Юридическая защита чести, достоинства
и деловой репутации
Введение
В современных условиях
защита прав человека все более
очевидно становится одной из
доминант общественного прогресса,
основой которого является общечеловеческий
интерес, приоритет общечеловеческих
ценностей. Подлинный прогресс
невозможен без должного обеспечения
прав и свобод человека, в том
числе права на честь, достоинство
и деловую репутацию.
Ни одно государство
не в состоянии не замечать
при принятии тех или иных
решений проблемы защиты прав
человека. Без этого невозможно
заложить нравственную и политическую
основу нашего будущего. У общества
нет будущего, если оно не уважает
права и свободы личности. Право
на честь, достоинство, деловую
репутацию является важнейшей
социально-правовой ценностью и
потребностью для любого государства
и общества. Очень важно при
этом создать подлинно правовое
государство, ибо правовое государство
и права человека неотделимы
друг от друга: правовое государство
— гарантия реальности прав
человека в плане их защиты
от нарушений, а права человека
— своеобразное гуманистическое,
человеческое измерение правовой
государственности.
Первый официальный
документ, посвященный гарантиям
прав человека, появился в СССР
5 сентября 1991 г. Таковым документом
стала Декларация прав и свобод
человека. В целях признания и
обеспечения прав человека в
Российской Федерации 22 ноября 1991
г. Верховный Совет Российской
Федерации утвердил Декларацию
прав и свобод человека и
гражданина. Положения этого важного
документа были включены и
в текст Российской Конституции.
Закрепление прав и
свобод человека в Основном
законе страны и других основополагающих
источниках прав человека определяет
ориентацию на их обеспечение
всех государственных органов.
Статья 1 Всеобщей декларации
прав человека (1948 г.) гласит: "Все
люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве
и правах. Они наделены разумом
и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в
духе братства".
В наши дни реальность
прав человека в России должна
рассматриваться как своего рода
показатель гуманизма общества,
социального строя и как критерий
оценки действий законодательной
и исполнительной власти.
Данная работа посвящена
одному из многих неимущественных
прав — праву на честь, достоинство
и деловую репутацию. Она состоит
из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматривается
вопрос о понятиях чести, достоинства,
и деловой репутации.
Во второй главе
рассматриваются вопросы о понятиях
гражданско-правовой защиты чести,
достоинства, деловой репутации.
Также рассматривается вопрос
возмещения неимущественного (морального)
вреда как меры социальной
защиты.
Честь, достоинство
и деловая репутация как правовые
категории
Понятие чести, достоинства
и деловой репутации
Понятия "честь",
"достоинство", "репутация"
определяют близкие между собой
нравственные категории. Различия
между ними лишь в субъективном
или объективном подходе при
оценке этих качеств.
Честь — объективная
оценка личности, определяющая отношение
общества к гражданину или
юридическому лицу, это социальная
оценка моральных и иных качеств
личности.
Достоинство — внутренняя
самооценка личности, осознание
ею своих личных качеств, способностей,
мировоззрения, выполненного долга
и своего общественного значения.
Самооценка должна основываться
на социально-значимых критериях
оценки моральных и иных качеств
личности. Достоинство определяет
субъективную оценку личности.
Категории чести и
достоинства определяют отношение
к человеку как высшей общественной
ценности.
Еще в Древней Греции
и Древнем Риме понятия чести
и достоинства соизмерялись с
уважением к личности, соотносились
с моралью и правом. Честь играла
видную роль в этике многих
великих мыслителей, политиков, философов
разных эпох и народов, характеризуя
далеко не в малой степени их общественные
взгляды и направления деятельности.
Честь представляет
собой могучую власть, крупнейшую
из сил, проявляемых в истории
отношений людей и народов
в целом.
Понятия чести и
достоинства имеют и определенную
направленность. Их объектом является
человек, или группа людей,
или коллектив, или в более
широком плане говорят о чести
нации.
Чувства чести и
достоинства не только переживаются,
но и осознаются, поэтому при
толковании понятия чести разграничивают
чувство чести от сознания
собственного достоинства. У человека
сознание и чувство чести и
достоинства как бы органически
слиты воедино, но их нельзя
отождествить.
При определении понятия
чести различают два аспекта:
объективный и субъективный, личный.
Честь — это и общественная
оценка общественного признания,
и стремление поддержать свою
репутацию. Ее содержание является
социальным, то есть не зависящим
от индивидуального человека, а
принадлежащим нравственным принципам.
Честь выступает как оценочная
категория, направленная от общества
к личности.
Что же касается
субъективной, личной стороны чести,
то она заключается в способности
человека оценивать свои поступки,
подавлять в себе эгоистические,
безнравственные стремления и
намерения, осуществление которых
в данном обществе расценивалось
бы как бесчестье, и в его
способности действовать в соответствии
с принятыми в этом обществе
моральными нормами, правилами.
Личная сторона чести
всегда неразрывна с социальной,
подчиняется и обусловливается
последней, оказывает на нее
огромное воздействие, так как
человек не может "уклониться"
от общественного мнения, от суждений
окружающих его людей, которые
оценивают его поступки.
Роль общественного
мнения очень велика, в силу
того или иного общественного
мнения приходят и уходят политические
партии и движения, политические
и государственные деятели самых
различных уровней. Под его
влиянием могут происходить изменения
в любой из жизненно важных
сфер общественной жизнедеятельности.
Каждому человеку, таким
образом, приходится волей-неволей
примиряться с тем, что другие
люди судят о его поступках
по-своему. Он не может подчиниться
началу свободного выбора.
Положительная оценка
деятельности и поведения человека
со стороны общества возвышает
его в глазах окружающих, благотворно
воздействует и на чувство
собственного достоинства, придает
ему силы для дальнейшего нравственного
совершенствования. Разные последствия
для того или иного лица
может вызвать его отрицательная
оценка. В одних случаях она
заставляет человека стремиться
к исправлению своих недостатков,
в других — усугубляет их. Поэтому
общественная оценка должна быть
объективной.
Честь является категорией
исторической, ибо она возникла
с появлением человеческого общества,
поэтому ни это общество, ни
личность не в состоянии отменить
эту нравственную категорию. Следовательно,
пока существует человеческий
коллектив, его отдельные члены
будут подвергаться определенной
оценке со стороны окружающих
лиц. При этом общественная
оценка не зависит от воли
и желания самого оцениваемого
лица.
В основе представления
о чести лежит определенный
критерий нравственности. В силу
этого проявляется объективный
характер категории чести. Но
нельзя отрицать возможности
формирования неправильной общественной
оценки по отношении к кому-либо.
Таким образом, честь — это
категория, отражающая достоинство
индивида в сознании других
людей, общественная его оценка,
положительная репутация человека.
Вместе с честью, понимаемой
в обществе как определенная
социальная оценка человека, находится
категория достоинства. Достоинство
— это самооценка личности, основанная
на ее оценке обществом. Такая
неразрывная связь чести и
достоинства вполне объяснима
и естественна, так как, находясь
в определенном коллективе, в
обществе в целом, лицо (человек)
не может не считаться с
тем, как оценивает его коллектив,
общество. В силу этой общественной
оценки в сознании человека
складывается представление о
себе как члене определенного
коллектива, общества, о своем месте
и значении для коллектива
и общества в целом.
Достоинство того или
иного человека заключается в
духовных и физических качествах,
ценных с точки зрения потребностей
общества. Эти личные качества
и составляют то, что принято
называть личным достоинством. Однако
человек также обладает определенной
ценностью и безотносительно
к его индивидуальным качествам,
социальному положению, профессиональной
принадлежности. Такой ценностью
и является человеческое достоинство.
Достоинство, как и
честь, сочетает в себе и
социальную, и индивидуальную стороны.
Его социальный характер проявляется
в том, что достоинство как
моральная ценность и общественно-значимое
качество личности определяется
существующими общественными отношениями
и часто не зависит от человека.
Но данная категория выступает
еще как сознание и чувство
собственного достоинства. Эти
субъективные стороны достоинства
представляют собой осмысление
и переживание человеком своей
моральной ценности и общественной
значимости, они обусловливаются
общественными отношениями и
зависят от них.
Признание обществом
достоинства личности означает
определенную оценку всех моральных
качеств, которыми она обладает.
Аморальное в человеке осуждается
обществом. Чем сильнее развиты
в человеке чувство уважения
к другим людям, доброжелательность,
благородство, отзывчивость, чуткость,
честность, искренность, скромность
и т. д., тем большую ценность
он представляет для общества,
тем более высокую оценку его
он получает. Отсюда необходимо
воспитание этих качеств в
человеке с первых дней его
жизни. Определяющим в формировании
достоинства является отношение
человека к окружающей его
действительности, взаимоотношение
с тем коллективом, в котором
он находится.
Честь и достоинство
между собой имеют неразрывную
связь в силу того, что в
их основе лежит единый критерий
нравственности. Между тем, несмотря
на неразрывную связь, существующую
между общественной оценкой лица
и его самооценкой, между честью
и достоинством, есть и различия.
Они заключаются в том, что
честь — объективное общественное
свойство, а в достоинстве на
переднем плане субъективный
момент, самооценка. Отсюда можно
сделать вывод, что достоинство
человека находится в определенной
зависимости от его воспитания,
духовного мира, особенностей его
психического склада.
В общем виде достоинство
представляет собой своеобразную
совокупность положительных качеств
индивида, его моральную ценность.
Оно может рассматриваться как
социальная значимость того или
иного лица, обусловленная его
общественно-полезными свойствами.
Категории честь и
достоинство вытекают одна из
другой. Они едины, но не тождественны.
Честь и достоинство
граждан нельзя назвать одинаковыми,
поскольку не являются одинаковыми
их заслуги перед обществом.
Содержание чести и достоинства
любого человека постоянно обогащается,
меняется по мере развития
его общественной деятельности.
Неразрывно с честью
и достоинством понятие репутации.
Следует заметить, что понятие
репутации в каком-то смысле
совпадает с понятием чести
в ее внешнем, объективном значении.
Репутация человека
зависит от него самого, так
как формируется на основе
его поведения. Насколько человек
дорожит своей репутацией, судят
по его поступкам. "Что человек
делает, таков он и есть", —
писал Гегель.
Репутация может быть
положительной или отрицательной
и имеет подвижный характер
в зависимости от того, на какой
информации она базируется.
Репутация завоевывается
делом, отсюда, по всей видимости,
было введено понятие деловой
репутации.
Деловая репутация
— понятие, подвергшееся в
настоящее время реанимации. Его
возрождение естественно и необходимо.
Однако не стоит привязывать
этот процесс только к коммерциализации
общества, поскольку сама тенденция
к коммерциализации не обусловливает
появления подобных тонких элементов
внутри взаимоотношений субъектов
общества, но лишь готовит необходимую
базу для их рождения и полнокровного
развития.
Можно выделить три
отличия понятий чести и достоинства
от понятия деловой репутации.
Первое отличие —
это субъективный состав правоотношений.
Носителем деловой репутации
может быть только субъект
— производитель материальных
благ (товаров, услуг, работ). Хотя
деловая репутация — термин
общегражданский и не относится
только к коммерческому праву,
он обозначает весьма конкретное
понятие. Носителем же чести
и достоинства может быть любое
лицо.
Второе отличие состоит
в том, что деловая репутация
не является личным, но лишь
связанным с лицом благом. Честь
— это оценка личности обществом,
достоинство — внутренняя самооценка
личности.