Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа
Государственная измена признается законодателем одним из наиболее опасных преступлений против внешней безопасности России и относится в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений. Суть государственной измены заключается в том, что субъект оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России . Под иностранным понимается любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества).
При шпионаже второго вида осознанность того, что сбор и передача иных сведений осуществляются по заданию иностранной разведки и для использования их в ущерб внешней безопасности России, должна включаться, по нашему мнению, в понятие прямого умысла как осознанность опасности и характера действия. Признавать же этот вид шпионажа только при наличии специальной цели использования в ущерб внешней безопасности России - означает значительное ограничение рассматриваемого состава преступления.
На квалификацию шпионажа не влияют мотивы преступления. Они могут быть личными, корыстными, политическими, националистическими, экономическими и другие.
Субъект шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК РФ, - только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Совершение таких действий гражданином России, как уже отмечалось, влечет квалификацию по ст. 275 УК РФ за государственную измену.
В последние годы увеличивается число граждан России, обладающих двойным гражданством. В случаях совершения таким гражданином шпионажа вопрос о квалификации его действий по ст. 275 или ст. 276 УК РФ решается в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела, того, гражданином какого государства он считает себя в первую очередь, где живет большее время года, где работает, где проживает семья и т.д.11
На мой взгляд, неправильной является рекомендация некоторых авторов, предлагающих квалифицировать случай совершения шпионажа лицом с двойным гражданством (одно из них - гражданство России) одновременно по совокупности ст. 275 и ст. 276 УК. Такая рекомендация противоречит принципу справедливости: "Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление" (ст. 6 УК РФ).
По совокупности преступлений должны нести ответственность, например, шпионы, нелегально заброшенные через государственную границу (приготовление к шпионажу и незаконное пересечение государственной границы), за убийство или причинение вреда здоровью лицам, задерживающим шпиона, шпионы, осуществляющие помимо сбора сведений и диверсионные акты, и т.п.
Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ лица, совершившие преступление, предусмотренное ст. 276 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовали предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Подводя итог рассмотрению
такого преступления как шпионаж, можно
сказать, что шпионаж является самостоятельной
разновидностью преступления государственная
измена. Но это обстоятельство никак
не влияет на его квалификацию. Стоит
отметить так же, что из двух рассматриваемых
преступлений (государственная измена
и шпионаж), шпионаж совершается
реже, так как субъектом является
иностранный гражданин или
Глава 3.Разграничение составов государственной измены от шпионажа и от смежных составов (ст. 283 УК РФ)
В данной главе рассматривается возможность разграничения двух сходных составов преступлений, таких как государственная измена и шпионаж и их общее отличие от такого состава, как разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ).
Если проводить линию различий между государственной изменой и шпионажем, то стоит сказать, что они различаются по нескольким признакам.
Приступим к рассмотрению разграничения государственной измены от шпионажа.
Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276 УК РФ) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения)12. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с последними изменениями от 08.11.2011 года)13.
Признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.
Обязательным признаком
состава является определенный получатель
сведений - иностранное государство,
иностранная организация или
их представители, причем имеются в
виду любые зарубежные организации
(государственные, общественные, частные).
Передача или собирание сведений
для российских организаций или
граждан без цели дальнейшей передачи
их в другие страны (например, для
использования в
Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены - оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.
Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены - выдача государственной тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т.д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.
Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются. При шпионаже субъектом выступает только иностранный гражданин либо лицо без гражданства, вот, в чем отличие.
Еще одним важным критерием разграничения этих составов считают то, что шпионаж по объективной стороне отличается от государственной измены (ст. 275 УК РФ) тем, что сведения, упомянутые в ст. 276 УК РФ, при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного, а в случае государственной измены они принадлежат ему по должностным полномочиям.
Стоит так же провести разграничение
между составами
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены14.
Способы разглашения могут быть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов, чертежей, образцов продукции, а также путем бездействия, когда, например, материалы хранятся в условиях, при которых посторонние получили возможность ознакомиться с ними. Состав разглашения сконструирован как формальный - деяние окончено в момент разглашения; причинения вреда интересам государства не требуется.
В то же время необходимо,
чтобы сведения стали достоянием
посторонних лиц, в противном
случае при наличии прямого умысла
речь может идти о покушении (например,
сведения содержались в письме, которое
не дошло до адресата и не стало
известно другим лицам). Умышленное разглашения
указанных сведений отличается от государственной
измены содержанием и направленностью
умысла, т.е. отсутствием намерения
причинить ущерб внешней
Субъект преступления специальный, обладающий двумя признаками. Первый из них - лицо имеет допуск к государственной тайне. Порядок допуска регулируется Законом РФ "О государственной тайне"16, в ст. 21 которого говорится, что допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, ознакомление с нормами об ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне и соблюдение некоторых других правил.
Второй признак субъекта - тайна была доверена или стала известна ему по службе. Это могут быть авторы документов, изобретений, их пользователи и т.д., а также технический персонал (курьеры, машинистки и др.), в том числе работники, которым данные сведения прямо не были доверены, но стали известны в связи с работой в данной организации (например, из оброненного кем-то документа). Лица, не имеющие допуска, а также все иные лица, которые ознакомились с секретными сведениями случайно, не в связи со службой и затем разгласили их, не являются субъектами данного состава и не подлежат ответственности по ст. 283 УК РФ. Они могут отвечать за государственную измену (ст. 275 УК РФ) при наличии ее признаков. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК РФ, выражается в форме умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственную тайну, и желает, чтобы ее содержание стало известно посторонним, либо безразлично к этому относится (например, громко разговаривает в публичном месте). В ст. 283 УК РФ специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуют признаки государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общие черты с таким способом государственной измены, как выдача государственной тайны. Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при разглашении - иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.)17. Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене - общий, при разглашении - специальный). Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.18
Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной формой вины, неосторожностью. При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою солидность и осведомленность. Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми. Мотивами совершения разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность, компетентность, важность и значимость своей персоны. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
Делая вывод из данной главы, хочется заметить, что разграничение данных составов преступлений является сложным делом. Это связано, прежде всего, с тем, что многие признаки являются оценочными и исходят от самого субъекта, его мотивов и целей. Но это никоим образом не влияет на квалификацию преступления, так как оно является одним из наиболее тяжких по степени своей общественной опасности.
1 Борзенков Г. Н., Комисcаров В. С. Курс уголовного права. Т. 5: Особенная часть / Под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комисcарова. М.: Зерцало-М, 2010. – С. 147
2 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в редакции ФЗ от 01.03.2012 N 18-ФЗ)//СЗ РФ. - 1996.- № 25. - ст. 2954.
3 Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" / С.С. Козлов, В.А. Тимошенко. ООО "Новая правовая культура". 2006. – С. 98.
4 Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ. - М., 2010. – С. 35.
5 Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ. М., 2010. – С. 35.
6 Аветисян С.С. Совершенствование норм уголовного законодательства, направленных на охрану военной безопасности государства //Российский военно-правовой сборник. – 2004. – № 1. – С.21-25.
7Там же. С.21-25.
8 Звенчаровский И. Э. Уголовное право России. Особенная часть: учебник. — М.: Юристъ, 2004. — С. 588.
9 Шумилов А.Ю. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ. М., 2010. – С. 37.
10 Андриченко Л.В., Вишняков В.Г., Гравина А.Л. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. – 2005. – № 2. – С.11-17.
11 Федеральный закон от 31 мая
2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве
Российской Федерации"
(с изменениями от 30 декабря 2008 года, 28
июня 2009 года) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
12 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в Конституции // Советское государство и право. – 1993. – № 10. – С. 28.
13 Закон РФ от 21.07.1993г. № 5485-I «О государственной тайне» (с последними изменениями от 08.11.2011 года) // Российская газета. – 1993. – № 182.
14 Звенчаровский И. Э. Уголовное право России. Особенная часть: учебник. — М. : Юристъ, 2004. – С. 590
15 Кадников Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для высших учебных заведений / Под общей редакцией Н.Г. Кадникова. - М.: Книжный мир, 2006. – С. 439.
16 Закон РФ от 21.07.1993г. № 5485-I «О государственной тайне» (с последними изменениями от 08.11.2011 года) // Российская газета. – 1993. – № 182.