Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:04, реферат
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Помимо этих ветвей власти признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 10-12 Конституции РФ). Эффективная, отвечающая современным требованиям деятельность органов власти и местного самоуправления является залогом соблюдения прав и интересов граждан, успешного решения задач, стоящих перед обществом. Государство, наделяя своих представителей большими правами по сравнению с обычными гражданами, предъявляет к ним и более высокие требования, вплоть до привлечения в случаях нарушения законов к уголовной ответственности (см. гл. 30 УК). При выполнении должностными лицами своих служебных обязанностей они обеспечиваются усиленной охраной, в том числе и применением к лицам, препятствующим такой деятельности, суровых мер ответственности.
Юридический анализ преступления против порядка управления
Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения
на законодательную, исполнительную и
судебную. Помимо этих ветвей власти признается
и гарантируется местное самоуправление
(ст. 10-12 Конституции РФ). Эффективная, отвечающая
современным требованиям деятельность
органов власти и местного самоуправления
является залогом соблюдения прав и интересов
граждан, успешного решения задач, стоящих
перед обществом. Государство, наделяя
своих представителей большими правами
по сравнению с обычными гражданами, предъявляет
к ним и более высокие требования, вплоть
до привлечения в случаях нарушения законов
к уголовной ответственности (см. гл. 30
УК). При выполнении должностными лицами
своих служебных обязанностей они обеспечиваются
усиленной охраной, в том числе и применением
к лицам, препятствующим такой деятельности,
суровых мер ответственности. Нормы, предусматривающие
ответственность за нарушение нормальной
деятельности органов власти и местного
самоуправления, сосредоточены в гл. 32
УК. Устанавливая суровые меры ответственности
за посягательства на порядок управления,
законодатель тем самым стремится обеспечить
властным отношениям, складывающимся
между управляющими субъектами (должностными
лицами, органами управления) и управляемыми
(гражданами и организациями), режим наибольшего
благоприятствования в целях их нормальной
реализации . Объектом рассматриваемой
группы преступлений является нормальная
деятельность органов власти и местного
самоуправления, понимаемая как складывающиеся
между органами управления и гражданами
отношения по поводу осуществления первыми
- распорядительных, административных
функций и подчиненности, обязательности
исполнения и дисциплины - вторыми. Посягательства
на порядок управления не только нарушают
нормальную деятельность органов власти
и управления, но и подрывают авторитет
власти и ее представителей в глазах населения.
К тому же подобного рода деяния нередко
ставят под угрозу причинения вреда личную
безопасность представителей власти,
их жизнь, здоровье, честь и достоинство,
а также соответствующие блага их близких
. С объективной стороны преступления против
порядка управления характеризуются активной
формой поведения, о чем свидетельствуют
используемые законодателем термины:
"посягательство", "применение
насилия", "разглашение сведений",
"приобретение", "подделка" и
т.д. По законодательной конструкции преступления
против порядка управления описываются
в нормах закона как формальные составы
преступлений: оскорбление представителя
власти (ст. 319 УК), незаконное пересечение
Государственной границы Российской Федерации
(ст. 322 УК), уклонение от прохождения военной
и альтернативной гражданской службы
(ст. 328 УК) и другие, так и материальные
составы: похищение или повреждение документов,
штампов, печатей (ст. 325 УК), самоуправство
(ст. 330 УК) и др. С субъективной стороны
рассматриваемое преступление характеризуется
только умышленной формой вины. Для некоторых
преступлений обязательным признаком
является специальная цель: посягательство
на жизнь сотрудника правоохранительного
органа (ст. 317 УК), разглашение сведений
о мерах безопасности, применяемых в отношении
должностного лица правоохранительного
или контролирующего органа (ст. 320 УК)
и др. Субъектом преступления может быть
только частное лицо, достигшее 16-летнего
возраста. В случае совершения преступления,
предусмотренного гл. 32 УК, должностным
лицом ответственность последнего наступает
по статьям о преступлениях против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления. Таким
образом, преступления против порядка
управления представляют собой совершаемые
частными лицами умышленные общественно
опасные деяния, причиняющие вред или
ставящие под угрозу причинения вреда
нормальную деятельность органов власти
и самоуправления.
2. Преступления,
посягающие на общественные отношения,
установленные специальными правилами
для обеспечения порядка управления: а)
незаконное пересечение Государ-ственной
границы Российской Федерации (ст.322 УК);
б) противоправное изменение Госу-дарственной
границы Российской Федерации (ст.323 УК);
в) уклонение от прохождения во-енной и
альтернативной гражданской службы (ст.328
УК), г) самоуправство (ст.330 УК).
3. Преступления, посягающие на установленный
порядок ведения официальной доку-ментации:
а) похищение или повреждение документов,
штампов, печатей (ст.325 УК); б) подделка,
изготовление или сбыт поддельных документов,
государственных наград, штам-пов, печатей,
бланков (ст.327 УК); в) подделка или уничтожение
идентификационного номера транспортного
средства (ст.326 УК). Итак, важным условием
нормального функционирования общества
является управление людьми, осуществляемое
властными органами и их работниками -
должностными лицами, в том числе представителями
власти. В процессе управленческой деятельности
возникают многообразные отношения, которые
можно разделить на две группы: внутренние
отношения в органах управления и отношения
органов управления с гражданами. Все
преступления, посягающие на эти отношения,
являются преступлениями против государственной
власти (разд. X), однако в первом случае
речь идет о преступлениях против интересов
государственной службы (гл. 30), а во втором
- против порядка управления (гл. 32). Поэтому
основным объектом группы деяний, предусмотренной
гл. 32, признается нормальная деятельность
органов государственного управления
в той ее части, в которой указанными деяниями
нарушаются отношения между этими органами
и гражданами. Еще одно отличие между сопоставляемыми
главами заключается в том, кто выступает
в роли нарушителя: субъектами составов
гл. 30 являются должностные лица, а гл.
32 - граждане, не обладающие полномочиями
в сфере управления. Таким образом, преступления
против порядка управления - это посягательства
на управленческие отношения, совершенные
гражданами, не являющимися субъектами
управления. Весьма близкими к этим преступлениям
являются административно-правовые деликты,
о чем свидетельствует частое перемещение
правонарушений из уголовного права в
административное и наоборот. О тесной
связи между этими отраслями свидетельствует
наличие в КоАП специальной гл. 19, предусматривающей
ответственность за посягательства на
порядок управления, которые отличаются
от соответствующих преступлений главным
образом степенью опасности. Например,
в обоих кодексах есть ответственность
за самоуправство, которое в зависимости
от того, был ли причиненный вред существенным,
признается либо преступлением (ст. 330
УК), либо проступком (ст. 19.1 КоАП). Из-за
широты понятия "порядок управления"
возникают трудности при классификации
норм данной главы. Наиболее целесообразной
представляется классификация, основанная
на объектах посягательства - составных
частях порядка управления, условиях нормального
функционирования его механизма. Такая
классификация выглядит следующим образом: 1)
посягательства на представителей власти: 2)
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного
органа (ст. 317); 3) применение насилия в отношении
представителя власти (ст. 318); 4) оскорбление
представителя власти (ст. 319); д) разглашение
сведений о мерах безопасности, применяемых
в отношении должностного лица правоохранительного
или контролирующего органа (ст. 320); 5) дезорганизация
деятельности учреждений, обеспечивающих
изоляцию от общества (ст. 321); 6) посягательства
на неприкосновенность Государственной
границы:
незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322); 7) противоправное изменение Государственной границы (ст. 323); 8) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами: 9) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324); 10) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325); 11) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326); 12) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327); 13) изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 327.1); 14) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы: 15) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328); 16) посягательства на авторитет государства: 17) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329); 18) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав: самоуправство (ст. 330).
Анализ состава преступления
предусмотренного статьей 325, 327 УК РФ.
Похищение или повреждение документов,
штампов, печатей либо похищение марок
акцизного сбора, специальных марок или
знаков соответствия Объект данного преступления
- установленный порядок обращения официальных
документов, штампов, печатей, марок акцизного
сбора, специальных марок или знаков соответствия. Предметом
преступления являются: официальные документы,
штампы и печати (ч. 1); паспорт и другие
важные личные документы (ч. 2); марки акцизного
сбора, специальные марки или знаки соответствия,
защищенные от подделки (ч. 3). Штамп и печать
представляют собой печатные формы, которые
используются для производства оттиска
на документах. Штамп предназначен для
производства оттиска на бумажных носителях
и чаще всего ставится в углу документа
и имеет форму квадрата. В содержание штампа
входит наименование юридического лица,
его юридический адрес, но в него может
быть включена и иная информация. Печатью
является специальная форма с рельефным
или углубленным изображением текста
и символом юридического или физического
лица. Так же как и штамп, печать в основном
используется для производства оттисков
на бумажных носителях, но она может быть
использована и для производства оттисков
на других материалах, например на сургуче.
Гербовая печать - это печать круглой формы
с изображением герба Российской Федерации
и наименованием юридического лица. Образцы
печатей и штампов утверждаются подзаконными
нормативными актами. По смыслу уголовного
закона (ч. 1 ст. 325 УК РФ) уголовная ответственность
наступает за уничтожение не всяких документов,
а лишь официальных, определяющих какие-либо
полномочия учреждений, организаций, объединений,
а не частных лиц. Объективная сторона
преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
325 УК РФ, заключается в следующих альтернативных
действиях: похищении, уничтожении, повреждении
или сокрытии официальных документов,
штампов или печатей, совершенных из корыстной
или иной личной заинтересованности.
Задача 4
Дача Попова в течение зимы была дважды обворована неизвестными лицами. По окончании очередного дачного сезона Попов перенес наиболее ценные вещи в темный чулан и на чердак. При этом в чулане он установил самодельный капкан на крупного зверя, а на чердаке соорудил устройство, с помощью которого с трехметровой высоты падало тяжелое бревно при прикосновении сложенным на чердаке вещам. В декабре, приехав проверить сохранность имущества, он обнаружил на своей даче Крючкова со сломанным позвоночником и отмороженными ногами, что судебно медицинской экспертизой отнесено к тяжкому врежу здоровью. Как потом выяснилось Крючков совершил две предыдущие кражи имущества Попова и в этот раз проник на дачу с теми же намерениями. Должен ли нести уголовную ответственность Попов?
Ответ:
Согласно ст. 14 ГК РФ, допускается
самозащита гражданских прав.
Способы самозащиты должны быть соразмерны
нарушению и не выходить за пределы действий,
необходимых для его пресечения. В данной
ситуации Попов, устанавливая капканы
и ловушки, реально осознавал степень
возможного причинения вреда здоровью,
поэтому действия Попова подпадают под
ст. 111 УК РФ "Умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью". Попов нести
уголовную ответственность Оснований
для прекращения уголовного дела в отношении
Попова нет.
Задача 43
Дерюгин, Величко и Лацков пригласили
на вечеринку в квартиру последнего 16-летнюю
В. и С., 13,5 лет, где вместе употребляли
спиртное. Когда С. оказалась в состоянии
сильного опьянения, Дерюгин, зная о ее
возрасте, уложил ее в постель в соседней
комнате и, не встретив сопротивления,
совершил с ней половой акт. Величко и
Лацков в это время с силой удерживали
В., пытавшуюся прийти на помощь подруге
и не допустить происшедшего. Затем Величко
и Лацков пытались сорвать одежду с В.,
чтобы совершить с ней насильственный
половой акт, но прибывшие по сигналу соседей
сотрудники милиции пресекли их действия.
Квалифицируйте
содеянное Дерюгиным, Величко и Лацковым.
Имеет ли юридическое значение осознание
виновными возраста С.?
Можно ли Величко и Лацкова признать соучастниками
изнасилования, совершенного Дерюгиным?
Ответ:
Согласно пп.1 п. 3 ст. 132 деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет. Т. е. Дерюгин попадает под действие этой статьи. А действия Величко и Лацкова попадают под действие п. 4 ст. 132 б) совершены в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
Задача 53
В день проведения выборов в
местный законодательный орган власти
член участковой избирательной комиссии
Грехова при окончательном подсчете голосов
заведомо исказила данные в пользу одного
из избирательных объединений и поставила
свою подпись в окончательном протоколе,
фиксирующем результаты голосования.
Будучи изобличенной, свой поступок она
объяснила тем, что именно только это избирательное
объединение может осуществлять созидательную
деятельность.
Квалифицируйте действия Греховой.
Ответ:
Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ), который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это - ст. 141 (»Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий») и ст. 142 (»Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов») В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидата; протоколы избирательных комиссий. Преступление, предусмотренное ст. 142 УК, проявляется в ряде действий, которые угрожают основам демократии в Российской Федерации и, в частности, посягают на возможность реализации положений ст.ст. 3 и 32 Конституции Российской Федерации, предусматривающих порядок формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления и разрешения важнейших вопросов государственного устройства и общественной жизни. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает какое-либо из указанных в диспозиции комментируемой статьи действий, и желает его совершить. Субъект преступления специальный - член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии референдума. Таким образом, действия Греховой можно квалифицировать по ст.142 УК РФ.
Информация о работе Юридический анализ преступления против порядка управления