Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 20:42, лекция
1. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.
2. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.
3. Понятие и содержание нормы уголовно-исполнительного права.
4. Применение норм уголовно-исполнительного права.
Пермский институт ФСИН России
Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право
Лекция:
Тема №7 Источники Уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительное законодательство
Пермь 2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Учебные вопросы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:
ВВЕДЕНИЕ
С этой лекции мы начинаем изучать конкретные нормативно- правовые акты, регулирующие уголовно – исполнительные правоотношения. Вы, должны знать содержание правовых актов, уметь им пользоваться это непременное условие получения образования, это азбука, которую вы должны усвоить. Без чёткого знания законодательства невозможно организовать работу в уголовно-исполнительной системе, поскольку её деятельность строго регламентирована нормами права.
Первый учебный вопрос: Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права
Источниками права являются официальные документы (нормативно-правовые акты) компетентных государственных органов, в которых закрепляются юридические нормы.
Под источниками права в общей теории понимается формы права, выраженные внешне в нормативно - правовых актах регламентирующих общественные отношения.
Нормативно-правовые акты как источники уголовно-исполнительного права, необходимо отличать от иных актов, которые не относятся к источникам права, таковыми являются:
Несходство нормативно-правовых актов и актов применения норм права выражается в следующем:
1) нормативно-правовые акты
2) нормативно-правовые акты
Источники уголовно-исполнительного права можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от органа принявшего нормативно правовые акты подразделяются
Предмет уголовно-исполнительного права четко определен в ч. 2 ст. 2 УИК РФ. Из ее анализа следует, что в систему уголовно-исполнительного права входят только те нормативно-правовые акты, которые изданы исключительно с целью правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на:
По сфере действия нормативно–правовые акты могут быть
Среди нормативно-правовых актов ведущая роль во всех отраслях права и законодательства отводится законам.
Законы подразделяются на конституционные и текущие, федеральные и принятые субъектами Российской Федерации.
Важнейшим источником отечественного права, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации.
Одним важнейшим источником уголовно-исполнительного права является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г., который является текущим (обыкновенным) законом. В нем, регулируется исполнение всех видов уголовных наказаний. УИК РФ определил цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структуру, содержание и принципы. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также иные вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания.
Поэтому к источникам уголовно –исполнительного права также относятся все законы, которые внесли изменения и дополнения в УИК РФ.
К ним можно отнести: Федеральный закон от 27декабря 2009 г.. № 377-ФЗ «О введения в действия наказании в виде ограничения свободы», Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ««О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанными больными наркоманией применяется с 1 января 2011г. и в части принудительных работ применяются с января 2013 г.» и др.
К источникам уголовно-исполнительного права можно отнести Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так как регламентирует порядок и условия содержания под стражей. правовой статус лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, изучаются практически только в рамках науки и учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право».
Наиболее близок по значению к источникам уголовно-исполнительного права Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».. Однако и он не является источником уголовно-исполнительного права, поскольку регулируемые им отношения относятся не к уголовно-исполнительным, а, скорее всего, к административно-правовым. Содержащиеся в Законе нормы не регулируют порядок и условия исполнения и отбывания наказания, а закрепляют организационно-правовые основы создания и функционирования как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее отдельных структурных подразделений, устанавливают правовой статус ее сотрудника и т. д.
Источниками уголовно-исполнительного права могут также являться решения Конституционного Суда РФ.
Значительную долю в системе уголовно-исполнительного законодательства составляют подзаконные нормативно-правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты, принимаемые министерствами юстиции и обороны, в том числе совместно с другими ведомствами1.
Правительством РФ принято ряд постановлений и распоряжений, относящихся к источникам уголовно-исполнительного права, в частности:
– от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», в соответствии с которым действие нормативных правовых актов Правительства РФ, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы МВД РФ, распространяется на их деятельность в составе Минюста России;
– от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственном изоляторе ФСИН на мирное время»;
Подавляющее большинство нормативно-правовых актов, регулирующих условия и порядок исполнения уголовных наказаний, приняты министерствами и ведомствами в развитие федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Речь идет о нормативных правовых актах, принятых Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством обороны РФ, а также актах, принятых несколькими ведомствами совместно.
Не все ведомственные акты содержат нормы права, поэтому не каждый из них можно отнести к его источникам. Таковыми являются приказы, посредством которых регулируются различные направления деятельности министерства, а также утверждаются разработанные положения и инструкции, как правило, детализирующие нормативный акт более высокого порядка. Издание некоторых из них прямо предусмотрено в законодательных актах. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой приняты Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ( утверждены приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205,); на основании ст. 152 УИК РФ Министерством обороны РФ приняты Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены приказом от 27 июля 1997 г. № 302) и т. д.
К числу основных ведомственных нормативных актов, являющихся источниками уголовно-исполнительного права, принадлежат:
– Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, конкретизирующие регламентацию основных вопросов деятельности учреждений, обеспечивающих порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы. В Правилах установлены особенности условий содержания различных категорий осужденных, а также перечень запрещенных к использованию осужденными предметов и вещей (Приказ МЮ РФ №205 от 03.11.2005);
– Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (объявлена приказом Минюста России от 13 июля 2006 г. № 252 – ДСП), регулирующая порядок осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России. Инструкция раскрывает понятие и содержание надзора, особенности его организации в учреждениях разного вида, закрепляет перечень должностных лиц, осуществляющих надзор, их функциональные обязанности и алгоритм действий при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, содержит образцы соответствующих документов;
–Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждена Приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142;
- Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, утверждена Приказом Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258. и т.д..
Важное место среди источников уголовно-исполнительного права занимают международно-правовые акты.
Все международно-правовые акты и стандарты обращения с заключенными можно разделить на две большие группы:
акты, содержащие нормы-принципы,
и акты, содержащие нормы-рекомендации.
И если выполнение последних желательно, но обусловлено юридическими, экономическими, социальными, географическими и иными возможностями государства, то нормы-принципы в случае их ратификации подлежат безусловному выполнению.
Второй учебный вопрос: Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
Под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.
Исходя из этого определения можно говорить, что действующее уголовно-исполнительное законодательство состоит:
а) из Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;