Внутренняя политика Тэтчер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:31, доклад

Описание работы

Отметим, что одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что она осуществила в стране перестройку, причем иногда употребляет это слово по-русски."1 Хотя конечная цель тэтчеровской перестройки, безусловно, в укреплении позиций правящих классов, ее практическое содержание -использование новых рычагов для рационализации и подъема британской экономики. Один из основных элементов тэтчеровской перестройки - приватизация обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая, газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие другие отрасли.

Файлы: 1 файл

Тэтчер.docx

— 25.42 Кб (Скачать файл)

Внутренняя политика Тэтчер

Отметим, что одна из основных заслуг Тэтчер внутри страны - перестройка. Тэтчер сама не без гордости заявляет, что  она осуществила в стране перестройку, причем иногда употребляет это слово  по-русски."Хотя конечная цель тэтчеровской перестройки, безусловно, в укреплении позиций правящих классов, ее практическое содержание -использование новых рычагов для рационализации и подъема британской экономики. Один из основных элементов тэтчеровской перестройки - приватизация обобществленного сектора. В ведение частного бизнеса переданы нефтедобывающая, газовая, авиационная, телекоммуникационная и многие другие отрасли. Практический смысл приватизации Тэтчер видит прежде всего в дерегламентации, в освобождении предприятий от "диктата государства", предоставлении им полной свободы действий на капиталистическом рынке, но вместе с тем и в перекладывании на них всей полноты ответственности за результаты своей деятельности.

Прежде всего, Тэтчер отказалась от старой модели государственного регулирования  экономики и попыталась внедрить свою, новую. Она осуществляла децентрализацию  управления экономикой, сокращала госаппарат. В годы ее правления центральные  министерства сведены до минимума. Делая ставку на инициативных и самостоятельных  граждан, Тэтчер заявила следующее: "Тот, кто готов работать больше других, должен получать самое большое  вознаграждение и сохранять его  после вычета налогов".2

Новая линия в экономической  политике стала ответом британских консерваторов на выдвинутые современным  этапом НТР проблемы, которые Тэтчер, надо признать, уловила быстрее своих  политических конкурентов.

Способность Тэтчер апеллировать не только к разуму, материальным интересам, но и к чувствам, настроениям англичан, создала ей репутацию "популистского" лидера. Однако популизм Тэтчер этим далеко не исчерпывается, и ей менее всего  подошла бы роль морализирующего  проповедника. Недаром в одном  из более интересных и глубоких исследований феномена тэтчеризма, ее популизм назван авторитарным. "Ее "патриотизм" реализуется через жесткое, неприязненное отношение к "цветной" эмиграции (чем, кстати, она снискала расположение шовинистически настроенной публики и смогла одновременно выбить почву из-под ног у такой откровенно реакционной расистской организации, как Национальный фронт). Хорошо известная ее приверженность к восстановлению смертной казни."2

Проведение своей жесткой политики требовало налаживания "по-своему" механизма принятия государственных  решений и политические комментаторы, и ученые-политологи единодушно отмечают заметное возрастание роли премьер-министра и его аппарата в этом процессе, причем некоторые из них даже утверждают, что на смену "кабинетному управлению" в стране установилось или вот-вот  установится "президентское правление."Хотя эта точка зрения подвергается достаточно обоснованной критике ,как не учитывающая всей совокупности механизмов государственного управления, ее сторонники правы в том, что Тэтчер удалось резко снизить роль кабинета министров в качестве органа, обсуждающего основные вопросы государственной важности.

Параллельно с изменениями в  высших эшелонах правительственной  власти после избрания на второй срок премьерства Тэтчер основательно изменила и следующую ступень государственного управления - административный аппарат. Вновь назначались, по свидетельству "Sunday Times", "...способные, решительные и наделенные бойцовскими качествами лица, проявившие энтузиазм и готовность сделать то, что отвечает устремлениям премьер-министра".1

