Актуальные проблемы квалификации халатности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, идентификация данной проблемы и поиск её решения.
Задачами данной курсовой работы являются:
1. Проведение уголовно-правового анализа халатности, в том числе изучение объективных и субъективных признаков халатности.
3. Выявление актуальных проблем квалификации халатности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Уголовно-правовой анализ халатности…………………………….
Понятие халатности. Объект преступления……………………………
Объективная сторона преступления…………………………………….
Субъект преступления…………………………………………………
Субъективная сторона преступления………………………………….
Глава 2. Актуальные проблемы квалификации халатности………………
2.1. Квалификационные признаки преступления……………………………
2.2. Причины халатности и её профилактика…………………………………
2.3. Врачебная халатность…………………………………………………
Заключение……………………………….……………………….….………….
Библиография…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_по_уголовному_праву.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Уголовно-правовой анализ халатности…………………………….

    1. Понятие халатности. Объект преступления……………………………
    2. Объективная сторона преступления…………………………………….
    3. Субъект преступления………………………………………………
    4. Субъективная сторона преступления………………………………….

Глава 2. Актуальные проблемы квалификации халатности………………

2.1. Квалификационные признаки преступления……………………………

2.2. Причины халатности и её профилактика…………………………………

2.3. Врачебная халатность…………………………………………………

Заключение……………………………….……………………….….………….

Библиография………………………………………………………….………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С развитием социально-экономических отношений в России, все большее значение стал приобретать институт государственной службы, представляющий интересы государства в различных сферах социальной жизни страны. Однако общественные отношения, возникающие в процессе функционирования этого института, не всегда были защищены законом. В результате чего, отдельные области государственной службы оказались подвержены коррупционной и должностной преступности.

В целях противодействия коррупционным преступлениям Федеральным законом от 8 апреля 2008 года № 43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" глава 30 УК была дополнена статьей 292 1 УК РФ "Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации", которая содержит два различных преступления.

Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. В европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной Россией 27 января 1999 г., обращается внимание на то, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Огромная опасность коррупции для функционирования демократических институтов общества отмечается в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире. Абсолютное число должностных преступлений, являющихся одним из самых типичных проявлений коррупции, неуклонно растет. Если в 2001 г. их было выявлено 23208, то в 2004 г. было зарегистрировано 30603, а в 2005 г. - 32180.

Действующий УК относит рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Следует отметить, что название раздела X УК не в полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной власти, но и местного самоуправления, т.е. публичной власти в целом. Следовательно, единый родовой объект всех этих преступлений составляет обширная группа общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления.

Анализ диспозиции ч.2 ст.292 1 УК РФ показывает, что в ней содержится специальный вид халатности. Совпадение отдельных признаков халатности, предусмотренной ст. 293 УК РФ, и вновь введенной в закон разновидности халатности, не может не приводить к их конкуренции.

Содержание состава "халатность" (ст. 293 УК РФ) имеет большую степень обобщения, и может включать множество случаев, а состав, представленный в ч. 2 ст. 292 1 уголовного закона России является одним из таких случаев, следовательно, состав "халатность" является общей нормой, а состав описанный в ч. 2 ст. 2921 УК - специальной. В соответствии с правилом, закрепленным в ч. 3 ст.17 УК РФ, при конкуренции общей и специальной норм содеянное квалифицируется только по одной - специальной норме.

Халатность - преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, заключающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства .

Целью настоящей работы является изучение состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, идентификация данной проблемы и поиск её решения.

Задачами данной курсовой работы являются:

1. Проведение уголовно-правового анализа халатности, в том числе изучение объективных и субъективных признаков халатности.

3. Выявление актуальных проблем квалификации халатности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Уголовно-правовой анализ халатности

 

    1. Понятие халатности. Объект преступления

Халатность  (ст. 293 УК). Это преступление означает неисполнение или ненадлежащее исполнение  должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба.

Неисполнение служебных обязанностей означает бездействие – несовершение лицом конкретных действий, которые оно обязано совершить в силу своего должностного статуса. При установлении состава должностной халатности необходимо в каждом случае определить круг служебных полномочий должностного лица и установить, какие конкретно обязанности не были им выполнены без уважительных причин.

Под ненадлежащим исполнением обязанностей следует понимать их неполное, или некачественное, или несвоевременное выполнение. 

Термин халатность, используемый сегодня в уголовном праве, является также синонимом небрежного отношения к делу, человеку, исполняемым обязанностям. В УК РФ под халатностью понимается ненадлежащее исполнение либо неисполнение должностным лицом вмененных ему обязанностей, из-за недобросовестного (т.е. халатного) отношения к службе. Следует отметить, что наказание по статье 293 УК «Халатность» предусмотрено только для должностных лиц и только в том случае, если халатность повлекла за собой определенные последствия: крупный ущерб и/или тяжкий вред здоровью и/или смерть потерпевшего (потерпевших). Под «крупным ущербом» подразумевается ущерб, превышающий 100 тыс. руб.

Родовым объектом преступлений, размещенных в разделе X УК РФ (Преступления против государственной власти), являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти и органов местного самоуправления.

Видовым объектом преступлений, включенных в главу 30 УК РФ (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), выступают общественные отношения, обеспечивающие охрану государственной власти, а также интересов государственной и муниципальной службы.

Непосредственный объект халатности составляют общественные отношения, обеспечивающие надлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

Дополнительными объектами халатности могут выступать имущественные интересы или законные интересы граждан, организаций, общества и государства (ч. 1), общественные отношения, охраняющие здоровье (ч. 2) и жизнь человека (ч. 2, 3).

 

    1. Объективная сторона преступления

Объективная сторона складывается из трёх признаков: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение виновным своих служебных обязанностей; 2) наступление общественно-опасных последствий в виде крупного имущественного ущерба; 3) причинная связь между деянием и последствиями.

Объективная сторона халатности характеризуется не просто неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей, а тем, что они оказались неисполненными по причине недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе. Под недобросовестностью нужно понимать сознательное пренебрежение всеми или некоторыми из своих обязанностей, отношение к ним как к не обязательным или не важным. Небрежное отношение к службе означает недостаточную внимательность в отношении своих обязанностей, их выполнение без должных тщательности и прилежания.  Если служебные обязанности не были исполнены не из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, а по причинам объективного характера, исключающим возможность совершения ненадлежащих действий, ответственность за халатность исключается.

 

    1. Субъект преступления

Субъект преступления специальный - должностное лицо. Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными принято считать характер выполняемых ими функций в момент совершения преступления. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию деятельности могут выполнять как профессиональные, так и должностные функции - властно-распорядительные, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные или юридически значимые действия. Решающим фактором в этих случаях будет установление того, что лицо в момент совершения преступления выполняло должностные или профессиональные функции.

Местом выполнения должностным лицом организационно-распорядительных и административно-хозяйственные функций, а также юридически значимых действий могут быть только государственные органы, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения, государственные корпорации некоммерческие организации, учрежденные РФ (органами государственной власти РФ), субъектом РФ (органом государственной власти субъекта РФ) или муниципальным образованием (органом местного самоуправления).

 

    1. Субъективная сторона преступления

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Если должностное лицо небрежно исполняет свои служебные обязанности, то его отношение к общественно опасным последствиям выражается в неосторожной вине в виде небрежности. Когда отношение виновного к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется недобросовестностью, то отношение его к наступившим преступным последствиям может состоять как в легкомыслии, так и в небрежности.

При совершении халатности в виде легкомыслия должностное лицо осознает потенциальную общественную опасность неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, предвидит возможность наступления альтернативных последствий, предусмотренных в статьей 293 УК РФ, но стремится избежать их наступления в результате наличия реальных обстоятельств, принимаемых им в расчет в момент совершения деяния.

Субъективная сторона халатности, совершенной в виде небрежности, характеризуется тем, что виновный не осознает общественной опасности неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, хотя, исходя из своих должностных функций, должен был их предвидеть и при необходимой внимательности и предусмотрительности, а также с учетом его индивидуальных качеств в этой ситуации способен был предвидеть возможность наступления последствий своего деяния.

Анализ статьи 293 УК РФ свидетельствует о том, что упоминание о неосторожной форме вины имеется только в квалифицированном и особо квалифицированном виде халатности и отсутствует в основном составе данного преступления. В целях недопущения двоякого толкования нормативных установлений, закрепленных в основном составе преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, предлагается законодательно закрепить в данной норме указание на неосторожную форму вины по отношению к последствиям, как это сделано во всех квалифицированных видах анализируемого преступления.

С точки зрения соискателя, мотив и цель поведения должностного лица при совершении халатности учитываются при установлении вины и индивидуализации наказания, но обстоятельствами, подлежащими доказыванию, они не являются.

Глава 2. Актуальные проблемы квалификации халатности

 

2.1. Квалификационные  признаки преступления

Халатность – единственное неосторожное преступление из числа содержащихся в главе 30 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Состав халатности материальный: она наказуема только при наступлении общественно-опасных последствий в виде крупного имущественного ущерба. В соответствии с примечанием к статье 293 Уголовного Кодекса Российской Федерации ущерб признаётся крупным, если его сумма превышает 100 тысяч рублей. Это последствие должно находиться в причинной связи с бездействием или ненадлежащими действиями виновного.

В ч.2 ст.293 УК предусмотрена ответственность за квалифицированный вид халатности, связанный с причинением по неосторожности последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

Особо квалифицированный вид халатности (ч.3 ст.293 УК) связан с причинением по неосторожности смерти двух или более лиц.

Информация о работе Актуальные проблемы квалификации халатности