Виды избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе видов избирательной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.
Изучив большое количество учебной литературы, в данной работе я решил придерживаться научных, учебных трудов следующих авторов: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е, Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………...........…...…...3
Основная часть………………………………………………………………6
1Понятие и принципы избирательной системы и избирательного права……………………………………………………………....……………….6
2Виды избирательных систем………….…………………………….......12
Заключение ………………………………………………….........……….22
Глоссарий………………………………..……………………….........…...24
Список использованных источников……………………………………..27
Приложения………………………………………………………..……….29

Файлы: 1 файл

виды исполнительных систем.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Прямое избирательное право  означает, что избиратель непосредственно  подает свой голос за конкретного кандидата или списка кандидатов. Прямое избирательное право отличается от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей  или каких либо иных лиц. Многостепенное избирательное право, суть которого состоит в том, что выбирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие.

Еще один принцип избирательного права  – тайное голосование. Данный принцип  является обязательным атрибутом демократической системы выборов, абсолютной привилегией избирателей. Это означает, что исключается возможность какого- либо контроля над  волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Обязательность и периодичность  проведения выборов. Выборы органов  государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.  Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. Изменение сроков не допускается.

И еще один принцип- принцип добровольности. Это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем фактом, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается»6.

2 Виды избирательной системы

Наиболее  распространена  на  выборах система  большинства,  которая именуется мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).  Когда  же она применяется для выборов коллегиального органа власти,  например,  палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то  есть  в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет  несколько разновидностей,   обусловленных   различными   требованиями    к    величине необходимого для избрания большинства голосов.

Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая  система. «По этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины»7. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая  система  применяется,  например,  на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично  в  Германии  и частично, как известно,  в России.  Очень  часто  она  применяется  при местных выборах.                Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

Практически чем больше  кандидатов  баллотируются  на  одно место, тем меньше голосов требуется  для  избрания.  Если  кандидатов  более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты,  за  которых  подано  10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда  стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни  обязательность  участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия,  необходимая  для признания выборов  действительными. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Однако мажоритарная система относительного большинства крайне несправедлива по отношению к политическим партиям, особенно средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.

Мажоритарная система абсолютного  большинства - данная система отличается от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат считается победившим на выборах, если он получил абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа. При этом устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее,   у нее сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по  стране собрали большинство голосов,  получит  меньшинство  парламентских  мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за  такую  партию, окажутся  сосредоточенными  в  небольшом  числе  избирательных  округов,   а избиратели  «партии  меньшинства»,   напротив,   добьются   хотя   бы   даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.

У мажоритарной системы  абсолютного большинства есть свой специфический дефект - частая не результативность, причем она тем более вероятна, чем больше конкуренция кандидатов. Речь идет о случаях, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов требуемого большинства. Такая опасность увеличивается, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Существуют различные  способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка  кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур  выборов  или  повторные выборы.  Для избрания  во  втором  туре достаточно только  относительного  большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров.  Если  же  во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например,  в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией -  Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем  туре,  то система именуется системой трех туров.

Другой способ  -  так  называемое  альтернативное   голосование. Оно

предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном  округе  голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их  фамилий их  предпочтительность  для  него.  Против   фамилии   самого   желательного кандидата   он   ставит   цифру   1,   против    фамилии    следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый  не пройдет)  -  цифру  2  и  так  далее.   При   подсчете   голосов   бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более  половины первых предпочтений, считается избранным. Если  же  не  избран  ни  один  из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого  меньше  всего первых  предпочтений,  а  его  бюллетени  передаются  другим  кандидатам   в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и  после  ни  у одного из кандидатов нет  абсолютного  большинства  бюллетеней,  исключается кандидат с  наименьшим  числом  первых  и  вторых  предпочтений,  и  процесс продолжается до тех пор, пока  у  какого-либо  из  кандидатов  не  соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого  способа  в  том,  что можно обойтись  однократным  голосованием.  Применяется  он,  например,  при выборах  нижней  палаты   Парламента   в   Австралии.   Теоретики,   правда, сомневаются,  насколько  обоснованно  приравнивание  второго  и  тем   более третьего предпочтения к первому. 

