Юридический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить и сформулировать юридическое определение феномена юридического процесса, выявить каковы его место и назначение в правовой практике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание и научно-практическую специфику понятия «юридический процесс»;
2. Проанализировать различные виды типологий юридического процесса;
3. Выявить проблемы и противоречия многообразия классификаций юридического процесса;
4. Описать стадии и юридического процесса как упорядоченного комплекса социального бытия.

Файлы: 1 файл

_ридичексий процесс_курсовая 2.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)


 

Введение

 

Актуальность рассматриваемой  в работе проблемы определения и  изучения содержания понятия «юридический процесс» определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, построением правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.  
          Роль процедурных и процессуальных норм в современном государстве резко возрастает - правовой режим в нашей стране должен, прежде всего, определяться технологией реализации юридических предписаний. В нашем государстве важнее определиться не в том, что нужно делать, а в том, каким образом это делать (В. М. Горшенев). Ответ на этот вопрос и должна дать конструкция юридического процесса, объединяющая различные правовые процедуры и судопроизводства.

Значение рассматриваемых  в данной работе вопросов состоит  в том, что Россия, становясь на путь стабильности и формирования условий  для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость возрождения и развития в России правовой культуры.

В современной правовой науке юридический процесс получил  достаточно широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности. 
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, то есть по заранее установленным юридическим правилам. Таким образом, одним из первых гносеологических шагов к правовому государству становится изучение феномена юридического процесса. 

В российской юридической  науке проблема феноменологии и  типологии процесса впервые была сформулирована в классических дореволюционных трудах И. Я. Фойницкого, Н. Н. Розина, П. И. Люблинского и др. Попытка ее решения на основе марксистского учения предпринималась Н. Н. Полянским, М. А. Чельцовым, М. С. Строговичем, В. П. Нажимовым. С 90-х годов XX века намечается новая система взглядов о типах и формах процесса (Ю. В. Мещеряков), активно отстаивается идея состязательности (Э. Ф. Куцова, А. М. Ларин, И. Л. Петрухин, В. М. Савицкий и др.), появляются специальные исследования состязательной формы, типа процесса (С. Д. Шестакова, К. Б. Калиновский). Однако эти отдельные и разрозненные попытки не могли заполнить многолетний вакуум в науке. Масштабность проблемы требовала масштабных исследований. Таким исследованием стала докторская диссертация А. В. Смирнова, результаты которой увидели свет в двух монографиях: «Модели уголовного процесса» (СПб., 2000) и «Состязательный процесс» (СПб., 2001). Эти работы энциклопедического характера не только систематизируют все разновидности юридического процесса, но и открывают путь для формирования философии и социологии юридического процесса. 
Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В. М. Горшенев.

Цель нашего исследования: изучить и сформулировать юридическое определение феномена юридического процесса, выявить каковы его место и назначение в правовой практике.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:  
1. Изучить содержание и научно-практическую специфику понятия «юридический процесс»;

2. Проанализировать различные  виды типологий юридического  процесса; 

3. Выявить проблемы  и противоречия многообразия  классификаций юридического процесса;

4. Описать стадии и  юридического процесса как упорядоченного  комплекса социального бытия.

 

Курсовая работа состоит  из введения, трех частей, заключения и  библиографии.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

 

Юридический процесс — это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

В правовом государстве  или в государстве, которое стремится  стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются  в следующем.

Во-первых, это властная деятельность компетентных органов  и должностных лиц; во-вторых, это деятельность,  осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений  общего  (нормативные акты) или  индивидуального (акты применения права) характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т. д., и выносит различные процессуальные решения - постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений  юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т. д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного  процесса - принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны   процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского процессуального кодекса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так Кодекс РСФСР   об   административных   правонарушениях   содержит   раздел «Производство об административных правонарушениях» производство по уголовным делам осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса).

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического процесса - праворазъяснительный1. Для этого есть некоторые основания:   в   ходе   право-разъяснительной   деятельности   издаются специфические юридические решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Специфические особенности имеет  также производство по исполнению правоприменительных  решений:  судебных  приговоров,  решений  по гражданским делам, постановлений об административном аресте и других решений о применении мер государственного принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность  государственных  органов  следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного процесса.

Виды юридического процесса различаются  также по отраслевому признаку. В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно   гражданское   судопроизводство   и   предварительное расследование, и судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по административным делам, связанным с применением мер юридической ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер государственного принуждения. Таким образом, по  отраслевому  признаку  выделяются  гражданский,  уголовный  и административный процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс. Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Для юридической деятельности характерен определенный порядок,  который должен быть - и в большинстве случаев является - оптимальным для совершения тех или иных юридически значимых действий. Он устанавливается соответствующими нормативными предписаниями. Например, регламент работы представительных органов государственной власти, принятия законодательных актов, проведения выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на жилье, получение наследства и т.п.                            

Оптимальный порядок  содержит программу юридической  деятельности, он имеет ориентирующее значение для достижения определенной правовой цели, тем самым, повышая эффективность правового регулирования юридической деятельности и гарантируя ее правомерность и результативность. Нарушение порядка представляет собой правонарушение, а в отдельных случаях результаты такой неправомерной деятельности признаются юридически ничтожными (недействительными).                                                 

Например, обращение гражданина в суд для защиты нарушенного» или оспоренного субъективного права без соблюдения установленного гражданским процессуальным законом (Гражданским процессуальным кодексом) порядка не приведет к желаемому результату: судья либо откажет в принятии заявления, либо оставит поданное заявление без движения, либо прекратит производство по делу, либо оставит заявление без рассмотрения.

Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости  от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть простым или развернутым. Так, в принципе не вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фактов: порядок выдачи актов гражданского состояния (рождения, усыновления, регистрации брака или развода, смерти) органами загса, нотариальное удостоверение бесспорных обстоятельств.

Значительно сложнее  установленный законом порядок  расследования преступлений или судебного разрешения споров о праве гражданском, где многие действия следователя, суда, заинтересованных лиц и других участников упорядочиваются по правилам предшествования и следования (причинно-следственной связи действий и актов юридического процесса).

Нормативно  установленные формы упорядочивания юридической деятельности и образуют юридический процесс. Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Горшенев и его научная школа2. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих правовых актах - официальных документах3.

Для характеристики юридического процесса первостепенное значение имеет категория формы деятельности. Форма - это правовая конструкция нормативного упорядочивания деятельности и соответствующих документов. Она представляет собой совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение конкретного результата. Определенность данных требований обеспечивается соответствующими санкциями, среди, которых наиболее типичны пресекательные, преследующие цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ, в принятии заявления, отказ в совершении действий, прекращение соответствующего юридического производства).

Правовая форма - в той или иной степени - присуща любой юридически значимой деятельности (законотворческой, осуществлению властных полномочий административными и судебными органами). Форма служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм.

Юридическая форма регламентирует как правовую деятельность граждан, организаций, должностных лиц и компетентных органов, так и официальные документы, в которых закрепляются итоги этой деятельности. Включение в состав формы документов, имеющих юридическое значение, обязательно, коль скоро в современном российском делопроизводстве существует четко выраженная тенденция документирования всех юридических фактов: актов гражданского состояния, абсолютного большинства сделок, правонарушений, актов судебной юрисдикции, волеизъявления государственной власти и т.п. Соответственно следует различать форму деятельности и форму правовых документов. Первая - устанавливает, кто, какие действия, в какой последовательности, и в какой срок, может или должен совершить. Содержание такой формы сводится к следующим положениям: исчерпывающе точный состав участников юридического процесса; их права и обязанности по совершению правовых действий и поступков; последовательность совершения названных действий. Юридический процесс - это всегда динамичный состав фактов, имеющих правовое значение. Ими являются действия и поступки участников процесса. Определены сроки (время) совершения фактов; правовые санкции за несоблюдение требований формы.

Информация о работе Юридический процесс