Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема смертной казни одна из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающая множество дискуссий, споров и дебатов. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о необходимости смертной казни. В ряде стран, где смертная казнь давно не применяется, заметны всплески общественного мнения граждан, требующих ее восстановления. Особенно они часты после очередных террористических актов или жестоких убийств с многочисленными жертвами.

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

6) оформлять в установленном законом порядке необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения;

7) иметь свидания со  священнослужителем;

8) получать необходимую  медицинскую помощь.5

Лицо, приговоренное к  смертной казни, до последнего момента  своей жизни остается гражданином Республики Беларусь. Смертная казнь является самым суровым наказанием. Это предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага человека – жизни.

Приговор к  смертной казни, вступивший в законную силу, обращается к исполнению после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании.

Смертная казнь  исполняется непублично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении  нескольких осужденных производится отдельно относительно каждого и в отсутствие других осужденных к смертной казни.

При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором  исполняется смертная казнь, и врач. По разрешению прокурора в исключительных случаях при исполнении смертной казни допускается присутствие и других лиц.

Смерть осужденного  констатируется врачом. Об исполнении приговора составляется акт.

Администрация учреждения, в котором исполняется  смертная казнь, обязана уведомить  об исполнении приговора суд, постановивший его, а суд извещает одного из близких родственников. Тело для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается.6

Также при обнаружении  у осужденного к смертной казни  признаков психического расстройства администрация учреждения организует его медицинский осмотр комиссией в составе трех врачей-специалистов, о чем составляется протокол.

В случае установления психического заболевания, лишающего  осужденного возможности отдавать себе отчет в своих действиях, приговор к смертной казни в исполнение не приводится и протокол медицинского осмотра направляется в суд, постановивший приговор.

В отношении  осужденного, имеющего психические  заболевания, суд приостанавливает исполнение приговора к смертной казни и решает вопрос о назначении осужденному принудительной меры безопасности и лечения.  В случае выздоровления осужденного вопрос о применении к нему смертной казни или возможности замены ее другим наказанием решается судом, постановившим приговор.

 

 

1.3 Конституционность  применения смертной казни

 

Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Не является исключением и Конституция Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 24 Конституции  каждый имеет право на жизнь. Государство  защищает жизнь человека от любых  противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Конституция не запрещает  смертной казни. Во-первых, она возможна лишь в соответствии с законом  за особо тяжкие преступления; во-вторых, носит исключительный характер, т.е. тем самым подчеркивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены; в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда. Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания впредь до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не может быть назначена:

1) лицам, совершившим  преступления в возрасте до  восемнадцати лет;

2) женщинам;

3) мужчинам, достигшим  ко дню постановления приговора  шестидесяти пяти лет (ст. 59).

Смертная казнь может  рассматриваться в различных  аспектах, в том числе как мера наказания конкретного лица, совершившего особо тяжкое преступление, и как мера устрашения, как мера превентивная, направленная против совершения соответствующих уголовно-наказуемых деяний. Тот, кто умышленно лишает жизни других в результате преступного деяния, сам оказывается вне ситуации, в которой ему гарантируется право на жизнь.

Именно исходя из права  каждого на жизнь в нашем уголовном  законодательстве содержатся формулировки, квалифицирующие как уголовно наказуемые деяния убийства, совершаемые гражданами.

В целях обеспечения  права на жизнь человек имеет  право не только на помощь, но и защиту со стороны государства, которое  к тому же обязано принимать все  меры для создания внутреннего и  международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Международными документами  считается допустимым лишение жизни  в случае осуществления законного  ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, а также для подавления бунта или мятежа.

Следует иметь в виду, что обычно происходит "плавный" переход от применения смертной казни  к отказу от нее. В зависимости  от применения смертной казни все  государства можно подразделить на соответствующие группы: 1) страны, где смертная казнь вообще не предусматривается, - Австрия, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция и др. (всего более 30); 2) страны, где смертная казнь допустима, но лишь в исключительных случаях, например в военное время, - Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Италия (около 20); 3) страны, сохранившие смертную казнь как возможный вид наказания, но не применяющие ее на практике в течение уже многих лет, - Бельгия, Боливия, Греция (около 20); 4) страны, применяющие смертную казнь за преступления; это в основном страны азиатского и африканского континентов, к этой группе относятся многие республики бывшего СССР, арабские государства. 7 Согласно докладу ООН 2007 года 146 государств отказались от смертной казни. В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире смертная казнь была приведены в исполнение в 27 странах и коснулась, по меньшей мере, 5628 человек. Наибольшее количество- 90% всех смертных приговоров, приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан.

Интересно, что в 1972 г. Верховный Суд США признал  существование в стране смертной казни противоречащим Конституции, однако она затем была восстановлена  в большинстве штатов.

В 1999 г. Протокол № 6 к Европейской Конвенции относительно отмены смертной казни ратифицировали  такие страны как Болгария,   Великобритания, Латвия,  Литва. В 2000 г. указанный Протокол ратифицировали Албания, Грузия,  Кипр,  Польша,  Украина,  в 2002 г. - Азербайджан, Босния и Герцеговина. Протокол № 6 подписали в 2001 г. - Армения, в 2003 г. - Сербия и Черногория, Турция. Республика Казахстан, не являясь членом Совета  Европы,  объявила  в декабре 2003 г. мораторий на исполнение смертной казни.

Проведенное 24 ноября 1996 г. в Республике Беларусь народное голосование по вопросу сохранения смертной казни не имело юридически обязательного значения, поэтому у законодателя нет препятствий для постепенного изменения оснований применения смертной казни за особо тяжкие преступления и в перспективе к полному отказу от такой меры наказания. Можно было бы ввести мораторий на исполнение смертной казни и по истечении определенного времени проанализировать, как данное решение повлияло на криминогенную обстановку.

В Республике Беларусь в  прошлом ежегодно приговаривалось  к смертной казни 20 - 30 человек. Эта цифра в последние годы увеличивается, в 1997 - 1998 гг. соответственно 46 и 47 человек было приговорено к исключительной мере наказания. Все лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на помилование Президентом. Независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются Главой государства.

Можно отметить, что в  дореволюционной России при населении 178 млн. чел. (1913 г.) к смертной казни было приговорено 612 человек, казнено 131 чел. В СССР в 1985 г. было исполнено 770 приговоров о смертной казни. В России и СССР смертная казнь отменялась четырежды - в 1743, 1917, 1920 и 1947 гг. Однако общество оказалось не готовым к такому решению.

В странах - членах Совета Европы смертная казнь не применяется. 28 апреля 1993 г. государства - члены Совета Европы подписали  Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 1 указанного Протокола смертная казнь отменяется, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. В ст. 2 Протокола предусмотрена возможность смертной казни за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В США, наоборот, несмотря на признание в свое время смертной казни противоречащей Конституции, в последующем в большинстве штатов (в 38 из 50) она была восстановлена. Совет Европы может для вновь принимаемых в эту организацию членов установить срок для ратификации Протокола N 6 к Европейской конвенции.

Хотя Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод Республикой Беларусь и не подписана, она может использоваться в качестве ориентира для развития белорусского законодательства и нашей  правоприменительной практики. Конвенция не рассматривает лишение жизни как нарушение права на жизнь, если оно является результатом силы, абсолютно необходимой для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

11 марта 2004 г. Конституционный  Суд вынес заключение по делу "О соответствии Конституции  Республики Беларусь и международным  договорам Республики Беларусь  положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни". В данном решении Конституционный Суд, по существу, констатировал, что в Республике Беларусь много сделано для совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, в целом приближения национальной правовой системы к международным стандартам, сложившимся в области применения смертной казни. В Заключении Конституционного Суда обращено внимание на то, что норма части третьей ст. 24 Конституции, допустившая применение наказания в виде смертной казни, одновременно содержит указание на его исключительный и временный характер.

Республиканское уголовное  законодательство планомерно развивалось  по пути сужения видов преступлений, за которые могла быть применена  смертная казнь, а также расширение круга лиц, к которым она неприменима. Сейчас в Уголовном кодексе более  чем в два раза сокращена сфера применения этого наказания по сравнению с УК 1960 г.

В качестве негативного  обстоятельства Конституционный Суд  отметил рост преступных посягательств  на жизнь человека. По сравнению  с 1994 годом, когда было зарегистрировано 952 убийства, в том числе и покушений на убийства, количество таких преступлений в 2002 г. возросло на 23,7%. Лишь в 2003 г. их число по сравнению с 2002 г. снизилось на 104 преступления.

В отдельные годы нестабильной была практика относительно вынесения  приговоров о смертной казни. Особый их "всплеск" приходился на 1997 - 1998 годы. О такой тенденции свидетельствует и судебная практика. Во-первых, смертная казнь на протяжении десятков лет применяется только за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Во-вторых, если до 1999 г. включительно осужденных к смертной казни ежегодно насчитывались десятки (например, в 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг. к смертной казни было приговорено соответственно 37, 29, 46, 47, 13 человек), то начиная с 2000 г. это уже единицы (в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 к смертной казни осуждено соответственно 4, 7, 4, 4, 2 и 2 человека; в процентах от общего количества осужденных эти цифры составляют тысячные доли).

Таким образом, сама судебная практика фактически иллюстрирует стремление к мораторию на смертную казнь. В то же время введение в качестве альтернативного уголовного наказания в виде пожизненного заключения означает "перенос" груза ответственности за применение смертной казни с законодателя на суды.

Конституционный Суд обратил внимание на то, что на сохранение в уголовном законодательстве указанного вида наказания оказывают свое влияние результаты проведенного в 1996 г. референдума, когда более 80% граждан оказалось против ее отмены. Хотя и здесь необходимо учитывать сложившуюся на то время ситуацию, а также действовавшее законодательство, когда в качестве альтернативы смертной казни максимально возможным было лишение свободы до 15 лет.

В указанном Заключении Конституционного Суда отмечено, что  на европейском континенте стало общим правилом неприменение смертной казни. Государства - члены Совета Европы, подписавшие и ратифицировавшие Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также 6-й и 13-й протоколы к ней, обязаны исключить применение смертной казни. Беларусь, как известно, пока не является членом Совета Европы, и для нее в этой связи указанные европейские документы необязательны. Не ратифицировала она и Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, который также обязывает каждое государство - участника этого протокола принять все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции.

Если конституционные  суды других государств, принимавшие  решения об отмене смертной казни, были связаны указанными международными документами, то Конституционный Суд Республики Беларусь соответствующей правовой базы международного уровня для принятия соответствующего решения не имел. На формирование позиции Конституционного Суда оказала влияние и динамика преступности, слабая работа по подготовке общественного мнения. Конституционный Суд счел, что часть третья ст. 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. Однако, исходя из содержания данной нормы, динамики преступности, необходимости выполнения Рекомендаций Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросу о смертной казни, принятых постановлением Палаты представителей от 13 июня 2002 г., а также учитывая, что Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах не ратифицирован Республикой Беларусь, не решен вопрос о ее полноправном членстве в Совете Европы и в силу этого не подписаны и не ратифицированы Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и соответствующие протоколы к ней, что обусловило бы в силу ст.ст. 8 и 116 Конституции Республики Беларусь верховенство указанных международных актов в системе национального права, Конституционный Суд пришел к выводу, что в современных условиях вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге - об объявлении моратория на его применение может быть решен Главой государства и Парламентом.8

Информация о работе Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь