Классификация осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

Раскрывая данную тему, в первую очередь хотелось бы отметить, что правовые основы исполнения уголовных наказаний в РФ значительно изменились. Были приняты законодательные акты, натравленные на совершенствование деятельности уголовно - исполнительных учреждений и органов, на приближение порядка и условий отбывания наказаний к общепризнанным международным стандартам. Особое место здесь занимает новый уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997 года, который существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1971 года.

Файлы: 1 файл

К.Р. по УИП.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Юридический факультет

Кафедра уголовного права  и процесса

 

 

Контрольная работа

по уголовно-исполнительному праву  России

Вариант 2

Тема:

Классификация осужденных к лишению свободы. Порядок приема

 и распределения осужденных  по отрядам в исправительном  учреждении.

  • Выполнила

студентка группы юз-501

Злоказова Ксения Николаевна

 

Проверил

кандидат юридических наук, доцент

Андреев Юрий Витальевич

 

 

Челябинск
2012

Классификация осужденных к лишению  свободы. Порядок приема

 и распределения осужденных  по отрядам в исправительном  учреждении.

Раскрывая данную тему, в  первую очередь хотелось бы отметить, что правовые основы исполнения уголовных  наказаний в РФ значительно изменились. Были приняты  законодательные  акты,  натравленные   на совершенствование  деятельности  уголовно  -  исполнительных  учреждений   и органов,  на  приближение  порядка   и   условий   отбывания   наказаний   к общепризнанным международным стандартам. Особое место здесь  занимает  новый уголовно-исполнительный кодекс РФ, введенный в действие с 1 июля 1997  года, который существенно  отличается  от  Исправительно-трудового  кодекса  РСФСР 1971 года.

Значительное число введенных  в последние годы  законодательных  новелл зиждется  на  иных  теоретических  воззрениях,  нежели  многие  традиционные постулаты теории    советского    исправительно-трудового  права.  Вместе  с тем, освобождаясь от идеологических догм, не  следует  быть  "  Иванами,  не помнящими родства”. Многие передовые идеи, лежащие ныне в  основе  уголовно- исполнительного законодательства,  и  ранее  составляли  "  золотой  фонд  " исправительно-трудовой науки, хотя не всегда могли быть реализованы.

В данном  случае  мы  рассмотрим  один  из  основных  разделов  нового уголовно-исполнительного  кодекса  -  распределение  осужденных  к   лишению свободы по ИУ.

Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Классификация  осужденных  -  это  их   разделение   на   относительно однородные  группы  в  соответствии  с  избранными   критериями   и   целями исполнения наказания. Классификация осужденных к  лишению  свободы  ведет  к дифференцированному размещению относительно однородным групп осужденных ,  к их раздельному содержанию в учреждениях, исполняющих  наказание,  влияет  на внутреннюю структуру учреждений.

В соответствии с принятыми  ООН Минимальными  стандартами  обращения  с заключенными,  различные  категории  заключенных  должны  содержаться  "   в раздельных заведениях или в разных частях  одного  и  того  же  заведения  с учетом их пола,  возраста,  предшествующих  судимостей,  юридических  причин заключения и предписанного обращения с ними (ст. 8).

Отвечая целям исполнения  наказания,  классификация  осужденных  имеет собственные задачи:

- необходимость исключения  или ослабления    разлагающего  влияния  наиболее отрицательной части осужденных на иных лиц, отбывающих лишение свободы ;

- дифференцированное  применение  карательно-воспитательного  воздействия   к отдельным категориям лиц, совершивших преступления.

К дополнительным  задачам  классификации  осужденных  следует  отнести также дифференциацию средств обеспечения  жизнедеятельности  осужденных,  их медико-санитарного обеспечения, соблюдение санитарно - эпидемиологических  и санитарно - гигиенических требований.

Такие цели прямо вытекают из закрепленной в п.4 ст. 2  Закона РФ от 21 июля 1993 г. задачи обеспечения охраны здоровья осужденных. Основания  классификации  осужденных  разделяются  на  фактические   и юридические.

Фактические:

- социально - демографические:  пол, возраст, состояние здоровья,  наличие  у женщины малолетних детей, гражданство, и т. п.;

- уголовно-правовые: характер  и степень общественной опасности   совершенного преступления, срок наказания, наличие  судимости,  признание  особо  опасным рецидивистом, отбывание в прошлом лишения свободы ;

-  уголовно-исполнительные  (исправительно-трудовые),  связанные   в   первую очередь с поведением осужденного в период отбывания наказания.

