Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 14:32, курсовая работа
Проблема обеспечения должного уровня законности и правопорядка, как свидетельствует практика, носит комплексный характер. Это предполагает необходимость согласования усилий различных институтов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и граждан. Целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических основ обеспечения должного уровня законности и правопорядка в РФ.
Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Общая характеристика законности………………………………………5
1.1. Понятие и основные принципы законности………………………………….5
1.2. Гарантии законности………………………………………………………….11
Глава 2. Сущность и значение правопорядка; его взаимосвязь с законностью.21
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность………21
2.2. Социальное значение законности и правопорядка…………………………27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………………….….32
Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола - подразделение департамента криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России. Оно имеет статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола - Генеральным секретариатом Интерпола.
Министр внутренних дел РФ в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений НЦБ Интерпола осуществляются Министром внутренних дел РФ.
Порядок формирования и деятельности территориальных подразделений НЦБ Интерпола определяются Министром внутренних дел РФ. Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
- обеспечение эффективного
международного обмена
- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
- наблюдение за исполнением
международных договоров по
1.2. Гарантии законности
В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределила путь становления российской демократии8.
Слабо просматриваемые
зачатки демократического устройства,
вначале ассоциируемые в
По нашему мнению, важным направлением демократизации общества, необходимым условием его нормального развития является формирование правового государства.
За последнее время в юридической литературе появилось большое количество теоретических работ, связанных с теми или иными аспектами формирования правового государства10. На государственном уровне сделаны существенные шаги в решении этой проблемы. Но тезис о построении правового государства, демократического гражданского общества так и останется прекрасной мечтой, если не будет создана надежная система эффективных гарантий и юридических механизмов, призванных обеспечить фактическое воплощение данной идеи в реальность.
Проблема юридических гарантий законности одна из фундаментальных в концепции правового государства. Но она является лишь ее частью, поэтому рассмотрение данной проблемы изолированно от общей концепции правового государства нам представляется несостоятельным теоретически. Негативный опыт советского государственно-правового строительства наглядно продемонстрировал, что юридических гарантий законности просто не может быть в рамках системы, которая построена не на правовых началах и не исходит из приоритета права над государством.
Надежные юридические гарантии законности могут существовать лишь там, где государство построено на правовых принципах, одним из которых является верховенство закона и его господство в общественной жизни.
Несомненно, верховенство закона является одним из существенных признаков правового государства. Но каким должен быть закон, которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, справедливыми и несправедливыми, закрепляющими или ограничивающими неотчуждаемые естественные права и свободы граждан.
Верховенство закона - это важная, но все же формальная сторона правового государства. Содержательное отличие правового государства - качество, сущность самого закона. Чтобы закон был правовым, необходимо, чтобы он соответствовал общечеловеческим гуманистическим принципам права, что возможно лишь в условиях правовой демократической организации нормотворческой, исполнительной и судебной властей. «Во всех нормативных актах должен последовательно проводиться правовой принцип всеобщего формального равенства. Право - это всеобщий масштаб, равная для всех мера (норма) свободы, и законодательное выражение права должно соответствовать всеобщему принципу и масштабу права и представлять собой систему норм свободы, защищенную и гарантированную государством»11. Верховенство именно такого закона в общественной и политической жизни является необходимым условием формирования правового государства, демократического гражданского общества.
Говоря о верховенстве правового закона в общественной жизни, необходимо изменить взгляд на право как только на орудие принуждения, средство политики. Праву, несомненно, присущ элемент принуждения, общеобязательности. Но в своей начальной природе право призвано быть стабилизирующим фактором, демократическим институтом, способным ввести в цивилизованные формы разногласия и конфликты, вызванные существующими социальными, политическими, национальными противоречиями. Назначение права - внести в общественную жизнь начала согласия и гражданского мира.
Для воплощения принципа верховенства правового закона в реальность нам представляется необходимым: во-первых, демократизировать практику принятия законов. Законы обсуждаются и принимаются исключительно высшими, избираемыми народом законодательными органами государства. Законодательные инициативы должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу.
Во-вторых: установить надежные правовые запреты на пути делегирования законотворчества.
В-третьих: поддерживать сильную политическую власть - основу основ любого государства, которая и обеспечит исполнение законов.
В-четвертых: обеспечивать
строгий парламентско-
В-пятых: проводить дальнейшую работу по формированию эффективной независимой судебной системы.
Принципы правового
государства находятся в
Правовой статус гражданина, как известно, включает в себя не только права, но и обязанности. В современных условиях их взаимосвязь усиливается. Формирование демократического гражданского общества невозможно без повышения социальной и политической активности личности, но такая активность не должна вести к проявлению экстремизма и национализма, анархии, дезориентации общественной жизни. Реализация гражданами прав и свобод не должна наносить ущерб интересам общества и государства, правам других наций и народностей.
Важнейшим моментом взаимоотношения между государством и личностью является создание системы взаимной ответственности граждан и государства. Именно в этой области наглядно проявилась несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности государства и граждан. До недавнего времени намного эффективнее обеспечивалась ответственность граждан перед государством. Обязанности и ответственность же государства перед гражданами, в частности по укреплению гарантий их политических и личных прав и свобод, чаще декларировались, чем подкреплялись соответствующими правовыми механизмами. Преодоление такой односторонности в развитии прав и свобод личности является одним из основных условий формирования правового государства.
Правовому государству необходим четко действующий механизм юридической ответственности всех должностных лиц и прежде всего высшего руководства за невыполнение обязанностей перед обществом. Целесообразно принять нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность всех государственных органов, включая парламент, правительство и президента, за невыполнение взятых на себя обязательств.
В целом демократизация отношений между личностью и государством должна осуществляться на основе правовых законов, как это и предполагается в правовом государстве. «В гражданском демократическом обществе особыми являются экономические отношения людей, изменятся социальная структура и политическая система, изменятся роль и место личности в обществе: это полноправный член человеческого коллектива, хозяин своей судьбы, а не «винтик» государственной машины»12.
Формирование правового государства во многом связано с уровнем правовой культуры членов общества. Высокий уровень правовой культуры - необходимое условие реального верховенства правового закона, фактор, способствующий высокой социальной и политической активности и ответственности граждан.
Одной из главных проблем и в то же время характерной чертой современного российского общества является правовой нигилизм13. В целях его преодоления и исключения возможности нарушения закона из числа наших национальных привычек необходимо переориентировать массовое сознание, воспитать отношение к праву как к социальной ценности, без которой не смогут утвердиться присущие гражданскому обществу справедливость, равенство, свобода и другие демократические идеалы и принципы.
Создание правового государства возможно лишь на основе высокого уровня правовой и политической культуры граждан и должностных лиц. Этому будет способствовать утверждение в обществе атмосферы гласности и плюрализма мнений, демократических режимов правового регулирования общественных отношений, глубокого уважения и бережного отношения к демократическим правовым ценностям общества - законам государства, достоинству и чести, правам и свободам личности.
Важнейшей юридической гарантией режима законности, одним из необходимых условий построения правового государства является законодательное закрепление принципа разделения властей, при котором исполнительная власть не может узурпировать права законодательной власти, а судебная власть, будучи независимой от правительства, способна суверенно разрешать все возникающие в обществе конфликты.
Каждая из этих властей в соответствии с ее назначением занимает свое место в общей системе государства и функционирует в соответствующей ей форме и пределах, законными средствами и способами. Принцип разделения властей включает правовой механизм взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий с обеспечением ее суверенности от других властей в тех же пределах. Разделение властей служит показателем степени развитости права и государства, закрепление данного принципа в Конституции есть эффективная юридическая гарантия режима законности в правовом государстве.
Исходя из принципа разделения властей
в концепции правового
Совершенная и научно обоснованная система нормативно-правовых актов является необходимым условием существования стабильного режима законности, его нормативно-правовой основы. Данный режим включает в себя систему нормативно-правовых актов, а также реализацию этих актов всеми участниками правовой деятельности в соответствии с целями правового регулирования, с учетом интересов личности и государства. Улучшение нормативной основы законности предполагает кардинальное повышение качества и регулятивных возможностей как всей системы, так и отдельных актов и норм. Соответственно, высокое качество нормативных актов, формирующих режим законности, создает необходимые условия для их реализации, обеспечивает эффективность действия этих норм.
До недавнего времени в
В условиях формирующегося правового государства, когда взаимоотношения между участниками правотворческого процесса усложняются и достигают нового качественного уровня, отсутствие правовой регламентации всего комплекса вопросов, связанных с процессом правотворчества, отрицательно сказывается на качестве и эффективности нормативно-правовых актов. Необходимо установить надежные гарантии законотворческого процесса органов власти, соответствующие правовому государству.
Обеспечение верховенства закона в
системе нормативных актов