Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ уголовного права Древнего Китая.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
изучить историю зарождения уголовного права Древнего Китая;
раскрыть понятие и основные виды преступлений в уголовном законодательстве Древнего Китая;
рассмотреть систему наказаний в уголовном праве Древнего Китая
Введение 3
История зарождения уголовного права Древнего Китая 5
Понятие преступления и его виды 10
Система наказаний в уголовном праве Древнего Китая 16
Следствие и судопроизводство Древнего Китая 21
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Заключение 25
Китай - страна древней истории, культуры, философии. Одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.
Объектом данного исследования являются отношения возникающие в связи с совершением преступления и последующим за ним наказанием.
Целью данной курсовой работы является анализ уголовного права Древнего Китая.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды следующих ученых – юристов: Батыра К.И., Галанзы П.Н., Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А., Кучеры С., Черниловского З.М., и других.
Структура курсовой работы обусловлена объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Ни одна правовая система в мире
не испытала столь мощного влияния
двух противоборствующих философских
учений, как правовая система Древнего
Китая, в истории которой этико-
Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на "рациональных" и "справедливых" началах, но понимаемых каждой школой по-разному. Это привело к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом.1
В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.
На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану.
Правовые нормы в это время не вычленялись еще из общей массы религиозно-этических норм, с которыми они составляли единое целое. Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретают распоряжения и приказы правителя, его приближенных, высших чиновников, исполнение которых обеспечивается принуждением.
В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.
Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении "меры" во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.
………………………………………
Понятие преступления в Древнем
Китае связывалось с
Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или вещь.
Говоря о субъективной стороне, необходимо отметить, что китайское право различало преднамеренные преступления ("гу и") и преступления, совершенные по ошибке ("ши"), без умысла; по небрежности, неосторожности ("гоши"). При этом в Китае было распространено объективное вменение и принцип коллективной ответственности.
Из признания примата
В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу "если воля добрая, человек не нарушает закон", стали складываться специфические учения о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н.э.
В древнем праве проводились
различия и между оконченным преступлением
и покушением как проявлением
преступной воли, наказываемым в принципе
более мягко. Но нечеткость действия
многих общих принципов уголовного
права, которые деформировались
под прессом конфуцианских
Концепция "преступной воли" определяла
и содержание таких институтов как
соучастие и групповое
………………………………………….
Термин "бао" использовался в Древнем Китае в значении воздаяния за совершенное преступление. Живучесть представления о наказании как о воздаянии по принципу талиона, берущего свое начало с первобытнообщинного строя, определила длительное существование в Китае обычая кровной мести, с которым безуспешно боролись китайские правители.
Окончательное утверждение традиционной системы наказаний в V-IV вв. до н.э. было связано с ее философским осмыслением на основе использования сакральной у древних китайцев цифры "пять". Шкала наказаний включала в себя: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрацию и смертную казнь. Она дополнялась другими наказаниями - битьем толстыми или тонкими палками от 100 ударов до 500 ударов (500 ударов толстыми палками было равносильно смертной казни), обращением в рабство, штрафом. Крайняя жестокость наказаний, особенно при господстве легистов в царстве Цинь, где преступников варили в котле, вырывали у них ребра, сверлили головы, уравновешивалась в определенной мере возможностью применения символических уголовных санкций. Еще шаньско-иньскому Китаю, например, была известна особая система символических наказаний ("сян"), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Общество тем самым пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.
Пережитки символических наказаний встречались и в период Чжоу. Определенные попытки возродить эту систему предпринимались и в ханьском Китае, когда в 167 году до н.э. Сяо Вэнь специальным указом отменил телесные наказания и заменил их символическими. Эта попытка оказалась безуспешной, так как она противоречила воззрениям конфуцианцев, что тяжесть наказания должна соответствовать силе нарушения "ли", ибо всякое несоответствие нарушает гармонию, порождает ненависть. На тех же основаниях конфуцианцами велась борьба с легистами и против тяжких наказаний за легкие преступления. Своеобразным напоминаем "сян" в праве последующих столетий стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.2
…………………………………………..
В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).
Оно начиналось с заявления или доноса в уездную управу или окружное управление. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. "Право" на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Жестко, на основе принципа "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Выдавать своих людей, т.е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.
Доносчик обязан был указать год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции.
Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям.
При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.
Уездная управа не имела права рассматривать дела о мятеже, государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право на подачу прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих начальников.
Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.
Следствие могло иметь три результата:
обвиняемый признавал свою вину или
признавался виновным под тяжестью
улик; он мог быть оправдан; дело могло
быть признано сомнительным. Разрешалось
при определении наказания
Информация о работе История зарождения уголовного права Древнего Китая