Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2015 в 20:17, доклад
Для борьбы со случайным взяточничеством и коррупцией нужны разные меры. Имеющиеся в настоящее время в законодательстве способы выявления взяток и злоупотребления служебным положением основаны на использовании контролирующих структур, находящихся внутри системы, и не всегда годятся для разрушения сложившихся коррупционных сообществ. Если степень коррумпированности в каком-либо ведомстве (доля сотрудников, вовлеченных в коррупционные схемы) превышает некоторую критическую величину, используемые методы могут давать обратный эффект, то есть помогать сообществу избавляться от случайных людей, не принявших его правил игры.
Как соотносятся понятия «взятка» и «коррупция»?
Взятка как таковая может существовать сама по себе, а может быть элементом целенаправленно созданной системы условий для ее дачи и получения. Сама по себе взятка носит случайный характер, является следствием случайно возникших условий, когда обе стороны заинтересованы в осуществлении сделки. Но когда эти условия целенаправленно создаются одной или обеими сторонами, то можно говорить о коррупции. Например, когда для законного получения какой-нибудь справки заявитель предлагает ответственному чиновнику определенное вознаграждение за ускорение процедуры, причем в установленные сроки он может получить эту справку и без него, эти условия можно считать случайными. В то же время, если чиновники целенаправленно создали систему, когда получить эту справку в установленные сроки без специального вознаграждения практически невозможно, это уже коррупция.
Другой вариант, когда взятка дается за некоторое незаконное действие или бездействие чиновника. Если чиновник берет мзду и выполняет условия сделки на свой страх и риск, то есть, сознавая, что его могут поймать за руку его руководитель или контролирующий орган, с которыми он заранее не договаривался об обеспечении безопасности сделки, то это случайные условия, но если между непосредственным получателем и контролирующими органами существует гласный или негласный договор прикрытия – это коррупция. Таким образом, взятка и коррупция соотносятся между собой как обычная и организованная преступность.
Для борьбы со случайным взяточничеством и коррупцией нужны разные меры. Имеющиеся в настоящее время в законодательстве способы выявления взяток и злоупотребления служебным положением основаны на использовании контролирующих структур, находящихся внутри системы, и не всегда годятся для разрушения сложившихся коррупционных сообществ. Если степень коррумпированности в каком-либо ведомстве (доля сотрудников, вовлеченных в коррупционные схемы) превышает некоторую критическую величину, используемые методы могут давать обратный эффект, то есть помогать сообществу избавляться от случайных людей, не принявших его правил игры. При наличии обоснованных подозрений в существовании коррупционной системы для ее разрушения могут использоваться только внешние факторы и структуры, создаваемые специально для решения этой задачи, поскольку постоянные структуры рано или поздно полностью или частично будут вовлечены в коррумпированные сообщества.
Для усложнения условий и увеличения риска взяточничества и разрушения сложившихся коррупционных связей нужны следующие меры:
При таком порядке дача взятки сотруднику ГИБДД, зафиксировавшему нарушение, теряет смысл, поскольку он не сможет удалить или испортить зафиксированную информацию и повлиять на последующее наказание водителя.
В вопросах борьбы с коррупцией большое значение имеет вопрос о неприкосновенности лиц, занимающих государственные или муниципальные должности: депутатов, высших чиновников исполнительной власти, судей и прокуроров. В принципе, все граждане по конституции равны перед законом, поэтому наличие особого порядка рассмотрения дел в отношении этих лиц является неконституционным. В то же время, состояние коррупции в правоохранительных органах приводит к тому, что при принятии решения в рамках своей компетенции чиновник может подвергаться давлению с использованием правоохранительной системы. Против него могут возбудить уголовное дело, заключить под стражу и т.п. В то же время и сам чиновник может оказывать давление на следствие при расследовании дел в его отношении. Для минимизации подобного давления нужно, чтобы расследование в отношении ответственного чиновника проводилось вышестоящими правоохранительными органами. Если при расследовании какого-либо уголовного дела появляются сведения о причастности к этому делу чиновника или депутата органа власти определенного уровня, то расследование всего этого дела должно быть немедленно передано следственным органам уровня, следующего за уровнем органа власти, который представляет этот чиновник или депутат. Например, дело в отношении депутата городского совета или мэра города должны расследовать следственные органы области и рассматривать областной суд. При этом следствие в рамках своей компетенции не ограничено ничем, кроме закона. Это позволит снизить давление подозреваемых или других заинтересованных лиц на зависимые от них следственные органы. Давление на ответственных лиц может осуществляться и через их близких родственников. В этом случае расследование также может и должно передаваться в вышестоящие правоохранительные органы по заявлению чиновника или других заинтересованных лиц с обоснованием причины. Неприкосновенность должна сохраниться только для депутатов федерального собрания, президента и премьер-министра и только в отношении применения к ним мер пресечения, проведение других следственных действий не требует дополнительных разрешений. В этом случае расследование дела ведет генеральная прокуратура, а для применения мер пресечения требуется утверждение их в другой палате: в отношении депутата Госдумы решение принимает Совет Федерации, и наоборот. В отношении президента и премьер-министра требуется разрешение обеих палат. Сейчас разрешение требуется на практически любые следственные действия, включая возбуждение уголовного дела, а без этого иногда невозможно добыть материалы для представления в орган, дающий это разрешение.
Информация о работе К вопросу о способах противодействия коррупции