За годы правления М. Тэтчер подход к ирландскому вопросу изменился  к лучшему. Хотя, надо отметить, "события  в Северной Ирландии 60-80-х годов  наглядно демонстрируют непрочность  либерально-прогрессивных идей о  том, что втягивание в мировую  систему хозяйства, модернизация экономики  и социального строя сами по себе ... не оправдали себя."В ольстерском вопросе отметим лишь, что "не королева, а премьер-министр встречала привозимые в Англию гробы. С платком в руке она часто лишь усилием воли сохраняет самообладание."Однако, когда дело касалось террористической ирландской организации ИРА, Тэтчер была сурова, на что имелись веские личные и государственные причины. Но и движение вперед пошло при ней более интенсивно: она направляла усилия на улучшение положения католиков в Северной Ирландии. Так, на строительство в Белфасте многоквартирных комплексов, заселенных в основном католиками, было затрачено 2 миллиарда долларов, что существенно улучшило жилищную проблему там.4

 Политический портрет  Тэтчер во внешних связях

"М Тэтчер, безусловно, стремится  к поиску самостоятельной роли  в формировании узловых аспектов  отношений Запад-Восток. Она претендует, и не без оснований, на роль  политического лидера Западной  Европы.

Популярность Тэтчер весной и летом 1982 года достигла своего апогея, что  во многом обусловило ее победу на выборах 1983 года. В результате конфликта  с Аргентиной Тэтчер получила блестящую  возможность добиться крупного успеха. После победы на Фолклендских островах Тэтчер стала героиней, считает К. Огстен. "Далеко от дома, сражаясь в исключительно неблагоприятных по первоначальной оценке условиях, Тэтчер и ее солдаты решительно отбили нашествие аргентинцев." Фолклендский конфликт продемонстрировал, что свой "решительный подход" Тэтчер не ограничивает сферой внутренней политики. Придя к власти, она взяла курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США и НАТО. Общая сумма военных расходов за 1979-86 гг. выросла на 30%, и пот доле этих расходов в совокупном национальном продукту она к концу 80-х стояла на первом месте среди всех западноевропейских участников НАТО.Курс на "жесткое противостояние" с Советским Союзом и другими странами- участниками Варшавского договора последовательно выдерживался и в области политических отношений с этими государствами. Но Тэтчер сознавала жизненную необходимость выхода из "холодной войны" - тупика, в который чуть было не завела человечество гонка вооружений и конфронтация. Она, по словам авторов книги "Феномен Тэтчер" неожиданно для многих "после трудных (антикоммунистических) призывов начала сбавлять тон. По свидетельству одного из тех немногих лиц, которым пришлось бы "нажать кнопку", она ощутила "жесткую реальность такой возможности."Но подобные опасения не сделали Тэтчер сторонницей запрещения ядерного оружия.

П. Дженкинс характеризует, в этой связи, внешнеполитическое кредо Тэтчер как кредо "британского национализма". Именно этим кредо объясняет он ее нескончаемые трения с партнерами по ЕС, и ее стремление, оставаясь лояльным союзником США, сохранять свободу действий и даже критиковать некоторые их шаги (как это, в частности имело место в момент вторжения США в Гренаду в 1983 г. или во время американских санкций на поставку оборудования для советских газопроводов в связи с вводом войск в Афганистан.1

Но приверженность к "западноевропейскому  союзу" и национализм сочетаются у Тэтчер с трезвой оценкой ситуации, с готовностью в случае необходимости вносить порой достаточно существенные поправки в намеченный курс. Так, Тэтчер проявила огромный интерес к визиту в Великобританию в 1984 году М.С. Горбачева. Главный вывод, который она сделала в ходе состоявшихся бесед и переговоров, - с такими людьми как, М. Горбачев, "...можно иметь дело".

Таким образом, во внешней политике М. Тэтчер искала контактов и возможного взаимодействия в мире. Это открывало  перед Англией возможности повышения  своего авторитета, влияния в мировых  делах - при решении вопросов разоружения, региональных конфликтов, гуманитарных проблем. О том, что она намерена активно использовать эти возможности, свидетельствовал явный интерес  к взаимодействию с СССР по таким  проблемам, как ирано-иракский конфликт, намибийское ближневосточное урегулирование, положение в Ливане и др.

Исходя из вышесказанного, отметим, что по своему "политическому  долголетию" М. Тэтчер пережила остальных  лидеров западного мира. Это обстоятельство дало основание аппарату премьер-министра говорить о ней как о "самом  опытном" руководителе стран запада. Но на мой взгляд, более бесспорным является то, что при ней, особенно после фолклендских событий, отмечаются повышение личной роли премьер-министра, и не только в процессе принятия внешнеполитических решений, но и в ходе их реализации, а также и во внутренней политике.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности женского стиля лидерства: реконструкция  политического портрета М.Тетчер

 
Прежде, чем говорить об особенностях женского стиля политического лидерства, следует определить, из какого представления  о политическом лидерстве мы будем  исходить в своих рассуждениях.  
Лидерство - это "...сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых...", предполагающий"...генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей, управление ими" [1]. В руководстве лидеров нуждаются все виды совместной деятельности  
людей, группы, организации, движения. Данное сообщество признает за лидером право руководить, он определяет программу действий группы. Политический лидер является выразителем потребностей общества или его отдельных групп, наиболее четко их формулирует. Как правило, его деятельность связана с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью, поэтому характерной чертой политического лидера является реальная возможность влиять на  
политические процессы, наличие инструментов для этого. При этом не следует путать понятие политического лидерства и формального руководства, т. к. любой человек, наделенный властными полномочиями, "...может быть компетентным политическим советником или чиновником,  
но без того, чтобы брать на себя всю ответственность за исход переговоров, к примеру. Только тот, кто способен взять на себя подобную ответственность, и может выступать в роли лидера" [2]. Это  
объясняется также наличием элемента личностного влияния, психологического воздействия на умы, волю, политическую активность граждан. Отсюда становится понятной и важность обратной зависимости - не общества от решений политического лидера, а лидера от тех, чьи  
интересы он выражает, от тех, кто в него верит. Оба эти тезиса подтверждаются отчасти и тем, что наиболее яркие лидеры в политике выдвигаются часто именно в кризисные периоды. Таким образом,  
политическим лидером является личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию.

Характер политического лидерства  вообще и женского в частности  
формируется под влиянием многих факторов, сочетание которых дает нам конкретные стили политического лидерства. Среди других, таких, например, как экономический, административно - территориальный фактор, нам бы хотелось особенно выделить как наиболее важные, по  
нашему мнению, для формирования характера женского политического лидерства исторический фактор, конкретную ситуацию, в которой приходится действовать лидеру, и влияние личных качеств.  
Относительно первого фактора для нас особенно важным является история взаимоотношений общества и государства, уровень развития политической культуры, активности масс, политические и семейные традиции. Великобритания в этом смысле является классическим примером политической культуры, с которым принято сравнивать другие страны демократической ориентации.

Говоря об историческом факторе также хотелось бы особенно подчеркнуть значение семейных традиций и вообще влияние семьи в формировании характера политического лидера. Именно в семье человек приобщается(или не приобщается) к политике, в ней формируются исходные ориентации , в том числе положение женщины в семье определяет отношение ее членов к участию женщин в политике.  
В отношении Маргарет Тетчер здесь можно отметить, что большинство ее биографов отмечают особую роль отца девочки, общественная деятельность которого несомненно повлияла на дальнейший выбор ее профессии(несмотря на то, что изначально она получила другое образование и была активна не только в сфере политики) и политическую ориентацию на консерватизм. В семье Маргарет были  
привиты такие качества , как трудолюбие, упорство и большая степень самоотречения в работе, которые потом выделялись как основные характеристики, сказавшиеся в ходе ее деятельности.  
На общемировой процесс вовлечения женщин в политику повлияло феминистское движение "ставившее задачу добиться предоставления женщинам избирательных прав" [3]. В результате основным основным  
мотивом женского лидерства оказывается стремление пробиться в политику. Это не удивительно, т.к. политика долгое время оставалась уделом мужчин; вообще устройство, организация пространства - мужской функцией. Ведь в мужском мире основной ценностью являлась власть, поэтому стремление пробиться к ней было одним из основных в движении за равноправие мужчин и женщин. Прорыв женщин в политику был следствием не только движения за равноправие, но он обусловлен и  
"...глубинными структурными изменениями в социуме, и прежде всего - значительным увеличением доли женского труда в общественном производстве" [4]. В трудовую деятельность женщины вовлечены были  
удачно, но это повлекло за собой появление новых проблем: неодинаковая с мужчинами оплата за равноценный труд, проблема "двойной занятости", а, следовательно попыток высвободиться из одной  
из сфер задействованности женщины(либо семья, либо карьера).В области политики это выразилось в большей активности женщин в низовых партийных организациях.

 
Как влияет конкретная ситуация на вступление женщины во власть? 

Особенность миссии в выразилась в том, что Тетчер смогла почувствовать необходимость изменения модели предшествовавшего развития Великобритании. В соединении с ее интуицией, умением  
ориентироваться в ситуации эти практические навыки дали нам феномен тэтчеризма.  
Общеизвестна важность психологического фактора в формировании стиля политического лидерства, влияние которого вообще во многом основано именно на этом аспекте. Если говорить о личностных характеристиках М.Тетчер, то, как известно, за ней закрепился титул "железной леди".  
Самой ей больше нравилось называть себя "политиком убеждения", что основывалось на том, что в своей политике он, конечно, руководствовалась обстоятельствами, но при этом последовательно  
придерживалась "генерального" неолиберального подхода. Вообще ей присуща целеустремленность, жесткость. Опросы общественного мнения показывали, что ее уважали как политика, но не любили; британцев раздражали некоторые ее поступки только из-за того, что она была женщиной, мужчине они легче бы простили это. В пример можно привести разрешение силовыми методами Фолклендского кризиса, или ее стиль ведения заседаний кабинета министров, где она обычно брала инициативу на себя. Если ей надо было добиться проведения какого-либо решения без особых осложнений, он просто излагала в самом начале свои позиции, чем обеспечивала нужный результат. Много говорили об авторитарном стиле ее управления партией(хотя и до того премьер у консерваторов играл авторитарную роль) и страной. Это может подтвердить пример ее отношений с кабинетом министров, где он держала только тех, кто был ей нужен в данный момент и часто смещала министров даже без объяснения причин, результатом чего явилось самое большое количество перестановок в кабинете, ею возглавляемом. В своих речах и интервью о на опять же занимала наступательную позицию. При этом ей нельзя отказать в таких обычно женщинам приписываемых характеристиках, как гибкость, интуиция; часто говорят, она инстинктивно чувствовала развитие ситуации. То, что она женщина, автоматически срабатывало на нее, чем она умела пользоваться. Несмотря на то, что Тетчер предпочитала, чтобы в ней видели не женщину , а политика, выгодным было хотя бы то обстоятельство, что министры - мужчины, а премьер - женщина. Каждый британец считается джентельменом, которому сложно спорить с женщиной, тем более публично.  
М.Тетчер как политического лидера наделяют характеристиками мужественности, жесткости, целенаправленности и т.д. В то время, как для женского стиля свойственны мягкость, уступчивость, умение идти на компромиссы, поиск наиболее для всех приемлемой линии поведения в  
политике. Причиной данного противоречия является, по всей видимости то, что Тетчер часто приходилось быть первой: первая женщина - председатель консервативной ассоциации студентов в Оксфорде, первая женщина - министр теневого кабинета консервативной партии, лидер  
оппозиции ее Величества, премьер-министр. И хотя сейчас женщина в политике уже не редкость, как и женщина - лидер, премьер-министр, все же это еще не обыденное явление. Женщины в массе своей  
значительно более активны в низовых партийных организациях; если же женщина пробивается к вершинам политики, обычно она вынуждена проявлять вдвое большую активность, решительность и  
целеустремленность, чем мужчина, чтобы доказать свою состоятельность в этой сфере. Оказавшись на таком уровне власти , она не только начинает действовать в соответствии с мужским стандартом поведения, а характеристики жесткости, где-то даже жестокости становятся для нее более приемлемыми, ей свойственными, хотя последнее время наблюдается определенная тенденция к смягчению женского стиля политического лидерства в связи с тем, что женщине стало легче  
вступить в политику.

Информация о работе Внутренняя политика Тэтчер