Система  пропорционального  представительства политических партий  и  движений, сокращенно называется  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия  получала  в  парламенте или ином представительном органе число мандатов,  пропорциональное числу голосов, поданных  за  ее  кандидатов  на   выборах.   Требование   пропорционального представительства  подчас  поднимается  на  конституционный  уровень.

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и  минусы.  К числу последних относится, во-первых, то  что  голосование при пропорциональной  системе  проводится  по  многомандатным  избирательным округам, в которых,  соперничают списки кандидатов,  выдвинутые  политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен  выбирать  не  между персонами, как при мажоритарной системе (хотя  и  при  ней  практически  для избирателя зачастую больше значима партия,  нежели  личность  кандидата,  ею выдвинутого),  а  между  партиями  (движениями)  и  голосовать   за   список кандидатов, из которого избирателю известны  в  лучшем  случае  несколько  лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может,  таким  образом, наряду с громогласными ораторами провести в  парламент  неизвестных  широкой публике  людей,  которые,  будучи  профессионалами,  в  различных  сферах,  в состоянии  компетентно  участвовать  в  разработке  законов  и  контроле  над деятельностью  исполнительной  власти.  Впрочем,  следует  оговориться,  что может сложиться и  такая  ситуация,  когда  эти  неизвестные  люди  окажутся не компетентными личностями.

Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы  может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных  вокруг маловлиятельных, но амбициозных  лидеров,  которые,  не  будучи  способны  к конструктивному  сотрудничеству,  путем  обструкции  препятствуют   принятию необходимых  для  страны  или  соответствующего   регионального   сообщества решений

Чтобы  избежать  нежелательной  политической  дробности   парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в  ряде  стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей»8. Одной из первых, заградительный  пункт  в  виде  5-процентной  оговорки   установила Федеративная   Республика  Германия,  где  закон  допустил  к   распределению мандатов  в  Бундестаге  только  партийные списки, собравшие не менее  5 процентов действительных голосов. В дальнейшем заградительный пункт  стал  применяться  довольно  широко, включая  постсоциалистические  страны,  и  обычно  колеблется  от  3  до   5 процентов. «При выборах депутатов в Государственную Думу установлен 5-проценный барьер»9.

В странах со сложившейся  партийной системой  ущерб  от  заградительного пункта незначителен.  Напротив,  там,  где четкой  партийной системы еще нет, в  результате  действия  заградительного  пункта  пропадает значительная часть  голосов  избирателей.  Из этого следует, что  нужны крупные политические объединения.

Распределение  мандатов  при  пропорциональной  системе  происходит  по нескольким схемам.

Одна из них заключается  в определении избирательной  квоты  (раньше  она именовалась избирательным метром),  то  есть  того  числа  голосов,  которое необходимо для избрания  одного  депутата.  Затем  на  квоту  делится  число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов  партий,  и частное от этого деления дает  число  мандатов,  полагающихся  этой  партии.  Определяется квота разными способами.

Одна из избирательных  квот определяется «путем  деления  количества голосов  на   число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ»10. Она определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов. Например, предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 5 депутатов, баллотируются списки 3 партий. Соотношение поданных за них голосов следующее:

партия А- 85 голосов, партия В- 69 голосов, партия С- 136 голосов.

Всего подано 290 голосов. По квоте распределение мандатов будет следующее: сначала определим  квоту – 290:5=58. затем делим результаты партий на квоту и получаем: партия А- 85:58=1 мандат и 47 голосов в остатке, партия В- 69:58= 1 мандат и 18 голосов в  остатке, партия С- 136:58=2 мандата и 34 голосов в остатке. Мы распределили 4 мандата из 5. Оставшийся мандат можно распределит разными методами.

Информация о работе Виды избирательной системы