Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:00, курсовая работа
Данная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Проводится сравнительный анализ института отрешения от должности Президента в рамках Основного Закона РСФСР 1978 г.7 и Конституции РФ 1993 г. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
Введение
Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации
Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
Заключение
Список литературы
Одним из недостатков Регламента Государственной Думы является то, что Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, не имея заключения Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (ст. 180).
А.Е. Якубов считает целесообразным внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы. По его мнению, последовательность должна быть следующая:
предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение Специальной комиссии (ст. 177 Регламента);
заключение Специальной комиссии направляется в Верховный Суд РФ на заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
заключение Верховного Суда РФ должно направляться в Государственную Думу РФ;
это заключение должно заслушиваться на заседании Государственной думы РФ при рассмотрении предложения об обвинении Президента РФ после доклада депутата Государственной Думы, уполномоченного депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения;
постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления вместе с заключением Специальной комиссии, заключением Верховного Суда РФ и стенограммой заседания Государственной Думы РФ, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ (ст. 168 Регламента Совета Федерации ФС РФ), направляется в Совет Федерации РФ.80
Отметим, что до сих пор
законодательно не урегулировано полномочие
Верховного Суда Российской Федерации,
связанное с дачей заключения
о наличии в действиях
Кроме того, чтобы Верховный Суд мог дать заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, соответствующая процедура должна быть регламентирована Уголовным Процессуальным Кодексом82 (УПК). Но УПК такой регламентации не содержит. Следовательно, установленный порядок выдвижения обвинения Президента отсутствует и применительно к участию в нем Верховного Суда. Получив соответствующие материалы из Государственной думы, Верховный Суд не сможет их рассмотреть и дать заключение, если в УПК предварительно не будут введены положения о порядке дачи Верховным Судом заключения о наличии в действиях Президента признаков преступления83.
Недостатком правовых норм,
закрепленных в ст. 93 Конституции, являются
также предусмотренные ими
Первое требование не может
быть признано обоснованным потому, что
по действующей Конституции
Очевидной представляется необоснованность и предусмотренного в ст. 93 Конституции ограничения тремя месяцами срока рассмотрения выдвинутого Государственной Думой обвинения. Нельзя согласиться с тем, чтобы Президент, обвиненный, например, в государственной измене в форме шпионажа, имел возможность и дальше заниматься своей деятельностью, если рассмотрение обвинения вышло за пределы установленного законом срока84.
Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе права осуществлять выемку необходимых документов, вызывать свидетелей, в том числе должностных лиц, проводить иные следственные действия, без чего невозможно сформулировать сколько-нибудь обоснованное обвинение Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Конституция РФ имеет пробелы и по вопросам, связанным с формулированием обвинения.
Таким образом, вопросы конституционной ответственности Президента РФ решаются неполно и противоречиво, что, в свою очередь, затрудняет перевод этой ответственности из формально-юридической сферы в сферу практическую.
Отметим и еще один вопрос:
в процедуре отрешения от должности
главы государства участвуют
обе палаты парламента и два высших
судебных органа, в формировании которых
Президент принимает самое
В 1999 г. в соответствии с указанным в ст. 93 Конституции РФ порядком была начата процедура отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина от должности, образована специальная комиссия, которая устанавливала факты, свидетельствующие о наличии в деятельности Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Комиссия дала положительный ответ на некоторые из выдвинутых обвинений. Однако при голосовании вопроса о выдвижении обвинения за это не было подано необходимого числа голосов. Таким образом, выдвижение обвинения Государственной Думой не состоялось86.
Совершенно очевидно, что уличить Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого преступления, да еще силами Государственной Думы, не обладающей никакими процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное87.
В целях установления реальной
конституционной
Вероятно, это приведет к
внесению изменений в текст Конституции.
Очевидно, что вопросы конституционной
ответственности должностных
Необходимо так же учесть опыт работы Специальной комиссии, работавшей в 1999 г., разработать и принять Регламент Специальной комиссии, внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы РФ, УПК РФ, предусмотрев включение в состав комиссии представителя Генеральной прокуратуры88.
Все эти моменты требуют
дополнительного правового
Заключение
В Конституции РФ четко
прописана процедура вступления
президента в должность, но существует
правовой пробел относительно процедуры
досрочного прекращения полномочий
главы государства. Не вызывает сомнения
необходимость регулирования
С учетом природы Конституции РФ, основным свойством которой выступает ее стабильность, усложненного порядка изменения Основного закона, первичного, учредительного характера конституционных положений, поддерживаю точку зрения о необходимости принятия специального закона, регламентирующего институт конституционно-правовой ответственности Президента РФ, в котором наряду с общими вопросами института ответственности в конституционном праве четко должны быть определены основания и механизм привлечения к ответственности Президента РФ как высшего должностного лица государства. С целью повышения легитимности данного закона целесообразным будет его внесение на рассмотрение в Конституционный Суд РФ, которым должен быть осуществлен анализ его положений на предмет соответствия Основному Закону РФ.
Можно спорить об основаниях отрешения президента от должности, можно вносить изменения в его процедуру, но любое решение этих вопросов должно быть подчинено основной и неизменной идее этого института: в государстве, где действительно правит народ, каким бы влиянием ни пользовался человек и на каком бы высоком посту ни находился, он должен подчиняться законам, обязательным для всех других граждан89.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации:
Принята всенародным
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334; 2005. № 15. Ст. 1273; 2007. № 7. Ст. 829; 2009. № 23. Ст. 2754.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712; 1998. № 1. Ст.1; 2004. № 25. Ст.2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст.2197; 2007. № 6. Ст. 680; № 10. Ст. 1147; 2008. № 52. Ст. 6206; 2009. № 1. Ст.3.
Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.; 2007. № 31. Ст. 4011.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; 2005. № 30. Ст. 3104; 2006. № 29. Ст. 3124, 3125; № 31. Ст. 3427; 2007. № 1. Ст. 37; № 18. Ст. 4008; 2009. № 7. Ст. 771; № 20. Ст.2391; № 23. Ст. 2763; № 29. Ст. 3633, 3640
Федеральный закон от 8 мая 1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466; 2001. № 7. Ст. 614; № 32. Ст. 3317; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; № 27. Ст. 2700; 2004. № 17. Ст. 1588; № 25. Ст. 2484; № 35. Ст. 3607; № 51. Ст. 5128; 2005. № 19. Ст. 1749; № 30. Ст. 3104; 2006 № 29. Ст. 3123, 3124; № 31. Ст. 3427; 2007. № 1. Ст. 40; № 6. Ст. 683; № 10. Ст. 1151; № 16. Ст. 1828; 2008. № 13. Ст. 1186; № 44. Ст. 4996; № 52. Ст. 6229; 2009. № 7. Ст. 772, 789; № 20. Ст. 2391
ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32 Ст. 3336; 2004. № 51. Ст. 5128; 2006. № 31. Ст. 3427; 2007. № 30. Ст. 3803; 2009. № 7. Ст. 789.
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 109
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1762 «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 110
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Государственной думы от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801; № 16. Ст. 1828; № 26. Ст. 3048; № 30. Ст. 3699; № 44. Ст. 5441; № 52. Ст. 6348; 1999. № 17. Ст. 2111; № 39. Ст. 4588; № 43. Ст. 5176; № 49. Ст. 5965; № 50. Ст. 6099; 2000. № 4. Ст. 365; № 22. Ст. 2283; № 24. Ст. 2529; № 28. Ст. 2925; № 30. Ст. Ст. 3128; № 42. Ст. 4125; № 45. Ст. 4436; № 50. Ст. 4879; № 52. Ст. 5109; 2001. № 1. Ст. 59; № 13. Ст. 1178; № 17. Ст. 1651; № 25. Ст. 2565; № 27. Ст. 2734; № 52. Ст. 4927 – 4929, 4964; 2002. № 7. Ст. 659; № 12. Ст. 1116, 1131; № 39. Ст. 3703; № 40. Ст. 3901; № 44. Ст. 4336; № 48. Ст. 4753; № 51. Ст. 5043; № 52. Ст. 5144; 2003. № 8. Ст. 716; № 15. Ст. 1330; № 23. Ст. 2189; 2004. № 1. Ст. 1, 6, 11,12; № 4. Ст. 245; № 8. Ст. 612, 629; № 9. Ст. 756, 757; № 13. Ст. 1167; № 14. Ст. 1271; № 15. Ст. 1377, 1378, 1385; № 18. Ст. 1744; № 22. Ст. 2137; № 30. Ст.3144; № 47. Ст. 4579; 2005. № 6. Ст. 435; № 9. Ст. 703; № 10. Ст. 802; № 15. Ст. 1288; № 25. Ст. 2480; № 26. Ст. 2624; № 29. Ст. 3006; 2006. № 12. Ст. 1268; 1269; № 48. Ст. 4993; 2007. N 18. Ст. 2138; N 19. Ст. 2316; N 26. Ст. 3090; N 42. Ст. 4981; N 53. Ст. 6541; 2008. N 3. Ст. 151; N 15. Ст. 1452; N 18. Ст. 1969; N 25. Ст. 2923; N 42. Ст. 4738; N 48. Ст. 5500; N 48. Ст. 5567; 2009. N 1. Ст. 72; N 5. Ст. 569; N 7. Ст. 794; N 9. Ст. 1071; N 12. Ст. 1395; N 16. Ст. 1883
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Принят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635; № 14. Ст. 1241; № 23. Ст. 2117, 2125; № 51. Ст. 4999; 2003. № 7. Ст. 551; № 13. Ст. 1193; 2004. № 22. Ст. 2107; № 52. Ст. 5321; 2005. № 7. Ст. 503; 2006. № 14. Ст. 1474; № 42. Ст. 4300; 2007. № 11. Ст. 1267; № 29. Ст. 3491; № 48 ч. II Ст. 5850; 2008. № 5. Ст. 317; № 8. Ст. 650; № 16. Ст. 1624; № 25. Ст. 2918; № 39. Ст. 4370; №. 46. Ст. 5255; 2009. № 1. Ст. 64; № 18 ч. II. Ст. 2180; № 28. Ст. 3453; № 41. Ст. 4726; № 49 ч. II. Ст. 5900; № 51. Ст. 6203
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. М.:Известия, 1993. 127 с.
Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4533
Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 г. № 1534 «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5239
Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1535 «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 46. Ст. 5240
Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. // СЗ РФ. 1996, N 25, ст. 2954
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 608 с.
Конституционное право государств Европы: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и фак. // Отв. Ред. Д.А. Ковачев. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 320с.
Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие // [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 624 с.
Конституции зарубежных стран. Сборник. М.: ООО Издательство К 65 «Юрлитинформ», 2000 – 366с.
Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Вып. 2 – М.: Манускрипт, Юрайт, 1998. – 672 с.
20 европейских конституций: Сборник неофициальных тестов конституций и конституционных актов // Сост. и авт. вступ. статьи Лупарев Г.П. – Алматы: Академия юриспруденции – Высшая школа права «Əдiлет», 2003. – 762 с.
Информация о работе Досрочное прекращение полномочий Президента РФ