм.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
 рассмотреть понятие и особенности административно-процессуальных норм;
 разобрать группы административно-правовых норм;
 изучить источники административного права.

Содержание работы

Введение
3 Глава 1. Понятие и особенности административно-процессуальных норм 5
Глава 2. Группы административно-правовых норм 12
Глава 3. Источники административного права 16
Заключение 18
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

              Гражданско-процессуальные и уголовно-процессуальные нормы правомочен применять строго ограниченный круг субъектов, обозначенный в соответствующих процессуальных законах. В несравненно более широкой сфере государственного управления, в которой реализуются функции разветвленной системы органов исполнительной власти, круг субъектов правоприменения административно-процессуальных норм, естественно, более широк и многообразен.

              В-третьих, реализация административно-процессуальных норм далеко не всегда связана с необходимостью оказать принудительное воздействие на участников правоотношений. Элемент принуждения, как таковой, характерен лишь для сравнительно небольшой части административно-процессуальных норм.

              Если для уголовно-процессуальных норм их применение носит в основном принудительный характер, то для гражданско-процессуальных и административно-процессуальных он не специфичен.

              Итак, административно-процессуальным нормам присущи две основные особенности. Первая особенность заключается в их управленческом характере, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, в которой реализуются полномочия органов исполнительной власти. Эта особенность позволяет отграничить административно-процессуальные нормы от всех иных правовых норм, кроме норм материального административного права, которые также регулируют управленческие общественные отношения.
Вторая их особенность состоит в том, что это — процессуальные правила, которые регулируют не все без исключения управленческие отношения, а только те, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе применения прежде всего и главным образом норм материального административного права, т.е. отношения правовые.

              Таким образом, административно-процессуальная норма — это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации и субъекта Российской Федерации общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Группы административно-правовых норм

 Нормы административного права подразделяются на ряд групп в зависимости от своей регулятивной направленности и юридичес­кого содержания. Предлагается следующая их классификация.

Центральное место при этом закономерно отводится характер­ному для всех правовых норм выделению двух основных их видов, соответствующих целям содержащихся в них юридически власт­ных предписаний. Это материальные и процессуальные нормы[4].

              1. Материальные административно-правовые нормы определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Фактически речь идет о формировании их административно-правового статуса (правового положения).

Особенностью материальных норм административного права является то, что ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей. Например, материальными по своему характеру будут нормы, закрепляющие право граждан на обжалование неправо­мерных действий должностных лиц; нормы, определяющие компетенцию губернатора области и т.п.

2. Процессуальные нормы административного права определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений.

Именно на основе норм процессуального административного права осуществляются подача, рассмотрение и разрешение жалоб, практически реализуются входящие в компетенцию губернатора области управленческие действия и т.п.

В числе процессуальных норм административного права особое место занимают те из них, которыми определяется порядок разре­шения административно-правовых споров и применения мер ад­министративного принуждения. Эту их группу принято называть административно-юрисдикционными нормами.

Следующим видом классификации административно-право­вых норм представляется их классификация по конкретному юри­дическому содержанию. Она производна от используемых в прак­тике административно-правового регулирования методов. Соответственно различают:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.;

б) запрещающие, т.е. содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений;

в) уполномочивающие, или дозволительные, т.е. такие админи­стративно-правовые предписания, которыми предусматривается возможность действовать в пределах предусмотренных нормами условий по своему усмотрению. Прямые предписания или запреты при этом отсутствуют, тем не менее определенный правовой режим действует, что исключает произвольный характер поведения участников регулируемых управленческих общественных отно­шений.

              В силу этого нет оснований руководствоваться нередко звуча­щим «правилом»: разрешено все, что не запрещено. Вседозволен­ность не может превратиться в принцип действия административ­но-правовых норм, равно как и всех норм российского права. В особенности он неприменим к действиям, совершаемым субъектами исполнительной власти.

Однако невозможно роль права свести исключительно к уста­новлению юридических запретов. Вот почему административно-правовые нормы разрешают определенную свободу выбора того или иного варианта поведения, но непременно в рамках условий, установленных конкретной нормой.

Так, при осуществлении государственного надзора соответст­вующие контрольно-надзорные органы (должностные лица) не вправе «изобретать» те или иные меры административного воздей­ствия на нарушителей действующих в данной области правил. Они самостоятельны только в выборе одной из предусмотренных адми­нистративно-правовыми нормами мер такого воздействия. В их числе: требование устранить обнаруженные нарушения, ограниче­ние, приостановление или прекращение работы поднадзорного объекта; предъявление иска в арбитражный суд; отзыв лицензии; привлечение виновных к административной ответственности и т.п.               Использование такого рода полномочий является юридичес­кой обязанностью этих органов, уклониться от выполнения кото­рой они не вправе;

г) стимулирующие, т.е. такого рода нормы, в которых закреп­лены соответствующие средства материального или морального воздействия на участников управленческих отношений с целью обеспечить их должное поведение. С помощью таких норм, напри­мер, устанавливаются налоговые льготы, применяются меры ма­териального поощрения и т.п. Как правило, данные меры сопутст­вуют прямым предписаниям или запретам.

Административно-правовые нормы могут, далее, квалифици­роваться и по признаку адресата. Соответственно можно выде­лить нормы, регламентирующие[5]:

• административно-правовой статус граждан;

• организацию и деятельность органов исполнительной влас­ти;

• правовое положение государственных служащих;

• основы функционирования государственных предприятий и учреждений;

• отдельные стороны организации и деятельности различного рода коммерческих структур, включая частные;

• административно-правовой статус общественных объеди­нений.

Возможны и некоторые иные виды классификации админи­стративно-правовых норм. Например, с учетом федеративного устройства Российской Федерации различен масштаб действия этих норм: нормы, устанавливаемые на федеральном уровне, и нормы, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. По объему регулирования управленческих отношений можно разли­чать общие, межотраслевые, отраслевые и местные нормы. На­конец, административно-правовые нормы могут распространять­ся на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти, т.е. иметь внутрисистемный характер либо иметь общеобяза­тельный характер, т.е. распространяться на все виды участников регулируемых управленческих отношений, либо быть адресными, т.е. регулировать деятельность отдельных участников этих отно­шений.

Глава 3. Источники административного права

 

 Под ними понимаются внешние формы выражения админи­стративно-правовых норм. Это нормативные акты различной юридической силы.

              Наиболее значительна роль следующих источников админи­стративного права:

              1. Конституция Российской Федерации, конституции и уста­вы. субъектов Федерации. Многие из содержащихся в них норм имеют прямую административно-правовую значимость. Ими опре­деляются основы организации системы исполнительной власти, компетенция ведущих звеньев такой системы, принципы разгра­ничения предметов введения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и такими же органами субъектов Федерации.

              2. Большое число административно-правовых норм находит свое выражение в законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов. В качестве примера можно назвать Федераль­ный закон «Об основах государственной службы Российской Феде­рации[6]» от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон «Об обороне[7]» от 31 мая 1996 г. и др. Законодательными актами являются также федеральные кодексы, например Налоговый кодекс Российской Федерации.

              3. Источником административного права являются норматив­ные акты Президента Российской Федерации, а также аналогич­ные правовые акты глав государств либо глав исполнительной власти (например, президентов республик) в субъектах Федера­ции.

              4. К числу источников административного права относятся нор­мативные постановления Правительства Российской Федера­ции, аналогичные акты правительств республик, входящих в со­став Федерации, а также правительств или администраций иных субъектов Федерации.

              5. В отраслевом и межотраслевом масштабе в качестве источни­ков административного права служат нормативные акты феде­ральных органов исполнительной власти (министерств, государ­ственных комитетов и т.п.), а также аналогичные акты таких же органов в субъектах Федерации. Например, свидетельством имен­но такой их роли является следующая норма, закрепленная в По­ложении о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России): решения Госкомэкологии по вопросам, отнесенным к его компетенции, обя­зательны для органов исполнительной власти, юридических и фи­зических лиц.

              6. Административно-правовые нормы могут найти свое выра­жение в межгосударственных соглашениях (например, в рамках СНГ).

              7. Нормативные акты руководителей государственных пред­приятий и учреждений можно считать локальными (внутриорганизационными) источниками норм административного права.

              8. В случае наделения исполнительных органов системы мест­ного самоуправления необходимыми государственными полномо­чиями исходящие от них нормативные акты обоснованно могут быть включены в число источников административного права.

              Необходимые сведения об источниках административного права можно получить в официальных изданиях: «Российской га­зете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, издаются различного рода профильные, отраслевые либо предметные бюллетени, в которых публикуются нормативные акты административно-правового характера.

Заключение

 

              Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

              Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий
(гипотезы).

              Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

Информация о работе Виды административно-процессуальных норм