Классификационные критерии получают отражение в законе  и  подзаконных актах. Соответствующие нормативные акты  выступают  тем  самым  юридическими основаниями классификации осужденных. Значительная  их  часть  предусмотрена уголовных  законом.  Вместе  с   тем   классификация   осужденных   является многоступенчатой  и  в  дальнейшем  углубляется  на  основе  норм   УК   РФ, подзаконных нормативных актов.

В соответствии с предписаниями  уголовного закона осужденные к  лишению свободы совершеннолетние мужчины направляются:

- в ИТК - поселения для  лиц, совершивших преступления  по  неосторожности,  к лишению свободы на срок не свыше 5 лет ;

- в ИТК - общего режима, впервые осужденные к лишению  свободы за  умышленные преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления ;

- в ИТК - строгого режима, впервые осужденным к  лишению   свободы  за  особо тяжкие преступления, а       при рецидиве  преступлений  ,  если  осужденный отбывал ранее лишение свободы,   и   женщинам  при  особо  опасном  рецидиве преступлений ;

- в ИТК - особого режима, при особо опасном рецидиве,  а   также  осужденным пожизненно. Для лиц, осужденных на срок не свыше   5  лет  за  особо  тяжкое преступление, а также  в  случаям  особо  опасного  рецидива  предполагается возможность назначения отбывания  части срока  наказания  в  тюрьме,  но  не более 5 лет.  (ст. 58 УК РФ).

Осуждаемым  к  лишению  свободы  совершеннолетним  женщинам  отбывание наказания назначается:

- в ИТК - строгого режима: признанным  особо   опасными   рецидивистками,  а также осужденным  за  особо  опасные  государственные преступления;

- в ИТК - поселения для  лиц, совершивших преступления  по неосторожности ;

- в ИТК -  поселения   для  лиц,  совершивших  умышленные  преступления,  к лишению свободы на срок не свыше 5 лет:

Другие  осужденные  к   лишению   свободы   совершеннолетние   женщины направляются для отбывания наказания в ИТК общего режима .

Отбывание наказания в  воспитательно-трудовых колониях  назначается:

- несовершеннолетним мужского пола, осуждаемым впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетним женского пола - в колониях общего режима;

- несовершеннолетним мужского  пола, ранее отбывавшим  лишение свободы,-  в колониях усиленного режима.

В  зависимости  от  характера  и   степени   общественной    опасности совершенного преступления, личности виновного и иных  обстоятельств дела судом,  с  указанием  мотивов  принятого  решения,  может   быть   назначено отбывание лишения свободы с отступлением от этих правил.

Закон, определяя общее  правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения.

 Так, в качестве  исключительных случаев направления  осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются:

а) состояние здоровья осужденных;

б) обеспечение их личной безопасности;

в) согласие самих осужденных.

Такое направление или  перевод осуществляется прежде всего  в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально  с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость  такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает  правило, согласно которому осужденные:

1) при особо опасном  рецидиве преступлений;

2) к пожизненному лишению  свободы; 

3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

4) к отбыванию наказания  в тюрьме;

5) женщины; 

6) несовершеннолетние;

7) иностранные граждане  и лица без гражданства 

могут направляться для отбывания  наказания в ИУ, которые находятся  на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения  о распределении осужденных по видам  ИУ конкретизированы в Инструкции о  порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что  компетентные органы, сознавая серьезное  социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение это имеет  в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает  создание воспитательных колоний для  содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они  в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении  существующих.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы  очень важным является период, связанный  с направлением осужденных для отбывания  наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения  свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления  определяется ст. 76 УИК РФ. а также  действующей в настоящее время  специальной инструкцией МВД  РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания  наказания осужденного и вид  ИУ, администрация следственного  изолятора обязана поставить  в известность одного из родственников  осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению  свободы направляются к месту  отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что  в исключительных случаях лица, впервые  осужденные к лишению свободы  на срок не свыше 5 лет, которым отбывание  наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного  согласия могут быть оставлены в  следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужденных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ является прием его в соответствующем  месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет  исключительно важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осужденного из следственного изолятора в данное ИУ.

Информация о работе Классификация осужденных к лишению свободы