Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:04, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы заключается в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с целью, поставлены задачи курсовой работы:
рассмотреть действие уголовного закона в пространстве и его принципы;
рассмотреть действие уголовного закона по кругу лиц;
рассмотреть значение института экстрадиции и института политического убежища в сфере действия уголовного закона в пространстве.
1.4 Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве и его значение.
В ст. 12 УК РФ закреплен принцип универсальной юрисдикции действия уголовного закона в пространстве. Изначально он предусматривался в качестве дополнения к двум основным принципам – принципу территориальности и принципу гражданства, но с течением времени его значение изменилось, и принцип универсальной юрисдикции стал самостоятельным принципом действия уголовного закона в пространстве. Данные изменения обусловлены сотрудничеством и координацией действий участников международного сообщества в борьбе с преступностью. «Преступления, предусмотренные в международных конвенциях, государства-участники обязались пресекать независимо от места их совершения и гражданства преступника»40.
Универсальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов территории России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, в случаях предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Универсальный принцип действует тогда, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве, такое условие является реализацией принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то де преступление.
«Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяется преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами»41. В первую очередь это относится к преступлениям против мира и безопасности человечества. Так, в соответствии со ст. 1 Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.42, геноцид признается преступлением, нарушающим нормы и принципа международного права «независимо от того, совершается он в военное или мирное время» при этом все государства «обязуются принимать меры предупреждения и карать» за совершение любого акта геноцида. Или другой пример, в соответствии со ст. 4 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970г. 43 предусматривает, что каждое договаривающееся государство принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, «чтобы установить свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенных предполагаемым преступником».
Российская Федерация является участником многих международных договоров, конвенций и во исполнение взятых на себя обязательств, включила в уголовное законодательство нормы о преступления указанных в соглашения, например, это преступления, предусмотренные ст. 227 УК РФ «Пиратство» или ст. 357 УК РФ « Геноцид», или ст. 358 УК РФ «Экоцид» и др.
Таким образом, принцип универсальной юрисдикции может осуществляться при наступлении уголовной ответственности за преступления, «преступность которых определена в международном уголовном праве, так как многие из этих преступлений считаются посягающими на мировой правопорядок независимо от места их совершения и любое государство может установить свою национальную уголовную юрисдикцию в отношении таких лиц»44.
1.5 Реальный принцип действия
уголовного закона в
Реальный принцип действия уголовной юрисдикции Российской Федерации называют еще принципом защиты или безопасности, «он предусматривался еще царским законодательством и УК РСФСР 1922 г.»45. Содержанием принципа является право предусматривать защиту интересов «государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств, установив, что такие лица могут быть привлечены на территории данного государства к уголовной ответственности в соответствии с его законами»46. Он конкретизирован в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Сущность данного принципа заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление было направлено против интересов России, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающего на территории России, если они не были осуждены в иностранном государстве.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»47 иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.
«Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, оказавшиеся в Российской Федерации после совершения на территории другого государства преступления, не предусмотренного международным договором и не затрагивающим интересов России. Однако, в силу международного договора они могут быть выданы другому государству, на территории которого было совершено преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданам которого они являются»48.
В соответствии с вышеуказанным законом, лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а также не имеющего вида на жительство в Российской Федерации. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. Согласно основному закону России лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации49.
Таким образом, реальный принцип действия уголовного закона Российской Федерации предусматривает защиту интересов государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства, установив, что такие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с уголовной юрисдикцией России.
ГЛАВА 2. Экстрадиция и политическое убежище как институты права и их значение для действия уголовного закона в пространстве.
На сегодняшний день в учении о действие уголовного закона обычно принято выделять два аспекта: временной и пространственный. Последний, в свою очередь, включает в себя характеристику действия уголовного закона на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Рассматривая вопрос о действии уголовного закона по кругу необходимо также рассмотреть понятие экстрадиции и политического убежища, реализация которых взаимосвязана с принципом территориальности и принципом гражданства.
2.1 Институт экстрадиция: понятие, особенности, значение.
Правовая категория «экстрадиция» трактуется учеными по разному, например, Бекишев Д.К. считает, что экстрадиция - это «совокупность действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства»50. На наш взгляд, приведенное определение не раскрывает в полной мере данное понятие, например, Панов В.П. предлагает иной подход, в котором определяет важнейшие составляющие понятия «экстрадиция», а именно субъект выдачи, цели её осуществления, а также правовые основания экстрадиции51. Помимо приведенных дефиниций в научных источниках содержится большое количество иных точек зрения, мы считаем, что наиболее емкое и определяющее сущность правовой категории «экстрадиция» является определение, данное Игнатенко Г.В., который под выдачей лица понимает «передачу одним государством находящего на его территории лица другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора»52.
Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны, либо обязанное отбыть наказание находится в другой стране. Экстрадиция является одним из видов международно-правовой помощи по уголовным делам, которая, в свою очередь, входит в состав направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.
В ч. 1 ст. 13 УК РФ указано, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства не могут быть выданы другому государству, данное положение основано на ст. 61 Конституции РФ и разделяется многими современными государствами. «Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей Конституции РФ никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству. Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Правило Конституции РФ о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам РФ о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии»53.
На основании ст. 63 Конституции РФ, в которой указано, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляется на основе федерального закона или международного договора», в ст. 13 УК РФ закрепляется возможность выдачи (экстрадиции) лиц иностранному государству.
В ч. 2 ст. 13 УК РФ устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства (определения данных правовых категорий указаны в главе 1 данной работы в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»), совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на её территории могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Правовой основой могут выступать как многосторонние, так и двусторонние международные договоры, например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г.54, Европейская конвенция по предупреждению попыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращение или наказания 1987г.55, Конвенция стран-участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.56 или Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997 г.57, или Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.01.1984 г.58 и иные договоры.
Существует точка зрения,
согласно которой при оказании
правовой помощи учитываются
интересы только того
Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве