Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:03, реферат
Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). Конституция Японии связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клана Токугава и возвращением власти императорам клана Ямато.
Япония 19 века на пути к конституционной монархии.
Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). Конституция Японии связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клана Токугава и возвращением власти императорам клана Ямато.
Важным периодом в подготовке конституционной реформы стал 1872 г. В этом году вышла первая газета, которая начала агитацию за разработку конституции, тогда же император издает манифест о желательности достижения всеобщей грамотности. Наконец, и это самое примечательное, правительство подготовило и направило в Европу и США (всего в 15 государств) посольства с целью изучить помимо военного и школьного дела государственное устройство посещаемых стран. 17 февраля такая делегация любознательных побывала у президента США, и это было первым появлением Японии на мировой арене. В 1881 г. император пообещал, что в 23-й год Мэйдзи (1890 г.) в стране будет введено парламентское правление. В 1884 г. выбор образца для конституции пал на Прусскую конституционную хартию 1850 г. (почти 2/3 ее статей (из 76) перекликались с текстом Прусской конституции). Составителем Конституции был маркиз Ито, но официально она была "дарована" императором 11 февраля 1889 г. и вступила в силу с 1 апреля 1890 г. Составитель японской конституции маркиз Ито сознательно взял в качестве главного образца конституцию Пруссии 1850 года. Однако конституция Японии изменила форму компромисса властей в пользу монарха.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что сама прусская конституция имела своим источником конституции французскую 1791 г. и бельгийскую 1830 г. в той части, которая перечисляла "свободы" граждан, и французскую хартию 1814 г., "поскольку в организации власти утверждалось верховенство монарха и цензовое представительство". Особенность японской конституции, точнее Конституции Велико-Японской Империи, состоит в том, что японцы имеют статус "подданных", а не граждан, что министры здесь — советники императора и только перед ним ответственны.
Император по Конституции "стоит во главе империи" и обладает внутри страны всей полнотой власти. Император является средоточием всех властей — законодательной, исполнительной и судебной. Законодательную власть, однако, он осуществляет совместно с парламентом,так называемый дуализм власти.(Парламент носил название диэта, что было связано с получением депутатами жалованья (от лат. диес — день, название депутатского жалованья), две палаты которого (назначаемая императором палата пэров (лишь частично избираемая, представляла в основном богатую аристократию, которая включала и членов императорской фамилии) и палата депутатов(избиралась путем прямых выборов с тайным голосованием по округам и на основе имущественного ценза. В силу названного ценза в ее выборах участвовал только один процент населения страны, и она на 48% состояла из помещиков)) получают право исключительного утверждения бюджета и принятия других финансовых обязательств. К выборам не допускались военные, чиновники, студенты. Законодательная власть осуществляется совместно парламентом и монархом: с одной стороны, палаты имеют право законодательной инициативы и обсуждения законов, которые могут быть приняты лишь в случае их одобрения, с другой стороны, ни один закон не вступает в действие без окончательного утверждения его монархом, подпись которого скрепляется одним из министров. Судебная власть также осуществляется независимыми и несменяемыми судьями от имени императора. Таким образом, принципы дуалистической монархии сформулированы достаточно четко. Однако их проведение на практике сопровождалось теми же основными оговорками, что и в европейских конституциях данного типа, дававших монарху реальный приоритет над парламентом.
Только императору принадлежит право инициативы по изменению Конституции и только его санкция делает закон действующим. В случае отказа подписать законопроект последний может быть предложен парламентом не ранее чем через год. Особа императора священна и неприкосновенна, а династия "непрерывная на все времена" и восходящая к самому Богу. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти с правом приостановления действия "прав" граждан (ст. 31) и правом замены наказания по суду. На практике император, однако, связан мнением своих собственных чиновников — кабинета, независимостью судов и позицией Тайного совета (последний имел полномочия толкования Конституции). Имелся еще один совещательный орган при императоре — совет старейшин (генро).
В Японии монарх являлся не просто главой государства, но и гарантом основных законов — конституции, изменения в которой могли быть осуществлены только по его инициативе. В то же время он фактически обладал возможностью проведения независимой законодательной политики. Этот порядок, имевший принципиальное значение для всей традиции монархического конституционализма, был сформулирован в японской конституции особенно четко. «Император,— подчеркивается здесь,— может в случае неотложной необходимости, для поддержания общественной безопасности или устранения общественного бедствия, в то время, когда парламент не в сборе, издавать императорские указы с силой закона», которые впоследствии должны быть утверждены парламентом. Исходя из этого, режим чрезвычайного положения дает возможность монарху отступить от обычной процедуры прохождения законов. Другой стороной той же проблемы являлась неопределенность в разграничении законов и указов. В японском (как и в русском) праве разграничение оказалось крайне неопределенным, что иллюстрируется характерным термином — «указы с силой законов». Император, по японской конституции, имеет право издавать указы, необходимые для исполнения законов, «поддержания общественного покоя и порядка», которые, однако, «не должны вносить изменений в действующий закон».
В соответствии со ст. 6 К. монарх утверждал законы, вводил их в действие, издавал чрезвычайные декреты, имевшие силу закона, созывал и распускал парламент, решал вопросы войны и мира, заключал межгосударственные соглашения, объявлял военное и чрезвычайное положение, жаловал титулы и ордена, осуществлял верховное командование армией и флотом, наделен правом вводить осадные положения(исключительное положение, в котором объявляется какая-либо местность, в видах охранения общественного порядка. Оно заключается в том, что административная (отчасти и судебная) власть переходит к военному начальству, облеченному чрезвычайными полномочиями).
Конституция стала определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением буржуазно-демократических прав и свобод она способствовала становлению фактически новой переходной формы японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие десятилетия не только консервировались феодальные пережитки, но и происходило стремительное развитие японского капитализма.
Информация о работе Япония 19 века на пути к конституционной монархии