Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:58, реферат
Темой данной курсовой работы я избрал одну из самых противоречивых сфер теории уголовного права – институты амнистии, помилования и судимости. Они представляют собой особый интерес, поскольку являются по своему характеру уникальным законодательным закреплением возможности освобождения от наказания лиц, осуждённых за совершения преступлений, предусмотренных уголовным кодексом Российской Федерации, с одной стороны, и определения правоспособности лиц, совершивших такие преступления, всех связанных с этим ограничений и способов их аннулирования – с другой.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Амнистия-------------------------------------------------------------------------5
Глава 2. Помилование--------------------------------------------------------------------12
Глава 3. Судимость-----------------------------------------------------------------------22
Заключение---------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы-----------------------------------------------------------------------30
Но всё же, несмотря
на всю угловатость амнистии, её парадоксальность,
этот институт является уже с закреплением
его в Конституции РФ неотъемлемой частью
законодательства нашего государства,
своеобразным символом гуманизма нашего
общества, в котором личности предоставляются
все шансы на благополучную жизнь и развитие
и предпринимаются все меры для нерепрессивного
регулирования общественных отношений
во благо для каждого в отдельности и всего
общества в целом.
Глава 2. Помилование.
Зарождение института помилования корнями уходит в древние времена. Время его появления в правовой науке является спорным. Есть мнение, что право помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики оно применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются ведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX в. до н.э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием «Рассказ Синухе». В эпоху средневековья этот институт нередко использовался феодалами с целью личного обогащения. Позднее помилование широко применялись в отношении осуждённых из привилегированных сословий, что давало возможность оставлять безнаказанными преступления аристократии. Ъ
Что касается развития института помилования
в России, то дореволюционное
При сокращении срока наказания Президент не связан никакими формальными ограничениями. Что же касается замены назначенного судом наказания, например, лишения свободы более мягким видом наказания, то при этом может быть избрано любое наказание, предусмотренное ст.44 УК.10
В соответствии с п. «в» ст.89 Конституции РФ Президент РФ осуществляет помилование. Для осуществления этого института был издан указ Президента РФ от 28.12.2001г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». В соответствии с этим указом на территории субъектов РФ были образованы комиссии по вопросам помилования. В ч.2 Указа определяются их задачи: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
подготовка заключений
по материалам о помиловании для
дальнейшего представления
осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
подготовка предложений о
Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах (ч.3 указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»).
Порядок подачи и рассмотрения
ходатайства о помиловании
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.
Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.
Комиссия не позднее чем через
30 дней со дня получения ходатайства
о помиловании представляет заключение
о целесообразности применения акта
помилования в отношении
Об отклонении Президентом Российской
Федерации ходатайства о
В случае отклонения Президентом Российской
Федерации ходатайства о
Помилование, как и амнистия, является актом доверия к лицу, на которого он распространяется. Лицу даётся шанс на исправление без применения санкций уголовного кодекса, но в то же время от исполнения обязательств по гражданскому иску он не освобождается. Совершение лицом нового преступления будет явствовать о рецидиве и применении к лицу репрессивных мер.
Об институте помилования высказано множество мнений, как положительных, так и отрицательных. Беккариа отмечал: «…Если учесть, что милосердие – добродетель законодателя, а не исполнителей закона, то эта добродетель должна и проявляться во всем блеске в кодексе, а не в специальных судебных решениях, чтобы не показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие»11. В пользу помилования высказывается В.Д. Филимонов, который говорит, что уголовное законодательство не может не учитывать, что по общему правилу общественная опасность личности преступника после совершения преступления неизменной не остается: «Под влиянием наказания и иных мер уголовно-правового воздействия она должна постепенно утрачиваться… Это обстоятельство предопределяет закрепление в Уголовном кодексе таких правовых норм, которые предусматривают правила учета… при освобождении от… наказания особенностей личности преступника и связанных с ними обстоятельств совершения преступления»12.
По общему мнению, помилование должно применяться к наиболее сложным и нетипичным ситуациям, когда другие институты досрочного освобождения от наказания неприменимы. Как недостаток в объяснении природы рассматриваемого института можно отметить то, что авторы изучают его в основном с позиции юриспруденции, формального права. Однако помилование появилось задолго до его закрепления в формальных нормах права и применялось в исключительных случаях. Изучение практики работы комиссий по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации показывает, что в большинстве случаев ходатайства о помиловании поддерживаются в отношении осужденных, совершение преступлений которых имело особый характер или было вызвано нестандартными обстоятельствами. Так, в выездном заседании комиссии по вопросам помилования на территории Брянской области было рассмотрено ходатайство осужденного К., 1981 г. рождения, осужденного по ч. 3 ст. 30 п. «з», ч. 2 ст. 105 п. «в», ч. 3 ст. 162 ч., 4 ст. 222 (покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, сопряженное с разбоем), ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к восьми годам шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
До осуждения К. обучался в 11-м классе средней школы. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации ему снижен срок наказания до 8 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. По п. 8 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 2172-IIIГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» неотбытый срок наказания указанному осужденному сокращен на 1 год, т.е. до 7 лет 3 месяцев. На момент рассмотрения ходатайства о помиловании К. отбыл 3 года 11 месяцев лишения свободы. За время отбывания наказания имел 4 взыскания, 5 поощрений. В исправительном учреждении был трудоустроен в бане машинистом по стирке и ремонту спецодежды. К работе относился добросовестно, все порученные ему задания выполнял качественно и в срок. Мероприятия воспитательного характера посещал регулярно, реагировал на них правильно. На занятиях по социально-правовой подготовке проявлял активность. Принимал участие в работе самодеятельных организаций осужденных, в секции дисциплины и порядка, был переведен в облегченные условия отбывания наказания. Исходя из изложенного осужденный ничем необычным, что бы явилось бесспорным основанием применения к нему акта о помиловании, не выделялся среди других осужденных (примерное поведение осужденного в исправительном учреждении – это обязанность осужденного). Однако входе заседания вскрылся факт, который был неизвестен ранее (в том числе суду): потерпевший был отчимом К., который в его присутствии в нетрезвом состоянии систематически совершал с его матерью половые акты. К. сильно любил свою мать. И поэтому эмоциональное напряжение, копившееся в нем длительное время, прорвалось в расправе над отчимом. Учитывая молодой возраст и мотив совершенного преступления, комиссия поддержала ходатайство о помиловании, несмотря на значительную часть неотбытого наказания.
Помилования следует рассматривать через призму естественных прав человека. Это подтверждается отсутствием в законах – Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) – каких-либо формальных ограничений для его применения. При помиловании учету подлежит не только тяжесть совершенного преступления, но и личность осужденного, которая оценивается значительно шире: не только до совершения преступления и до осуждения, но и в период отбывания наказания. Акт помилования – наивысшая форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма к лицу, совершившему преступление и осужденному за него. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех. «Он исходит из принципа – каждый человек, кем бы он ни был, обладает достоинством, которое следует уважать и защищать… Гуманизм – это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека»13. Поэтому исходя из этой позиции я считаю роль института помилования исключительно важной, способной залатать пробелы уголовного законодательства и восстановить справедливость в отношении лиц, попавших в места лишения свободы по особым обстоятельствам, требующим моральной оценки не в меньшей мере, чем юридической.