Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:41, контрольная работа
Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Каков же портрет и полномочия тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?
Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов.
Введение ………………………………………………………………3
Возникновение, зарождение службы судебных приставов ….4
Положение о Федеральной Службе Судебных Приставов ….9
Основные функции и задачи Федеральной Службе
Судебных Приставов ………………………………..………...10
Список использованных источников ……………….….…….12
Содержание
Введение ………………………………………………………………3
Судебных Приставов ………………………………..………...10
Список использованных источников ……………….….…….12
Введение
Исполнение судебных решений
- это показатель уважения к государству.
Ведь правосудие считается свершенным,
когда выполнено решение суда. ФССП России
является единственным уполномоченным
органом государственной исполнительной
власти, осуществляющим принудительное
исполнение судебного решения. Служба
обеспечивает правильное и своевременное
исполнение судебных актов, актов других
органов и должностных лиц, а также в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, - исполнение иных документов
в целях защиты нарушенных прав, свобод
и законных интересов граждан и организаций.
Но история долговых отношений
насчитывает не одно тысячелетие. На разных
этапах развития государства применялись
различные методы взимания долгов и всегда
были люди, которые в частном порядке или
на законных основаниях боролись с должниками.
Каков же портрет и полномочия тех, кто
являлся предшественниками или прототипами
современных судебных приставов?
Потребность в решительных
действиях с целью взимания долга и предотвращения
недобросовестного поведения заемщиков
возникла в глубокой древности. В частности,
всегда актуален был вопрос регулирования
долговых обязательств по налогам и сборам.
Но как таковой институт принудительного
исполнения в России складывался постепенно,
его совершенствование шло параллельно
с развитием правовой системы и зависело
от многих экономических, политических
и социальных процессов.
Возникновение, зарождение службы судебных приставов
В Древней Руси дань
являлась формой налогов, а сборщиком
дани выступал сам князь. С ноября по апрель
выезжал он с дружиной на полюдье – собирать
дань и вершить суд в подвластных ему племенах.
К поселенцам, которые отказывались или
не имели возможности платить, применялись
силовые методы, - волю князя приводили
в исполнение верные дружинники. Поскольку
не был установлен четкий размер повинности,
княжеская дружина нередко встречала
ожесточенное сопротивление.
После гибели князя Игоря в походе на
древлян, его вдова княгиня Ольга провела
налоговую реформу, - она установила «уроки»
(фиксированный размер повинности) и создала
новую форму получения дани – «повоз»
(дань свозилась на специально устроенные
«погосты» и становища).
Во времена правления Ярослава Мудрого
(1019 — 1054) общественные отношения, в т.ч.
имущественные, регулировались сводом
законов Русская Правда. Уже в ХI веке в
Русской Правде был прописан определенный
порядок взыскания долгов с несостоятельного
должника. Там же упоминались посадниковые
или княжеские дружинники - отроки, мечники
и детские, которые выступали в роли «исполнителей»,
защитников интересов истца, - они собирали
судебную пошлину и содействовали в получении
назад заемного имущества.
В период с конца XI в.по XV в. были приняты
нормативные правовые акты, закрепившие
введение специальных должностных лиц,
призванных обеспечивать исполнение судебных
решений и содействовать судебному процессу.
Изначально под словом «пристав» не подразумевали
какую-либо определенную должность, скорее,
так называли исполнителя различных судебных
обязанностей.
В договорных и судных грамотах Пскова
и Новгорода, датированных XIII- XV вв. упоминаются
приставы, которые призывались на должность
князем или городским вече и обладали
различными полномочиями в области судебной
и следственной деятельности: вызывали
ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли
досудебное исследование обстоятельств
дела, собирали доказательства в пользу
истца; разыскивали и принудительно приводили
в суд ответчика; обеспечивали установленный
порядок ведения дел в суде, следили за
своевременной уплатой судебных пошлин
и пр.).
В документах Московского государства
упоминание о судебных приставах встречается
в Судебниках 1497, 1550 гг. Судебники закрепляют
разнообразие функций и форм деятельности
приставов. Так, для розыска беглых холопов
приставы могли устраивать обыски, а для
получения информации о «лихих» людях
- применять расспрос и пытку.
Кроме этого, Судебники вводят новый институт
– «отдача за пристава»: теперь обвиняемые
во время следствия и суда находятся под
надзором и на ответственности того пристава,
за которым они числятся. Если пристав
упускает своего «подопечного», он обязан
стеречь ответчика у двора «и день, и два,
и три».
В XVI–XVII вв. формируется единая общерусская
судебная система, проходит глобальная
систематизация нормативно-правовых документов.
Именно в этот период правовой статус
судебных приставов получает конкретизацию,
и функции приставов закрепляются законодательно.
В допетровской Руси,
с начала XV по XVII вв, судебный пристав
назывался недельщиком, т.к.
В обязанности недельщиков входило оповещение
сторон о вызове в суд, а также содействие
в розыске обвиняемого и доставление его
в суд. При этом сам недельщик осуществлял
возложенные на него функции только в
пределах города, если же возникала необходимость
вызова в суд ответчика из уезда, недельщик
посылал с приставными грамотами так называемых
ездоков. При недельщике могло числиться
до семи ездоков, с каждым из которых он
заключал договор взаимной ответственности.
В случае ущерба, нанесенного делу ездоком,
все убытки возмещал недельщик. Если же
сам недельщик нарушал свои обязательства,
пени и взысканию пошлин подвергались
те лица, которые при вступлении недельщика
в должность поручились за него. Таким
образом, уже в XV-XVI вв начал формироваться
институт ответственности приставов за
противоправные действия.
Более широкие полномочия приставы получили
благодаря Соборному Уложению царя Алексея
Михайловича от 1649 года. В частности, в
случае сопротивления должника, приставу
предоставлялось право взять себе в помощь
у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников»,
- столько, сколько необходимо для ареста
ответчика. Но вместе с расширением полномочий,
повысилась и ответственность: за ненадлежащее
исполнение обязанностей пристав подвергался
дисциплинарной (увольнение со службы),
уголовной (битье батогами) и материальной
(возмещение убытков) ответственности.
В это время, согласно Соборному Уложению,
за недоимки крестьяне и мелкий посадский
люд отвечали «правежом» - их привязывали
к позорному столбу и секли до тех пор,
пока не «выколачивали» из них долг.
В петровскую эпоху правеж был заменен
принудительными работами, также была
отменена мера пресечения «отдача за пристава».
Постепенно исполнительное производство
как вспомогательный институт при судах
сдает свои позиции, и в XVIII веке должность
судебного пристава упраздняется.
После упразднения института судебных
приставов судебно-вспомогательные функции
перешли в ведение полиции.
Однако такое переложение обязанностей
не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам
за исправную службу по обеспечению явки
в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение,
которое взыскивалось с самих вызываемых,
то у полицейских приставов не было в этом
смысле никакой материальной заинтересованности.
По этой причине установленный порядок
ведения судебных дел постоянно нарушался,
судебные разбирательства из-за несвоевременного
вызова в суд участников процесса затягивались
не на одно десятилетие, а исполнение решений
суда откладывалось на годы.
В это же время (XVIII – XIX вв.) в Российской
империи стали повсеместно появляться
«долговые ямы»; действовала круговая
порука; за неуплату подушной подати продавали
имущество должника, применяли телесные
наказания, ссылали на принудительные
работы... Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных
случаях они стали списываться: царское
правительство «складывало» долг, приурочивая
это к каким-либо видным политическим
событиям.
В таких условиях очевидной стала необходимость
кардинального реформирования судебной
системы и восстановления института судебных
приставов.
В ходе судебной реформы 1864 г. институт
судебных приставов был восстановлен
в качестве неотъемлемого структурного
подразделения суда. Правовой статус и
компетенции судебного пристава были
законодательно регламентированы. Теперь
судебные приставы состояли при мировых
судьях, окружных судах и мировых съездах,
и деятельность приставов была строго
подконтрольна соответствующим судебным
ведомствам.
В отношении кандидатов на должность
судебного пристава действовал определенный
перечень требований и цензов. Иностранцы,
лица, не достигшие двадцати одного года,
лица, подвергшиеся судебным приговорам
или состоящие под следствием, не могли
занять эту должность. Также большое внимание
уделялось морально-нравственными качествам
кандидата: согласно Уставу, для того чтобы
обеспечить интересы сторон в исполнительном
производстве, судебный пристав должен
быть добросовестным и обладать «благонадежной
нравственностью».
Утверждение пристава в должности происходило
только по истечении года успешной службы.
Если при исполнении судебных постановлений
судебному приставу оказывалось сопротивление,
виновные лица несли суровое наказание
(лишение всех прав состояния, ссылка на
каторжные работы или в Сибирь на поселение,
отдача в арестантские роты и др.).
Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская
и уголовная ответственность судебного
пристава в случае ненадлежащего исполнения
им своих служебных обязанностей.
Так институт судебных приставов становится
ядром «исполнительного» судебного механизма,
а законодательство о правовом статусе
судебных приставов Российской империи
признается образцовым документом в европейской
законотворческой практике второй половины
XIX века.
В период 1917–1991 гг. дореволюционная
система исполнения судебных решений
рушится. Декретом Совета Народных Комиссаров
№ 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией
прежней судебной системы, упраздняется
также институт судебных приставов.
Для реализации исполнений судебных решений
учреждается институт исполнительных
приставов. А функции по поддержанию порядка
в зале суда и принудительной доставки
в суд участников возлагаются на сотрудников
советской милиции.
Судебные исполнители состояли в штатах
судов и в своей деятельности подчинялись
непосредственно суду. Этот факт, безусловно,
свидетельствует о некоторой преемственности
между дореволюционной службой приставов
и советской.
Возрождение службы судебных приставов
началось с 1997 года, когда были приняты
федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г.
«О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от
21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».
Эти законы кардинальным образом изменили
систему исполнительного производства
в России и явились законодательной основой
для организации самостоятельного института
судебных приставов.
Сегодня работа по усовершенствованию
механизмов исполнительного производства
продолжается, и если дальнейшая его реформа
будет проходить при активном участии
профессионального юридического сообщества,
мы получим максимальный процент исполнения
судебных решений.
Не будем забывать нашу историю. Ведь
оценка исторических фактов позволяет
по-новому взглянуть на современные процессы
развития правовой системы в России. А
опыт прошлых веков дает ясное осознание
того, что с помощью меча и батогов, конечно,
можно заставить ответчика вернуть долг,
но основное и наиболее эффективное оружие
в этой работе – закон.
Положение о Федеральной Службе Судебных Приставов
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
(в ред. Указа Президента РФ от 21.04.2008 N 539)
ФССП России подведомственна Минюсту России.
2. Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного
2) организация и осуществление
принудительного исполнения
(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)
3) управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы).
3. ФССП России в своей
4. ФССП России осуществляет свою
деятельность непосредственно
5. ФССП России осуществляет свою
деятельность во
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России.
Список использованных источников
Информация о работе Возникновение, зарождение службы судебных приставов