Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа
Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу "охватываемых" этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
В 1995 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 1400 ходатайств иностранных государств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. - более 50011.
В ч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них не распространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер (см., например, Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., принятую государствами-членами Содружества Независимых Государств). Но такие договоры могут быть и двусторонними.
Указом
Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено
Положение о порядке
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.
Недопустима
выдача лица, если истекли согласно
УК РФ сроки давности привлечения
его к уголовной
Выдача осужденных другому государству для отбывания наказания также определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. К тому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
Заключение
Проведя исследование выбранной темы, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения и решения проблем, связанных с применением уголовного законодательства в зависимости от времени совершения правонарушения, места или лица, его совершившего.
Как известно из судебной практики, в 1997 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% - лица без гражданства, 0,6% - граждане Украины, остальные - в основном граждане бывших республик СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляют желание истребовать выдачу своих граждан для отбывания наказания. Особенно часто это относится к женщинам. В основе такого негативного отношения к своим гражданам лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию и материальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.
В местах лишения свободы Российской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение свободы, осуждены судом России. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другими государствами для отбывания наказания.
Что
же касается применеия уголовного закона
во времени, то в данном случае сложность
заключается в определении
Из
всего вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что при
постоянном совершенствовании
Глоссарий
№ п/п |
Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Континентальный шельф РФ | включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. |
2 | Нормативный акт | Официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. |
3 | Санкция | Мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия |
4 | Преступление | Предусмотренное
уголовным законодательством |
5 | Закон | нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения |
6 | Уголовный принцип
равенства граждан перед |
все лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности. |
7 | Уголовно-правовые принципы | основополагающие исходные предписания, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью |
8 | Уголовная противоправность | запрещенные уголовным законом деяния |
9 | Уголовная ответственность | один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в виде наказания уголовного. Мера наказания определяется приговором суда. Возраст привлечения к уголовной ответственности устанавливается законом. |
10 | Уголовное наказание | мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам, совершившим преступления; заключается в лишении или ограничении прав и свобод граждан, совершивших преступления. |
Список использованных источников
Научная и обзорная литература
Приложение А
Федеральный
закон от 14 июня 1994
г. N 5-ФЗ
"О порядке опубликования
и вступления в силу
федеральных конституционных
законов, федеральных
законов, актов палат
Федерального Собрания"
(с изменениями от 22
октября 1999 г.)
Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года
Одобрен
Советом Федерации 1
июня 1994 года
Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".