Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 20:52, реферат
Цель работы - анализ проблем при реформировании уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на примере Федерального казенного учреждения следственный изолятор №3 ГУ ФСИН России по Челябинской области.
Оглавление
Введение
Возросший уровень признания и утверждения прав лиц, находящихся в местах лишения свободы. В основе такого положения лежат преобразования, нашедшие свое закрепление в принятых нормативных актах, регулирующих данные общественные отношения.
Это, в первую очередь, относится к Федеральному закону «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Указанные правовые акты отчетливо обозначили намерение России действовать в рамках правового поля, придерживаясь при этом приоритета и ценности прав и свобод человека и гражданина.
Изменения законодательной базы и реформирование ведомственной подчиненности уголовно-исполнительной системы в русле обеспечения ее большему соответствию международным стандартам в области обращения с заключенными. Предпринятые шаги в рассматриваемой области значительно оживили правовые и научные разработки данного правового института. Тем самым была продемонстрирована попытка правовыми и организационными средствами изменить сложившееся положение в местах предварительного заключения под стражу. Прошло более пяти лет с момента принятия Федерального закона «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», что дало основание диссертанту сделать определенные выводы и внести предложения, связанные с совершенствованием правового регулирования предварительного заключения под стражу.
Цель работы - анализ проблем при реформировании уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на примере Федерального казенного учреждения следственный изолятор №3 ГУ ФСИН России по Челябинской области.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (УИС), ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных бывшими заключенными, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, но и гуманизация условий содержания заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для реализации поставленных целей необходимо совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных. Кроме того, нужно изменить структуру уголовно-исполнительной системы. Предполагается создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы и отказ от коллективной формы содержания осужденных.
Важным является положение Концепции о необходимости раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы (УИС), ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития, сокращение рецидива преступлений, совершенных бывшими заключенными, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам, но и гуманизация условий содержания заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
Для реализации поставленных целей необходимо совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных. Кроме того, нужно изменить структуру уголовно-исполнительной системы. Предполагается создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы и отказ от коллективной формы содержания осужденных.
Важным является положение Концепции о необходимости раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного.
электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей.
Приоритетным является приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий.
В рамках дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы предполагается совершенствование научно-технического обеспечения деятельности психолога, оптимизация его диагностического инструментария за счет внедрения автоматизированных диагностических программ и формирования единого банка экспериментальных данных, позволяющего выделять ведущие криминогенные качества у осужденных за различные виды преступлений, оказывать индивидуальное и дифференцированное психологическое воздействие. В этой связи для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), будут внедрены базовые (обязательные) программы психологической коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество.
2. О месте службы
в уголовно-исполнительной
В настоящий период времени вопрос о месте, занимаемом профессиональной служебной деятельностью сотрудников УИС в общей
системе государственно-служебных отношений в теории административного права, остается открытым и полностью не исследованным, а в законодательстве до конца не регламентированным.
В связи с этим видится важным определить место, которое в настоящее время занимает или может занять служба в УИС в системе государственной службы РФ.
Рассмотрение указанного вопроса возможно с теоретической и правовой точек зрения.
Российская Федерация, стремясь стать полноправным членом международного сообщества, реализуя мероприятия по гуманизации пенитенциарной системы, приведению российского пенитенциарного законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, в 1996 г. присоединилась к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и Протоколам к нему.
Затем на основании Указов Президента РФ, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний, в соответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах, УИС с 1 сентября 1998 г. переведена под юрисдикцию Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).
Важно отметить, что до перехода учреждения и органы УИС являлись составной частью системы МВД России, а ее сотрудники проходили службу в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ).
Далее в соответствии с п. 13 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314 и п. 6 Указа Президента РФ "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" от 13.10.2004 N 1313 сотрудники учреждений и органов УИС Министерства юстиции Российской Федерации переведены в Федеральную службу исполнения наказаний и проходят службу в ФСИН России, ее территориальных органах, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, а также на предприятиях и в учреждениях, специально созданных для обеспечения деятельности УИС.
В связи с передачей и переводом возникли следующие потребности:
- в формировании в ведении
Минюста России УИС как
- в юридической регламентации
возникших новых
УИС как комплекс органов исполнительной власти в ведении Минюста России создана, а нормативный правовой акт, регламентирующий прохождение службы в учреждениях и органах ФСИН России, до сих пор не разработан и, соответственно, не принят, несмотря на то что с момента проведения указанных преобразований прошло уже почти 12 лет.
В связи с этим сегодня государственно-служебные отношения сотрудников УИС регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и утвержденной Приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76 на его основе Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Несмотря на преамбулу к Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, устанавливающую, что Положение регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД РФ, в настоящий период времени с правовой точки зрения сотрудники УИС не проходят ни службу в ОВД РФ, ни государственную службу, а служат в ФСИН России, ее учреждениях и органах.
Указанная действительность противоречит положению ст. 7 "Правоохранительная служба" Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (далее - ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"), которое устанавливает, что государственную службу должны проходить в том числе и сотрудники государственных органов, служб и учреждений, реализующие следующие государственно значимые функции: по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины).
Кроме этого, международные правовые акты рекомендуют РФ назначать сотрудников (персонал) пенитенциарных учреждений в качестве государственных служащих.
Например, в п. 3 правила 46 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и социальным советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) установлено, что сотрудников тюремной администрации следует назначать в качестве специализированных работников тюремного управления, пользующихся статусом государственных служащих.
Пункт 54.2 части III "Персонал пенитенциарных учреждений" Рекомендации N R (87) 3 Комитета министров Совета Европы "Относительно Европейских пенитенциарных правил" (принята Комитетом министров Совета Европы 12.02.1987) определяет, что "персонал состоит, как правило, из профессиональных штатных сотрудников, имеющих статус гражданских служащих, вследствие чего им гарантируется занятость, при условии добросовестного выполнения своих обязанностей, эффективности, физической пригодности, душевного здоровья и соответствующего уровня образования. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы позволить нанимать и сохранять на службе мужчин и женщин соответствующей квалификации; им предоставляются различные льготы и благоприятные условия службы, учитывающие характер труда и предъявляемые к персоналу требования".
Таким образом, рекомендации норм международного и российского права, произошедшие преобразования в России создали предпосылки для регламентации правоотношений, связанных с поступлением на службу в УИС, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) ее сотрудников в качестве государственных служащих.
Проблема в определении места службы в УИС в системе государственной службы неразрывно связана и с принятием федерального закона о правоохранительной службе РФ.
В рамках проводимой в России административной реформы, в частности в результате преобразований государственной службы, был принят ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Этот Закон (ст. 2) выделил следующие виды государственной службы: государственная гражданская, военная и правоохранительная.
Настоящий Закон впервые дал определение правоохранительной службе. Однако представленная дефиниция в настоящее время не применяется, поскольку до сих пор не принят и, соответственно, не введен в действие отдельный федеральный закон о правоохранительной службе. А необходимость введения в действие такого Закона обусловлена ст. 19 вышеуказанного законодательного акта.
Информация о работе Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации