Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:56, контрольная работа
Внесение соответствующих актов прокурорского надзора- это не только право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение закона, кем бы не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном порядке.
Институт прокурорского реагирования- это не только действенное средство устранение нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................3
1.АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ...............................6
2.ПРОТЕСТ.............................................................................................8
3.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ...........................................................................12
4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ..........................................................................16
5.ПРЕДПИСАНИЕ................................................................................19
6.ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ........................................20
7.ОБЩИЙ НАДЗОР..............................................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................34
Министерство образования Республики Беларусь
Учереждение образования
“Гродненский государственный университет
имени Янки Купалы”
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Акты прокурорского надзора.
Курсовая работа
Студентки 2 курса дневног отделения
Кушты Дарьи Ильиничны
Гродно 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1.АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ..................
2.ПРОТЕСТ.....................
3.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ...............
4.ПОСТАНОВЛЕНИЕ...............
5.ПРЕДПИСАНИЕ.................
6.ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ................
7.ОБЩИЙ НАДЗОР................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......
ВВЕДЕНИЕ.
Выяснив нарушение законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц прокурор принимает меры к их устранению и недопущению в будущем, а также к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Для этого законодательством, регулирующим прокурорский надзор, предусматривая ряд специфических полномочий прокуроров, т.е. прав и обязанностей, обеспечивающих устранение нарушение законов. Такие полномочия в теории и практике прокурорского надзора принято именовать правовыми средствами прокурорского реагирования на нарушение законов или правовыми средствами прокурорского надзора.
Предусмотренные
законодательством и
Средства реагирования
реализуются посредством
Акты прокурорского надзора- это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.
Внесение соответствующих актов прокурорского надзора- это не только право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение закона, кем бы не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном порядке.
Акты прокурорского надзора- это индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований- неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.
Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распротроннености нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
Институт прокурорского реагирования- это не только действенное средство устранение нарушений законов и привлечения к ответственности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффективный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового правосознания, основанного на уважительном отношении к закону.
АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.
Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» в специальной V главе, которая именуется «Акты прокурорского надзора», четко определяет и перечисляет такие акты. Этот перечень предусматривает пять видов таких процессуальных актов:
- протест (ст. 39);
- представление (ст. 38);
- постановление (ст. 40);
- предписание (ст.41);
- официальное предупреждение (ст. 42).
Точно такой же перечень содержит и закон о прокуратуре, принятый на Украине. А вот в Российской Федерации закон о прокуратуре, принятый годом раньше нашего, предусматривает лишь три вида актов: протест, представление, и постановление.
Законодатель РФ, как видно, отказался от предусмотренных ранее действовавшим законом о прокуратуре СССР и имеющихся у нас таких актов, как предписание и официальное предостережение, предупреждение.
Между тем практика применения прокурорами этих актов, средств прокурорского реагирования на установленные нарушения законов убедительно подтверждает их достаточно высокую эффективность, и не только в плане устранения нарушений закона, но и по созданию необходимых условий, исключающих их повторение.
Прокурор использует в своей надзорной деятельности тот или иной правовой акт, каким требованиям они должны отвечать?
Общих требований, принятых в юридической науке «Прокурорский надзор», существует пять:
Во-первых, все они должны быть посвящены актуальному, значительному событию, относящемуся к нарушению закона, что обусловливает процессуальную необходимость вмешательства именно прокурора и принятия им соответствующего решения.
Во-вторых,
своевременность вынесения
В-третьих, выводы и предложения прокурора, содержащиеся в его правовых актах, должны быть аргументированы, основываться на достоверных, проверенных фактах, а не на домыслах, слухах и мнениях.
В-четвертых, важно, в какую форму облекаются эти акты прокурорского надзора. Между содержанием и формой должно быть органическое единство.
В-пятых, общее требование, предъявляемое к названным актам, заключается в том, чтобы эти документы были и юридически, и стилистически грамотными.
ПРОТЕСТ.
ПРОТЕСТ прокурора в порядке общего надзора. Обратимся к закону. Статья 39 Закона о прокуратуре говорит: «Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение». В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акт или действие должностного лица.
«В протесте, - говорится далее в этой статье, - прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права».
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередных сессиях; при рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору.
Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.
В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении приносится самому судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.
При этом необходимо отметить, что прокурор вправе принести протест не только на незаконный правовой акт, изданный должностным лицом, но и на распоряжение устного характера, если оно не соответствует или противоречит закону. В этом случае он берет у лица, обратившегося к нему с жалобой, сигналом о незаконном распоряжении, письменное заявление и, убедившись в обоснованности этого обращения, приносит протест на предмет отмены этих устных распоряжений должностного лица.
Как было сказано выше, впервые в истории нашего законодательства новый закон о прокуратуре предусматривает право прокурора принести протест на незаконный или необоснованный правовой акт в суд или обратиться с заявлением в случаях необоснованного отклонения протеста, не рассмотрения его в установленный срок. Это - хороший знак, в котором мы видим, во-первых, дополнительную гарантию эффективности, действенности прокурорского "надзора и, во-вторых, еще один шаг к утверждению авторитета судебной власти как действительно самостоятельной, независимой ветви власти.
Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его заместителями. Его вправе принести и те прокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законов государственными органами, общественными организациями и другими должностными лицами. Согласно закону, протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее десятидневного срока с момента его поступления. Однако при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения допущенного нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзоре протест прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то теперь это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению и укреплению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в то же время способствует повышению их ответственности за качество принесенных протестов. Протест прокурора как правовой документ не может иметь произвольную форму, он должен отвечать определенным требованиям, обязательным реквизитам. В нем должны содержаться следующие обязательные элементы: наименование опротестованного правового акта, действия или бездействия органа или должностного лица; кем и когда правовой акт был издан или совершено действие, его наименование, номер, дата принятия, содержание опротестованного акта (действия или бездействия), указание нормы нарушенного закона или иного нормативного акта, предложение прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта, требование о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость, предложение о рассмотрении протеста в установленный законом или самим прокурором срок, должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.
Если по каким-либо причинам рассмотрение протеста задерживается, должностное лицо, которому направлен этот протест, обязано сообщить прокурору о причинах такой задержки.
Однако во всех случаях не рассмотрения протеста в установленный срок прокурор должен потребовать объяснения от должностных лиц, в обязанности которых входит рассмотрение протеста и принятие по нему соответствующих мер.
Когда же и это не дает должного эффекта, прокурор обращается к вышестоящему должностному лицу, чтобы тот принял меры к рассмотрению протеста. Должностное лицо обязано строго взыскать со своего подчиненного за несвоевременность рассмотрения протеста прокурора, ибо это ведь тоже нарушение закона и исполнения своего долга, своих служебных обязанностей.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ прокурора в порядке общего надзора — это правовой акт прокурорского надзора (ст. 38) об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочным устранить допущенное нарушение и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов.